Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3469/2017 ~ М-3745/2017 от 28.11.2017

...

Дело № 2а-3469/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2017 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Мелентьевой Т.А.,

при секретаре Оленёвой О.И.,

с участием:

административного истца Крупенникова Б.В.,

представителя административного истца Севергиной Я.В., выступающей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Чиченковой Ю.А., выступающей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному исковому заявлению Крупеникова Б.В. к департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ , возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Крупеников Б.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, в котором просит признать незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ , обязать выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>

В обоснование административного иска указано, что в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец приобрел в собственность земельный участок площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, с расположенным на указанном земельном участке жилым домом, общей площадью 43,1 кв. м., с целью строительства индивидуального жилого дома.

Земельный участок приобретался истцом для целей строительства индивидуального жилого дома.

Для реализации данной цели истец обратился в администрацию г.Томска по вопросу подготовки утверждения в отношении принадлежащего последнему земельного участка ГПЗУ.

Постановлением администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка истца был утвержден ГПЗУ от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к ответчику с запросом о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано со ссылкой на расположение земельного участка в границах территориальной зоны Ж-4.

Поскольку принятое решение об отказе в выдаче разрешения на строительство являлось незаконным и нарушающим права административного истца на использования принадлежащего земельного участка в соответствии его разрешенным использованием, таковое было оспорено в установленном порядке в Советский районный суд г.Томска. Решением Советского районного суда г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение в обозначенной части было признано несоответствующим требованиям действующего законодательства. Указанный судебный акт был оставлен без изменения судом апелляционной инстанции.

После вступления решения Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, с приложением такового, Крупеников Б. В. вновь обратился к ответчику с заявлением ( от ДД.ММ.ГГГГ) о получении разрешения на строительство.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамента истцу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома вновь было отказано со ссылкой на расположение земельного участка в границах территориальной зоны Ж-4, согласно Правил землепользования и застройки в которой строительство и эксплуатация индивидуальных жилых домов не предусмотрена.

Указанное решение полагает незаконно.

Зонирование городской территории было установлено посредством принятия Думой г. Томска Решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым были утверждены Правила землепользования и застройки.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Город Томск» земельный участок, принадлежащий истцу расположен в территориальной зоне Ж-4 градостроительным регламентом которой размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено.

Земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности имеет разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.

Ссылаясь на положения ст.1, п.3 ст5, п.6 ст.3, п.1 ст.6 Правил землепользования и застройки, п.4 ст. 85 Земельного кодекса, земельный участок может использоваться истцом по имеющемуся виду разрешенного использования, то есть для целей индивидуального жилищного строительства. Указанное использование земельного участка опасности для жизни и здоровья граждан и окружающей среды не представляет, соответственно, отсутствуют основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Как указано выше о нарушении прав истцу стало известно из письма ДАиГ от ДД.ММ.ГГГГ .

