РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 апреля 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чирковой Е.А.
при помощнике судьи Татарницевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-668/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Анисимову А.П. о взыскании недоимки по налогу на имущество, транспортному налогу, земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с указанным административным иском к Анисимову А.П. о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 12 030,17 руб., в том числе:
по требованию № 38028 от 24.12.2020г.: по налогу на имущество с физических лиц ОКТМО 36701345: за 2019г. в размере 9 804,00 руб., пени в сумме 30,56 руб. за период с 02.12.2020г. по 23.12.2020 г.;
по требованию № 36341 от 23.12.2020г.: по транспортному налогу ОКТМО 36701305: за 2019г. в размере 1 984,84 руб., пени в сумме 21,21 руб. за период с 02.12.2020г. по 22.12.2020г.;
по требованию № 16250 от 05.07.2019г.: по земельному налогу ОКТМО 36618448: за 2017г. пени в сумме 9,75 руб. за период с 04.12.2018г. по 04.07.2019г.;
по требованию № 29239 от 17.12.2020г.: по земельному налогу ОКТМО 36618448: за 2019г. в размере 178,00 руб., пени в сумме 0,38 руб. за период с 02.12.2020г. по 16.12.2020г.;
по требованию № 605 от 10.01.2020г.: по земельному налогу ОКТМО 36618448: за 2018г. пени в сумме 1,43 руб. за период с 03.12.2019г. по 09.01.2020г.
В обоснование своих требований административный истец указал, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога за 2019г., земельного налога за 2017-2019гг., налога на имущество за 2019г., в связи с наличием объектов налогообложения, указанных в налоговых уведомлениях. На момент подачи административного иска Анисимов А.П. сумму задолженности не оплатил.
Протокольным определением суда от 20.03.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена МИФНС России №21 по Самарской области.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
Представитель административного истца МИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 4).
В судебном заседаним административный ответчик Анисимов А.П. просил в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица МИФНС России №21 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении судебного заседания не заявил.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица не признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, материалы административного дела № 2а-213/2022 по заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области о выдаче судебного приказа о взыскании налоговых недоимок с Анисимова А.П., суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ (в редакции, действующий в период возникновения обязательств по уплате налогов) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пункт 2 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующий в период возникновения обязательств по уплате налогов) устанавливает, если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно п. 6 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующий в период возникновения обязательств по уплате налогов) неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
На основании статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Положениями пункта 1 статьи 408 НК РФ предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения в силу п. 1 ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
По правилам пункта 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Пунктом 4 указанной правовой нормы предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения транспортным налогом, согласно ст. 358 НК РФ, являются указанные в данной статье транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства, а налогоплательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть владелец транспортного средства.
Ст. 2 Закона Самарской области от 06.11.2002 № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» установлены размеры ставок, применяемых для транспортного налога.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения задолженности по уплате налогов) требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 75 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения задолженности по уплате налогов) предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Анисимов А.П. является плательщиком налога на имущество за 2019г. в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, а именно:
квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № (л.д. 35-36);
нежилого помещения (гаража), расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № (л.д. 37-38).
Также Анисимов А.П. является плательщиком транспортного налога за 2019г. в связи с наличием в его собственности объекта налогообложения, а именно: транспортного средства <данные изъяты>, г/н № (л.д. 42-43).
Кроме того, Анисимов А.П. является плательщиком земельного налога за 2017-2019гг. в связи с наличием в его собственности объекта налогообложения, а именно: земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
В соответствии со ст. 32 НК РФ в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления № 60630637 от 23.08.2018 за налоговый период 2017г. (транспортный налог в размере 7 129 руб., земельный налог в размере 178,00 руб., налог на имущество в размере 8 102,00 руб.) (л.д. 17), № 43225130 от 25.07.2019 за налоговый период 2018г. (транспортный налог в размере 7 129 руб., земельный налог в размере 178,00 руб., налог на имущество в размере 8 912,00 руб.) (л.д. 15), № 54129782 от 01.09.2020 за налоговый период 2019г. (транспортный налог в размере 7 129 руб., земельный налог в размере 178,00 руб., налог на имущество в размере 9 804,00 руб.) (л.д. 16), содержащие сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, собственности, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект, сумме налоговых льгот и в результате полученной сумме налога, подлежащей уплате.
По причине неуплаты (несвоевременной уплаты) налога на имущество с физических лиц за 2019г., транспортного налога за 2019г., земельного налога за 2017-2019 гг. в адрес административного ответчика направлены требования об уплате налогов и пени:
требование № 16250 от 05.07.2019г. об уплате земельного налога за 2017г. в размере 178,00 руб., пени в сумме 9,75 руб. со сроком уплаты до 25.10.2019г. (л.д. 11);
требование № 605 от 10.01.2020г. об уплате земельного налога за 2018г. в размере 178,00 руб., пени в сумме 1,43 руб. со сроком уплаты до 11.02.2020г. (л.д. 10);
требование № 29239 от 17.12.2020г. об уплате земельного налога за 2019г. в размере 178,00 руб., пени в сумме 0,38 руб. со сроком уплаты до 19.01.2021г. (л.д. 12);
требование № 36341 от 23.12.2020г. об уплате транспортного налога за 2019г. в размере 7 129,00 руб., пени в сумме 21,21 руб. со сроком уплаты до 09.02.2021г. (л.д. 13);
требование № 38028 от 24.12.2020г.: по налогу на имущество с физических лиц ОКТМО 36701345: за 2019г. в размере 9 804,00 руб., пени в сумме 30,56 руб. за период с 02.12.2020г. по 23.12.2020 г.
Указанные требования в полном объеме не исполнены.
Размер задолженности административного ответчика составляет:
по требованию № 38028 от 24.12.2020г.: по налогу на имущество с физических лиц ОКТМО 36701345: за 2019г. в размере 9 804,00 руб., пени в сумме 30,56 руб. за период с 02.12.2020г. по 23.12.2020 г.;
по требованию № 36341 от 23.12.2020г.: по транспортному налогу ОКТМО 36701305: за 2019г. в размере 1 984,84 руб., пени в сумме 21,21 руб. за период с 02.12.2020г. по 22.12.2020г.;
по требованию № 16250 от 05.07.2019г.: по земельному налогу ОКТМО 36618448: за 2017г. пени в сумме 9,75 руб. за период с 04.12.2018г. по 04.07.2019г.;
по требованию № 29239 от 17.12.2020г.: по земельному налогу ОКТМО 36618448: за 2019г. в размере 178,00 руб., пени в сумме 0,38 руб. за период с 02.12.2020г. по 16.12.2020г.;
по требованию № 605 от 10.01.2020г.: по земельному налогу ОКТМО 36618448: за 2018г. пени в сумме 1,43 руб. за период с 03.12.2019г. по 09.01.2020г.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Согласно статье 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Статьей 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент выставления требований) установлено, что заявление о взыскании подаётся налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, сроки для обращения в суд по указанным требованиям у административного истца истекли.
Срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа по требованиям № 16250 от 05.07.2019г., № 605 от 10.01.2020г., № 29239 от 17.12.2020г., № 36341 от 23.12.2020г., № 38028 от 24.12.2020г., размер задолженности по которым превысил 10 000 руб. - до 26.07.2021г. (26.01.2021 г.+ 6 мес.).
Вместе с тем, с заявлением о вынесении судебного приказа МИФНС России №23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №6 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области 02.02.2022г., то есть с пропуском установленного шестимесячного срока для налогового органа для обращения к мировому судье с заявлением о выдачей судебного приказа.
В материалах дела 2а-213/2022 судебного участка №6Железнодорожного судебного района г. Самары содержится требование №138028 по состоянию на 30.07.2021, которым ответчику предложено погасить недоимку по налогу в размере 9804 руб., начисленные пени в размере 30,56 руб. в срок до 30.08.2021г., однако не представлено доказательств направления указанного требования ответчику. Кроме того суд обращает внимание, что требование 138028 к настоящему административному иску не приложено.
Налоговый орган, обратившись к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с собственника спорного налога.
Уважительных причин, которые препятствовали своевременному обращению с заявлением о выдаче судебного приказа, по делу не установлено и налоговым органом не указано, несмотря на предоставление судом такой возможности.
То обстоятельство, что настоящий административный иск подан в суд в пределах шести месяцев после отмены судебного приказа, не является основанием для вывода о соблюдении налоговым органом сроков принудительного взыскания и не свидетельствует о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. № 479-О-О). Следовательно, соблюдение всех предусмотренных законом сроков для принудительного взыскания недоимки, в том числе и в приказном порядке, имеет существенное значение и подлежит проверке.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ). В указанном случае арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа (пункт 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ).
Приведенное разъяснение по аналогии применимо к взысканию обязательных платежей в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
Таким образом, поскольку налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа по истечении срока на судебное взыскание недоимки, в принятии такого заявления следовало отказать. Вынесение судебного приказа само по себе не означает восстановление срока на судебное взыскание, так как вопрос о восстановлении процессуального срока требует исследования причин его пропуска, что невозможно в рамках приказного производства.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске срока обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, в связи с чем заявленные требования МИФНС России №23 по Самарской области о взыскании с Анисимова А.П. недоимки по обязательным платежам: по налогу на имущество с физических лиц за 2019г. в размере 9 804,00 руб., пени в сумме 30,56 руб. за период с 02.12.2020г. по 23.12.2020 г.; по транспортному налогу за 2019г. в размере 1 984,84 руб., пени в сумме 21,21 руб. за период с 02.12.2020г. по 22.12.2020г.; по земельному налогу за 2017г. - пени в сумме 9,75 руб. за период с 04.12.2018г. по 04.07.2019г.; по земельному налогу за 2019г. в размере 178,00 руб., пени в сумме 0,38 руб. за период с 02.12.2020г. по 16.12.2020г.; по земельному налогу за 2018г. - пени в сумме 1,43 руб. за период с 03.12.2019г. по 09.01.2020г., удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Анисимову А.П. о взыскании недоимки по налогу на имущество, транспортному налогу, земельному налогу - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02 мая 2023 года.
Судья Е.А. Чиркова