12-754/2023
УИД 63RS0045-01-2023-002437-95
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
31 октября 2023г. г. Самара
Судья Промышленного районного суда г.Самары Мамакина В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Тандер» на постановление Административной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. б ч.1 ст.4.28 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» № 115-ГД от 01.11.2007г.,
УСТАНОВИЛ
Постановлением Административной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ АО «Тандер» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного п. б ч.1 ст.4.28 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» №115-ГД от 01.11.2007г.
Не согласившись с данным постановлением, АО «Тандер» обратилось в Промышленный районный суд г. Самары с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Тандер» прекратить. В обосновании жалобы указано, что совершенное правонарушение является малозначительным, кроме того, Административной комиссией Промышленного внутригородского района г.Самары нарушены требования Постановления Правительства РФ от 10.03.2022г. №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора)».
В судебном заседании представитель АО «Тандер» по доверенности Зеленов Н.А. жалобу поддержал в полном объеме.
Представитель Административной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самары в судебное заседание не явился. Извещены надлежаще. Представили письменные возражения на жалобу.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 4.28 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 г. «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» предусмотрена административная ответственность за неисполнение собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязанности участия в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с Законом Самарской области "О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области" и правилами благоустройства территории муниципального образования, выразившееся в непроведении мероприятий:
а) по очистке прилегающей территории от мусора и иных отходов производства и потребления, опавшей листвы, сухой травянистой растительности, сорной растительности, коры деревьев, порубочных остатков деревьев и кустарников;
б) по очистке прилегающей территории, за исключением цветников и газонов, от снега и наледи для обеспечения свободного и безопасного прохода граждан;
в) по обработке прилегающей территории противогололедными реагентами;
г) по покосу травы и обрезке поросли;
д) по установке, ремонту, окраске урн, а также очистке урн по мере их заполнения.
Основанием для привлечения АО «Тандер» к административной ответственности по ч.1 ст. 4.28 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 г. «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении Административной комиссии Промышленного внутригородского района г. о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства о том, что ДД.ММ.ГГГГ членом административной комиссии Промышленного внутригородского района г. о. Самара на территории, прилегающей к нежилому зданию магазина «Магнит» по адресу: <адрес> в пределах границ, установленных в соответствии с законом Самарской области «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области» и в соответствии с Правилами благоустройства № 444 от 08.08.2019г. установлен факт невыполнения работ по уборке территории от мусора, снега и наледи, очистке тротуаров, пешеходных дорожек от снега и наледи до асфальта на всю ширину для обеспечения свободного и безопасного прохода граждан (ч. 3 ст. 8 Правил благоустройства). АО «Тандер», являясь законным владельцем здания магазина «Магнит» по адресу<адрес> допустило неисполнение обязанности участия в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с законом Самарской области «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области» и в соответствии с Правилами благоустройства № 444 от 08.08.2019г.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
По смыслу статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контрольные (надзорные) мероприятия подразделяются на осуществляемые при взаимодействии с контролируемым лицом и без взаимодействия с контролируемым лицом.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 57 Закона N 248-ФЗ).
В соответствии с п. 1.2 Положения "О муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории Промышленного внутригородского района городского округа Самара", утвержденного Решением Совета депутатов Промышленного внутригородского района городского округа Самара от 27 октября 2021 г. N 66 (далее Положение) предметом муниципального контроля в сфере благоустройства является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами в сфере благоустройства на территории Промышленного внутригородского района городского округа Самара, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность; исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий.
Согласно п.1.3, 1.4 Положения контроль в сфере благоустройства осуществляется Администрацией Промышленного внутригородского района городского округа Самара (далее - Администрация). Должностными лицами Администрации, уполномоченными осуществлять контроль в сфере благоустройства, являются сотрудники сектора муниципального жилищного контроля, сотрудники отдела по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству (далее также - должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль).
Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль, при осуществлении контроля в сфере благоустройства имеют права, обязанности и несут ответственность в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ) и иными федеральными законами.
В соответствии с п.1.5 к отношениям, связанным с осуществлением контроля в сфере благоустройства, организацией и проведением профилактических мероприятий, контрольных мероприятий, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктами 3.1, 3.2, 3.3 Положения предусмотрены контрольные мероприятия, в том числе выездное обследование (посредством осмотра, инструментального обследования (с применением видеозаписи), испытания, экспертизы). Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся Администрацией без взаимодействия с контролируемыми лицами. Внеплановые контрольные мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.
В рассматриваемом случае в отношении общества в соответствии с частью 3 статьи 56 Закона N 248-ФЗ проводилось контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом - выездное обследование с проведением осмотра.
Часть 1 статьи 75 Закона N 248-ФЗ определяет выездное обследование как контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 75 Закона N 248-ФЗ в ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться: 1) осмотр; 2) отбор проб (образцов); 3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи); 4) испытание; 5) экспертиза.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица (часть 4 статьи 75 Закона N 248-ФЗ)
В силу части 2 статьи 57 Закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.3.8 Положения контрольные мероприятия, проводимые без взаимодействия с контролируемыми лицами, проводятся должностными лицами уполномоченными осуществлять контроль, на основании задания Главы (заместителя Главы) Промышленного внутригородского района городского округа Самара, задания, содержащегося в планах работы Администрации, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В случае принятия распоряжения Администрации о проведении контрольного мероприятия на основании сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного мероприятия, такое распоряжение принимается на основании мотивированного представления должностного лица, уполномоченного осуществлять контроль в сфере благоустройства, о проведении контрольного мероприятия.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.4.28 Закона Самарской области от 01.11.2007 года № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» вправе составлять: должностные рушение требований лица административных комиссий (председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь, члены комиссии) (п.9 ст.11.2 Закона) и должностные лица органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства (руководители департаментов, комитетов, управлений, их заместители, начальники отделов (инспекций, дирекций, комиссий, служб), их заместители, специалисты), (п.10 Закона).
Как видно из материалов дела в рамках рассмотрения обращений жителей района в целях осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории внутригородского района, выявления административных правонарушений в сфере благоустройства на территории внутригородского района (ч.2 ст. 26 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов») членом административной комиссии, начальником отдела потребительского рынка, услуг и защиты прав потребителей Ашурковым Л.Л. и членом административной комиссии, консультантом отдела потребительского рынка, услуг и защиты прав потребителей Алай H. A. проведен осмотр объекта потребительского рынка – магазина «Магнит», расположенного по адресу: <адрес> по результатам которого составлен акт осмотра объекта потребительского рынка.
Выявленные нарушения были положены в основу протокола об административном правонарушении ч. 1 ст. 4.28 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» в отношении АО «Тандер», который составлен консультантом отдела потребительского рынка, услуг и защиты прав потребителей Администрации Промышленного внутригородского района г. о. Самара Алай Н.А.
В рассматриваемом случае в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, должностным лицом выявлены конкретные нарушения, которые и послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с задачами законодательства об административных правонарушениях.
Следует отметить, что задание уполномоченного должностного лица уполномоченного органа на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, или задания, содержащегося в планах работы контрольного (надзорного) органа, как и согласования с органами прокуратуры, отсутствуют.
В нарушение требований части 2 статьи 88 Федерального закона N 284-ФЗ акт проверки должностным лицом не составлялся и в адрес общества не направлялся.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В связи с изложенным постановление Административной комиссии Промышленного внутригородского района г. о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь положениями ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Постановление Административной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. б ч.1 ст.4.28 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» № 115-ГД от 01.11.2007г. в отношении АО «Тандер» отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Жалобу защитника АО «Тандер» Зеленова Н. А.– удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г.Самары в течение 10 дней с момента получения его копии.
Судья В.С.Мамакина