Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1086/2018 ~ М-426/2018 от 26.01.2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 февраля 2018 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Бетиной Г.А.,

при секретаре Григорьевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1086/2018 по иску Прокурора г.Тольятти в интересах Тарасовой Н.Н. к Администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда,

установил:

Прокурор г.Тольятти обратился с иском в интересах Тарасовой Н.Н. к Администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что в ходе проведенной проверки жилищного законодательства установлено, что Тарасова Н.Н., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Решением Пластского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО3 лишена родительских прав в отношении дочери Тарасовой Н.Н. Отец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ умер. Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти -р/5 от ДД.ММ.ГГГГ Тарасова Н.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда с ДД.ММ.ГГГГ.

Просит обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить Тарасовой Н.Н. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек.

Тарасова Н.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель Администрации городского округа Тольятти в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти -р/5 от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Тарасова Н.Н. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда на основании п. 3 ч. 4 ст. 3 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области, с составом семьи один человек. В силу закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления. Право на первоочередное обеспечение жильем указанной категории лиц отсутствует. Кроме того, обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляют органы местного самоуправления в рамках переданных им государственных полномочий, за счет субвенций, предоставляемых на эти цели из областного бюджета. Организация финансирования и расходования средств областного бюджета, предусмотренных на исполнение расходных обязательств Администрации г.о. Тольятти, возникающих при выполнении государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда, в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей осуществляется за счет совместных действий министерства строительства и Администрации г.о. Тольятти. При этом Администрация г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство для получения субвенций из областного бюджета. Использование собственных средств является правом органа местного самоуправления. Отсутствие достаточного финансирования препятствует выполнению государственных полномочий в полном объеме. Так, по состоянию на ноябрь 2017 года в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда включены 556 человек, из них 329 достигли совершеннолетия и должны быть обеспечены жилыми помещениями. В 2017 году запланировано предоставить жилые помещения специализированного жилищного фонда 88 лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области бюджету г.о.Тольятти запланированы и перечислены средства в размере 66 749 001 руб., на приобретение 59 квартир. Отсутствие достаточного финансирования не является виной Администрации г.о.Тольятти и объективно препятствует выполнению государственных полномочий в полном объеме. Считает, что не имеется законных оснований для удовлетворения требований о предоставлении Тарасовой Н.Н. жилого помещения, поскольку, при удовлетворении исковых требований будут нарушены права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенных в список ранее Тарасовой Н.Н. Просит в удовлетворении иска отказать, привлечь к участию в деле в качестве соответчика Министерство социально-демографической политики Самарской области.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.

Согласно ст. 6 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие ЖК РФ» с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ст. 2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно ст. 3 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Из свидетельства о рождении следует, что Тарасова <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ее родителями являются: отец – ФИО2, мать – ФИО3.

Согласно справки о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО10 заключили брак, о чем составлена запись акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справки об установлении отцовства от ДД.ММ.ГГГГ в архиве отдела ЗАГС Администрации Пластовского муниципального района <адрес> имеется запись акта об установлении отцовства в отношении ребенка ФИО5, от ДД.ММ.ГГГГ Отцом ребенка признан ФИО2. После установления отцовства ребенку присвоены фамилия – Тарасова, имя – ФИО6, отчество – ФИО7.

Решением Пластского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО3 лишена родительских прав в отношении дочери Тарасовой Н.Н. Решение вступило в законную силу.

Решением Пластского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 лишен родительских прав в отношении дочери Тарасовой Н.Н. Решение вступило в законную силу.

Согласно свидетельству о смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер.

Согласно постановлению главы Пластовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Тарасова Н.Н. определена в учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение.

Из адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Тарасова Н.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>, вместе с отцом ФИО2

Заключением от ДД.ММ.ГГГГ помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для постоянного проживания (полностью разрушен).

Согласно постановлению главы Пластовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Тарасова Н.Н. поставлена на учет по внеочередному обеспечению жильем на территории Пластовского муниципального района. Дом, в котором был зарегистрирован ФИО2 вместе со своей дочерью Тарасовой Н.Н., по адресу: <адрес>, разрушен.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ Тарасова Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанником МОУ «Детский дом» Пластовского муниципального района. При поступлении в Детский дом никакого имущества у нее не было, т.к. такового не было у ее родителей. Также у Тарасовой Н.Н. нет родных сестер и братьев.

Из выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Тарасова Н.Н., с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в частном доме, общей площадью 92,5 кв.м., по адресу: <адрес> (всего зарегистрировано 14 человек), не является собственником.

Согласно сведениям МП «Инвентаризатор» г.Тольятти, Управления Росреестра по Самарской области, сведения о регистрации права на объекты недвижимости за Тарасовой Н.Н. отсутствуют, право приватизации не использовал.

В соответствии с п.п. 3 ч. 4 ст. 3 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -ГД проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств…общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ч. 5 ст. 3 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -ГД в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 кв.м. общей площади жилого помещения на человека.

Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти -р/5 от ДД.ММ.ГГГГ Тарасова Н.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда с ДД.ММ.ГГГГ

Указанное распоряжение не оспорено и не отменено.

Представитель ответчика не оспаривает, что Тарасова Н.Н. стоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и подлежит обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

Из вышеизложенных норм действующего законодательства следует и представителем Администрации не оспаривается, что обязанность по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.

Доводы ответчика о том, что в муниципальном специализированном жилищном фонде г.о. Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем предоставить жилое помещение истцу ответчик не имеет возможности, ничем не подтверждены.

При этом, сам факт отсутствия свободных жилых помещений не может влиять как на обязанность Администрации г.о.Тольятти обеспечить истца жильем, так и на право истца на получение жилья.

Кроме того, ст. 2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.

Доводы представителя мэрии о том, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, а выделенных субвенций для формирования муниципального специализированного жилищного фонда недостаточно, также не могут быть приняты во внимание.

Согласно ст. 4 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД органы местного самоуправления ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, составляют в соответствии с частью пятой настоящей статьи списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории которых находится их место жительства, согласно приложению N 2 к настоящему Закону. Указанные списки не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются органами местного самоуправления в орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития.

Орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует и утверждает сводный список по форме согласно приложению N 3 к настоящему Закону.

На основании сводного списка орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, готовит информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в очередном квартале согласно приложению N 4 к настоящему Закону, которая направляется в орган, уполномоченный Правительством Самарской области, осуществляющий управление и обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области, в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Таким образом, Администрация г.о.Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствующий уполномоченный орган для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно.

Кроме того, согласно ст. 2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Согласно ст. 9 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Администрацию городского округа Тольятти и данная обязанность должна быть исполнена.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Прокурора г.Тольятти, действующего в интересах Тарасовой Н.Н., удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить Тарасовой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на состав семьи один человек благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в г.Тольятти из специализированного жилищного фонда по установленным нормам предоставления жилой площади, действующим в момент предоставления жилья.

Решение может быть обжаловано, на него может быть подано апелляционное представление в Самарский облсуд через Центральный райсуд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья

                        

2-1086/2018 ~ М-426/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тарасова Н.Н.
Прокурор г.Тольятти
Ответчики
Администрация г.о.Тольятти
Другие
ОСП Центрального р-на г.Тольятти
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Бетина Г. А.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
07.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2018Судебное заседание
26.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2018Передача материалов судье
29.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2018Подготовка дела (собеседование)
26.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2019Дело оформлено
10.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее