Дело № 3а-156/2019 (42OS0000-01-2019-000073-67)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего Пушкаревой Н.В.
при секретаре Куйлибаевой З.К.
с участием прокурора Самойлова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
«8» апреля 2019 года
дело по административному исковому заявлению Смехнова Евгения Владимировича, Смирнова Виктора Олеговича о признании недействующей статьи 6 Закона Кемеровской области от 4 февраля 2019 года № 1-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области»,
У С Т А Н О В И Л:
статьёй 2 Закона Кемеровской области «Об отдельных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований» от 13 ноября 2014 года № 94-ОЗ (далее - Закон № 94-ОЗ) регламентируются вопросы избрания глав муниципальных образований, расположенных на территории Кемеровской области.
Законом Кемеровской области от 4 февраля 2019 года № 1-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области», опубликованным в официальном издании «Кузбасс», 12 февраля 2019 года, № 11 (далее - Закон № 1-ОЗ), а именно статьёй 6, в статью 2 Закона № 94-ОЗ внесены изменения:
в пункте 2 слова «пунктами 3-5» заменить словами «пунктом 3»;
в пункта 3 слова «, за исключением случаев, установленных пунктами 4 и 5 настоящей статьи,» исключить;
пункт 4 признать утратившим силу;
пункт 5 признать утратившим силу.
Согласно статье 7 Закона № 1-ОЗ он вступает в силу в день следующий за его официальным опубликованием и применяется к правоотношениям, возникшим после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу названного Закона.
Смехнов Е.В., Смирнов В.О. обратились в суд с административными исковыми заявлениями (с учетом дополнений) о признании недействующей с момента принятия статьи 6 Закона № 1-ОЗ считая, что при его принятии не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 1 декабря 2015 года № 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Постановление Конституционного Суда № 30-П), а также допущены нарушения их прав на непосредственное участие в выборах органов местного самоуправления (л.д. 7-12, 73-77, 144-147).
В судебном заседании Смехнов Е.В., Смирнов В.О., представитель Миропольцев Д.Д. просили требования удовлетворить, указывая на допущенные процедурные нарушения в ходе принятия нормативного акта, нарушение активного и пассивного избирательного права административных истцов, ввиду невозможности принимать участие в выборах главы Новокузнецкого городского округа.
Представители Совета народных депутатов Кемеровской области Максимов А.О., Калмыкова Ж.С., представитель Губернатора Кемеровской области Федотова В.И. в судебном заседании возражали в удовлетворении заявленных требований, к материалам дела приобщили письменные возражения, на доводах которых настаивали (л.д. 39-43, 54-58, 85-94, 104-110).
Выслушав административных истцов, их представителя, представителей административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Самойлова А.А., полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «б» части 1 статьи 39 Устава Кемеровской области Совет народных депутатов Кемеровской области осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Кемеровской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 42 Устава Кемеровской области установлено, что формами работы Совета народных депутатов Кемеровской области являются сессии, состоящие из заседаний, и иные установленные законом Кемеровской области и (или) Регламентом указанного органа формы, в ходе которых все отнесенные к его ведению полномочия реализуются путем принятия соответствующих законов и постановлений.
Порядок рассмотрения законопроектов установлен статьями 49 - 54 «Регламента Совета народных депутатов Кемеровской области», утвержденного Постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от 28 октября 2009 года № 492 «О Регламенте Совета народных депутатов Кемеровской области».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 46 Устава Кемеровской области Губернатор Кемеровской области обнародует законы Кемеровской области, удостоверяя их обнародование путем подписания законов, либо отклоняет законы, принятые Советом народных депутатов Кемеровской области.
Из протокола № 10 заседания девятой сессии Совета народных депутатов Кемеровской области пятого созыва от 23 января 2019 года следует, что на заседании сессии присутствовало 42 депутата из 46 избранных. Председателем комитета по вопросам государственного устройства, местного самоуправления и правоохранительной деятельности Зелениным А.А. был представлен к утверждению в первом и втором чтении проект закона Кемеровской области «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области», по результатам обсуждения и голосования принято решение о принятии законопроекта в первом и втором (окончательном) чтении (л.д. 11, 113, 136-140). Закон подписан Губернатором Кемеровской области 4 февраля 2019 года, опубликован в установленном порядке (л.д. 138-141, 121).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, подписан Губернатором Кемеровской области и надлежащим образом опубликован.