Административный истец и его представитель в судебном заседании требования поддержали по указанным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска, поддержала доводы, изложенные в отзыве, ссылаясь в качестве правового обоснования на ч.1, ч.13 ст. 51, п.9 ст.1, п.3 ч.2 ст. 30, ч.2, ч.4ст.85, ч.1 ст.36 ГрК РФ, п.1 ст.263 ГК РФ, пп.2 п.1 ст.40, пп.8 п.1 ст.1, п.2 ст.7 ЗК РФ, указывает, что с учетом приведенных норм использование земельного участка его правообладателем в любом случае предопределяется не только видом разрешенного использования земельной участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, но и теми требованиями, которые предъявляются градостроительными регламентами к территориальным зонам, в пределах которой находится спорный земельный участок. В этой связи не допускается строительство индивидуальных жилых домов на земельном участке, расположенном в территориальной зоне, не предусматривающей подобные вид использования земельного участка, независимо от вида разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в государственный: кадастр недвижимости. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образована «Город Томск», утвержденным решением Думы г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок с кадастровым номером ... находится в зоне Ж-4 Зона садоводств и дачных участков. Данный факт подтверждается представленным административным истцом градостроительным планом земельного участка. Для территориальной зоны Ж-4 виды разрешенного использования определены статьей 34 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Горох Томск»: основными видами являются садовые и дачные дома; вспомогательными видами разрешенного использования - дворовые постройки (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.); постройки для содержания мелких животных: сады, огороды, палисадники; индивидуальные гаражи на придомовом участке на 1-2 легковых автомобиля; встроенный в жилой дом гараж на 1-2 легковых автомобиля; условно разрешенные виды использования - пункты оказания первой медицинской помощи; отделения, участковые пункты полиции; аптеки; конфессиональные объекты; магазины; погреба, погребной комплекс. Размещение индивидуальных жилых домов в данной территориальной зоне не предусмотрено. Учитывая, что земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж-4 (зона садоводств и дачных участков), и строительство на нем индивидуального жилого дома запрещено, основания для выдачи разрешения на строительство отсутствуют. Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ по делу , оставленным без изменения апелляционным определением Томского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, на департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска не возложена обязанность выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>. Действующее законодательство не содержит безусловного запрета на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес> при соблюдении определенных условий и ограничений, установленных для зоны Ж-4 градостроительным регламентом. Считает, что отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> соответствующим требованиям статьи 51 ГрК РФ и административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, продление срока действия разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, внесение изменений в разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства», утвержденного постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ , и не нарушающим права административного истца как собственника земельного участка, в связи с чем просил отказать административному истцу в удовлетворении административного иска.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично, по следующим основаниям.

Согласно статье 46 Конституции РФ, положениям главы 22 КАС РФ, пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд гражданином или организацией.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое решение ДАиГ администрации г. Томска, выраженное в письме датировано ДД.ММ.ГГГГ. С настоящим административным иском истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

В силу ч. 9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.

Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на выдачу разрешения на строительство; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства; описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В случае, если к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено заключение, указанное в части 10.1 настоящей статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления направляет описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (п. 1 ч. 11.1 ст. 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство (с учетом применения положений ч. 11.1 настоящей статьи): проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 ГрК РФ, к которым отнесено:

- отсутствие необходимых документов;

- несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка или требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

- с 1 января 2017 г. - поступившее от органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Материалами дела установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Крупеников Б.В. является собственником земельного участка, площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ....

Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права серии ... , выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-8).

Из содержания иска, а также пояснений Крупеникова Б.В. следует, что указанный земельный участок приобретался им в собственность с целью строительства индивидуального жилого дома.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии ... от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ видом разрешенного использования указанного земельного участка является – индивидуальное жилищное строительство (л.д.8-10).

ДД.ММ.ГГГГ Крупеников Б.В. обратился в администрацию Города Томска с запросом о подготовке и выдаче в отношении земельного участка градостроительного плана.

Постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> было постановлено утвердить градостроительный план земельного участка, регистрационный номер ..., который был подготовлен МБУ «Архитектурно-планировочное управление» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-20)

ДД.ММ.ГГГГ Крупеников Б.В. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска с запросом о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Письмом Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ Крупеникову Б.В. было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес> (л.д.29).

Согласно данному решению, Крупеникову Б.В. было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес> по двум основаниям.

Первым основанием являлось представление истцом документации, не соответствующей требованиям градостроительного плана земельного участка, а именно, не представление схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно второму основанию, в силу Правил землепользования и застройки, строительство и эксплуатация индивидуальных жилых домов в качестве допустимого вида использования земельного участка, расположенного в зоне Ж4, не предусмотрено.

Не согласившись с данным решением от ДД.ММ.ГГГГ , истец обратился с иском к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ , обязании выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

Решением Советского районного суда г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска Крупеникова Б.В. к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ , обязании выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, отказано.