В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым части 1 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно абзацу первому части 3 статьи 34 данного Федерального закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 и 3 части 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию; в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию.
В целях реализации положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Совет народных депутатов Кемеровской области Закон № 94-ОЗ, которым определен порядок избрания глав муниципальных образований в Кемеровской области.
Согласно данному закону (в редакции Закона Кемеровской области от 25 декабря 2015 года № 127-ОЗ) общий порядок избрания глав муниципальных образований – муниципальные выборы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, за исключением случаев, установленных пунктами 3-5 статьи 2 указанного закона.
Пунктами 4 и 5 статьи 2 Закона № 94-ОЗ определён порядок избрания глав городских округов – административного центра Кемеровской области, а также городского округа на территории которого находится постоянное судебное присутствие Кемеровского областного суда, образованное в соответствии с федеральным законом и (или) численность населения в котором составляет свыше 500 тыс. человек, на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В муниципальных образованиях, наделенных законами Кемеровской области отдельными государственными полномочиями, глава муниципального образования, за исключением пунктов 3, 4 статьи 2 Закона, глава избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Закон № 1-ОЗ исключив из статьи 2 пункты 4-5, с учетом изменений, внесенных в пункты 2,3 статьи 2, в отношении муниципальных образований Кемеровский и Новокузнецкий городские округа исключил возможность избрания глав данных муниципальных образований посредством муниципальных выборов. С учетом того, что Законами Кемеровской области данные городские округа наделены отдельными государственными полномочиями, избрание их глав, с периода определенного данным законом, должно осуществляться представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Оспаривая Закон № 1-ОЗ в части статьи 6 административные истцы указывают, что внесенные в Закон № 94-ОЗ изменения противоречат федеральному закону, позиции Конституционного Суда, нарушают их права.
Оценивая данный довод суд приходит к следующему.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. Порядок его избрания регламентирован пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» и предусматривает среди возможных несколько альтернативных способов избрания на должность: на муниципальных выборах, представительным органом муниципального образования из своего состава, представительным органом муниципального образования из числа кандидатов представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. При этом ни один из указанных способов не подразумевает свою исключительность применительно к конкретной ситуации либо территориальному образованию.
Исключая, посредством внесения в закон № 94-ОЗ изменений, возможность прямых выборов в пределах двух муниципальных образованиях Кемеровской области и фактически устанавливая выборы их глав представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, законодатель Кемеровской области действовал в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в пределах предоставленных ему полномочий, не нарушая права граждан на осуществление местного самоуправления. Действия законодателя в данном случае обусловлены необходимостью эффективного осуществления должностных полномочий органом местного самоуправления и вопреки доводам административных истцов не направлены на ограничение прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в оспариваемой части Закон № 1-ОЗ не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении №30-П и не нарушает прав административных истцов избираться в представительные органы местного самоуправления, в качестве избранных депутатов участвовать в избрании глав городских округов либо опосредованно реализовать свои права через депутатов избранных на муниципальных выборах.
При этом доводы административных истцов о допущенных процедурных нарушениях при принятии оспариваемого закона, не нашли своего подтверждения. Предусмотренный Законом Кемеровской области «О законодательной деятельности», Постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от 28 октября 2009 года № 492 «О регламенте Совета народных депутатов Кемеровской области», Постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от 28 марта 2007 года № 2164 «Об утверждении правил по юридико-техническому оформлению проектов законов Кемеровской области», статьёй 12 Устава Кемеровской области порядок внесения законопроекта для рассмотрения в Совет народных депутатов, подготовки к рассмотрению, рассмотрения, принятия, подписании и опубликования соблюден. Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не затрагивает бюджетные правоотношения ссылка на нарушение статьи 12 Устава Кемеровской области не обоснована.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемые полностью или в части нормативные правовые акты признаются соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах требования Смехнова Е.В., Смирнова В.О. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Смехнова Евгения Владимировича, Смирнова Виктора Олеговича о признании недействующей статьи 6 Закона Кемеровской области «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области» от 4 февраля 2019 года №1-ОЗ отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.
В окончательной форме решение принято 15 апреля 2019 года.
Судья: Пушкарева Н.В.