Апелляционным определением судебно1 коллегии по административным делам Томского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Советского районного суда г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

ДД.ММ.ГГГГ Крупеников Б. В. вновь обратился к ответчику с заявлением о получении разрешения на строительство.Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамента истцу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома вновь было отказано, поскольку согласно градостроительному плану земельного участка, выполненному согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденным решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687, земельный участок с кадастровым номером ... расположен в границах территориальной зоны Ж-4 «Зона садоводств и дачных участков, виды разрешенного использования которой не предусматривают строительство индивидуального жилого дома». Возведение индивидуального жилого дома в указанной территориальной зоне противоречит требованиям подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ. Проектная документация, а именно схема планировочной организации земельного участка по адресу: <адрес>, являющаяся проектным документом, не соответствует градостроительному плану земельного участка в части градостроительного регламента, предусмотренного Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» для данной территориальной зоны. Не допускается строительство индивидуальных жилых домов на земельном участке, расположенном в территориальной зоне, не предусматривающей подобный вид использования земельного участка, независимо от вида разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (л.д.48).

Исследовав содержание принятого департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска ДД.ММ.ГГГГ , суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом, зонирование городской территории установлено посредством принятия Думой г.Томска Решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым были утверждены Правила землепользования и застройки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены аналогичные положения.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации недвижимости не соответствуют установленном) градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Федерации правила землепользования и застройки призваны только права и законные интересы собственников и обладателей иных земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, з частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Таким образом, приоритет публичной цели устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации) обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, разрешенное использование которых изменяется в связи с изменением территориального зонирования и, содержания градостроительного регламента на основании принятых или измененных правил землепользования и застройки. При этом реализация этой цели осуществляется в рамках закрепленных в законодательстве гарантий и механизмов защиты прав собственников, к которым в частности относится и положение части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, допускающее возможность при соблюдении определенных условий эксплуатации таких земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования.

Возможность продолжения прежнего использования земельных участков также прямо предусмотрена абзацем 4 пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

Аналогичное положение предусмотрено и пунктом 1 статьи 6 Правил землепользования и застройки в г. Томске.

Вместе с тем для случаев реконструкции существующих объектов недвижимости и строительства новых объектов недвижимости абзацем 6 пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что они могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Анализ приведенных правовых норм указывает на то, что при принятии правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без ограничения по сроку, при этом новое строительство возможно только в соответствии с требованиями установленного градостроительного регламента.

Федеральное законодательство, ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки. Данные ограничения не распространяются на земельные участки, разрешения на строительство на которых выданы до вступления в силу Правил землепользования и застройки в г. Томске (пункт 2 статьи 5 настоящих Правил).

Таким образом, несмотря на то, что земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности, имеет вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», возведение нового объекта недвижимости на данном участке возможно, если оно допускается требованиями градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки муниципального образования.

Документом градостроительного зонирования в г. Томске, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, является Правила землепользования и застройки в г. Томске, утвержденные решением Думы г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ.

Из градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>, утвержденного постановлением администрации Города Томска от, ДД.ММ.ГГГГ, следует, что земельный участок, принадлежащий Крупеникову Б.В., расположен в территориальной зоне Ж-4.

Согласно Правилам землепользования и. застройки в г. Томске зона садоводств и дачных участков Ж-4 предназначена для размещения садовых и дачных участков с правом возведения жилого строения используемых населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур.

Основным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне Ж-4 является размещение садовых и дачных домов, а вспомогательными видами - дворовые постройки (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.); постройки для содержания мелких животных; сады, огороды, палисадники; индивидуальные гаражи на придомовом участке на 1-2 легковых автомобиля; встроенный в жилой дом гараж на 1- 2 легковых автомобиля.

Частями 1- 3, 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Аналогичные положения о составе земель населенных пунктов и территориальных зонах закреплены в статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в пункте 5 которой отмечено, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.

Из Правил землепользования и застройки - в г. Томске следует, что территориальная зона Ж-4 входит в состав жилых зон.

При этом в соответствии с абзацами вторым, третьим пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В силу части 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Классификатором видов разрешенного использования земельных участков утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540, установлен вид разрешенного использования «ведение дачного хозяйства» (код 13.3), который в описании своем предусматривает размещение жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей).

Согласно положениям абзаца 4 статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачные земельные участки предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля.

В силу положений подпункта 4 пункта Л статьи 19 Федерального закона № 66-ФЗ член дачного некоммерческого объединения вправе осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке.

Статьей 8 названного закона установлено, что граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.

Из толкования указанных норм в их взаимной связи следует, что в законодательстве отсутствует прямой запрет на строительство на дачных земельных участках, в том числе не входящих в состав дачных некоммерческих объединений, к которым относятся и участки с видом разрешенного использования «дачные дома», являющимся основным для территориальной зоны Ж-4.

Размещение на земельных участках, относящихся к данной территориальной зоне, отдельно стоящих жилых домов коттеджного типа на одну семью в 1-3 этажа с придомовыми участками, предусмотрено Правилами землепользования и застройки в г.Томске, на что указывает таблица с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для названной зоны.

При этом градостроительный план земельного участка, представляющий собой в силу статей 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации выписку из правил землепользования и застройки применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях, также не содержит безусловного запрета на строительство жилого дома на данном участке.

Таким образом, сам по себе факт нахождения земельного участка административного истца в зоне Ж-4, не исключает возможности возведения на нем жилого дома при соблюдении определенных условий и ограничений, установленных для названной зоны градостроительным регламентом и не может свидетельствовать о несоответствии представленных истцом документов требованиям градостроительного плана земельного участка в части градостроительного регламента, предусмотренного Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» для данной территориальной зоны.

С учетом изложенного суд, приходит к выводу, что при обращении с заявлением о выдаче разрешения оснований, предусмотренных ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении муниципальной услуги по выдаче спорного разрешения, не имелось, а оспариваемое решение, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и нарушает права заявителя на получение соответствующей муниципальной услуги в установленном порядке.

Пунктом 5 ч.1 ст.8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Администрация г. Томска, в числе прочих, входит в структуру органов местного самоуправления в качестве исполнительно - распорядительного органа муниципального образования «Город Томск», состоящего из отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации, которые могут быть наделены ее полномочиями, указанными в п.1 ст.38 настоящего Устава (ст. ст. 25, 39 Устава города Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475)

Согласно Положению о департаменте архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, утвержденного решением Думы г. Томска от 30.10.2007 №683, к предмету деятельности Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, как отраслевого органа администрации, отнесена выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

Как следует из п.п. 2.1.-2.2. Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 14.11.2011 N 1248, муниципальная услуга по подготовке и выдачи разрешений на строительство предоставляется администрацией Города Томска в лице ДАиГ.

Принимая во внимание, что выдача разрешений на строительство относится к компетенции департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, то оснований для удовлетворения требования о возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> не имеется.

Вместе с тем, суд считает возможным возложить обязанность на департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление Крупеникова Б.В. о получении разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу <адрес> и принять решение в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление требования Крупеникова Б.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ .

В остальной части исковых требований отказать.

Возложить обязанность на департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление Крупеникова Б.В. о получении разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу <адрес> и принять решение в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: (подпись)

Копия верна

Судья:                                    Т.А. Мелентьева

...

...

...

...

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.

2а-3469/2017 ~ М-3745/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Крупеников Борис Владимирович
Ответчики
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска
Другие
Севергина Янина Валерьевна
Чиченкова Юлия Анатольевна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Мелентьева Т.А.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
28.11.2017Регистрация административного искового заявления
28.11.2017Передача материалов судье
28.11.2017Решение вопроса о принятии к производству
28.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2017Подготовка дела (собеседование)
14.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2017Судебное заседание
25.12.2017Судебное заседание
09.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2019Дело оформлено
27.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее