Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> <дата>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гиниятуллиной Л.К.,
с участием помощника прокурора <адрес> Гордеева О.В.,
при секретаре Ерофеевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–902/14 по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара к Брыляковой Н. Е., в своих интересах и интересах Брыляковой Е. П., Брыляковой М. П., Брылякову П. П. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с исковым заявлением к Брыляковой Н.Е., в своих интересах и интересах Брыляковой Е.П., Брыляковой М.П., Брылякову П.П. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> <адрес>, с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование исковых требований указал, что распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от <дата> № <данные изъяты>р, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты> признан аварийным и подлежащим сносу. Департаменту управления имуществом городского округа Самара рекомендовано отселить граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, из указанного жилого дома. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, квартал 3, <адрес>, был включён в областную адресную Программу «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>» на 2009–2012 годы, утвержденную Постановлением <адрес> от <дата> № 254. В целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации вышеуказанной программы, Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара был заключен муниципальный контракт от <дата> на строительство многоквартирных домов, расположенных на территории г.о. Самара в целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В соответствии с условиями данного контракта, на основании технического задания, строились квартиры конкретного метража, рассчитанного для обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, входящих в Программу с учётом действующих строительных норм. Переселение нанимателей жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде в соответствии с требованиями ФЗ от <дата> № 185-ФЗ № от <дата> производится в соответствии со ст.ст. 86, 89 ЖК РФ. Нанимателем комнаты площадью 14,90 кв.м. расположенной в <адрес> расположенном в <адрес>, квартал № является Брылякова Н. Е.. Согласно справке о составе семьи от <дата> г., по данному адресу зарегистрированы 4 человека – Брылякова Н. Е. (наниматель), Брылякова Е. П. (дочь), Брылякова М. П. (дочь), Брыляков П. П. (муж). В целях исполнения вышеуказанной Программы, Департаментом Брыляковой Н.Е. на состав семьи 4 человека предложено жилое помещение, что подтверждается смотровым уведомлением от <дата> г., а именно: однокомнатная изолированная квартира общей площадью 31,5 кв.м., жилой площадью 17 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. От предложенного жилого помещения Брылякова Н.Е. отказалась, что подтверждается смотровым уведомлением от <дата> Ссылаясь, что каждому гражданину, проживающему в доме, входящем вышеуказанную программу предназначено жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, а распределенное жилое помещение не может быть заменено и не подлежит перераспределению иным гражданам, Департамент управления имуществом городского округа Самара просил суд выселить Брылякову Н.Е., Брылякову Е.П., Брылякову М.П., Брылякова П.П. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.
В судебном заседании представитель истца – Департамента управления имуществом городского округа Самара Мантузов Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме, пояснив, что все предусмотренные законом требования к предоставляемому жилому помещению соблюдены, предоставляемое жилое помещение расположено в границах населенного пункта <адрес>, является благоустроенным, жилая площадь помещения соответствует ранее занимаемому помещению. Поскольку предоставление жилья при расселении аварийного дома носит компенсационный характер, нахождение ответчиков в очереди на предоставление жилого помещения значения не имеет, поскольку они не лишаются права на получение жилого помещения в дальнейшем.
Ответчики Брылякова Н.Е., в своих интересах и интересах Брыляковой Е.П., Брыляковой М.П., Брыляков П.П. исковые требования не признали, пояснив суду, что дети Брыляковой Н.Е. обучаются в средней школе, расположенной в <адрес>, также в <адрес> проживает престарелая мать Брыляковой Н.Е., за которой она осуществляет уход, кроме того, Брыляков П.П. с Брыляковой Н.Е. развелись в 2013 году, они проживаю раздельно, у Брылякова П.П. новая семья и жить совместно они не могут. Также семья Брыляковых состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма с <дата> Кроме того, в поселке <адрес> отсутствует необходимая инфраструктура: магазины, больница, детский сад и школа, там нет транспортного сообщения. Считают, что переселение их в удаленный район ухудшит их жилищные условия и нарушит их законные права.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации городского округа Самара, действующая на основании доверенности Белякова И.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что предоставляемое ответчикам жилое помещение является благоустроенным и отвечает требованиям закона.
Представитель отдела опеки и попечительства Департамента семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара Ладыгина М.В. поддержала исковые требования, пояснив, что проживание в аварийном доме противоречит интересам несовершеннолетних детей, в связи с чем их необходимо выселить в благоустроенное жилье.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования Департамента управления имуществом городского округа Самара не подлежат удовлетворению, изучив и проверив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Департамента управления имуществом городского округа Самара являются необоснованными и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Судом установлено, что Брылякова Н. Е. является нанимателем комнаты площадью 16,90 кв.м. в коммунальной квартире общей площадью 76,30 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, <данные изъяты> что подтверждается копией лицевого счета № <данные изъяты>
Согласно справке паспортной службы № от <дата> г., по указанному выше адресу вместе с нанимателем Брыляковой Н.Е. зарегистрированы ее дочери – Брылякова Е.П., Брылякова М.П. и бывший супруг Брыляков П.П.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара № 1421/02-р от <дата> года, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, квартал 3, <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу. При этом п. 4.1 указанного распоряжения было рекомендовано Департаменту управления имуществом городского округа Самара предоставить гражданам, проживающим в указанном доме по договорам социального найма, благоустроенные жилые помещения.
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от <дата> № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
На основании ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ (в редакции ФЗ № 328-ФЗ от <дата> г.), предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Исходя из содержания вышеуказанных норм, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.
Постановлением <адрес> от <дата> № (в редакции от <дата> г.) была утверждена областная адресная программа «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>» на 2009-2012 годы. Заказчиком Программы является <адрес>. Срок реализации мероприятий Программы установлен до конца 2012 года, финансирование осуществляется за счёт средств государственной корпорации – Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства и из средств бюджета <адрес>. Многоквартирный жилой <адрес> по 3-му кварталу <адрес> включён в данную Программу, согласно Приложению № к Постановлению <адрес> от <дата> № 114, "О внесении изменений в постановление <адрес> от <дата> N 254 "Об утверждении областной адресной программы "Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>" на 2009 - 2012 годы".
В соответствии с муниципальным контрактом от <дата> № ФЗ-0-028609 на строительство многоквартирных домов, расположенных на территории г.о. Самара, в целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и в рамках реализации Программы в <адрес> г.о. Самара были построены 17 жилых домов, включая жилой <адрес> по Сиреневому переулку, который был окончен строительством и введен эксплуатацию согласно разрешению № <данные изъяты> от <дата> В настоящее время указанный дом поставлен на технический учет и право собственности на <адрес> указанном доме зарегистрировано за Муниципальным образованием г.о. Самара, что подтверждается техническим паспортом, выполненным Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от <дата> и Свидетельством о государственной регистрации права собственности от <дата> г.
Департаментом управления имуществом г.о. Самара, ответчикам, на состав семьи из 4-х человек, было предложено жилое помещение - однокомнатная изолированная квартира общей площадью 31,4 кв.м., жилой площадью 17,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, пер. Сиреневый, <адрес>, что подтверждается смотровым уведомлением от <дата> года. При этом от предложенного им жилого помещения ответчики отказались, мотивируя отказ отдаленностью района и нахождением их на очереди на расширение жилья в <адрес>.
В соответствии со справкой Департамента управления имуществом г.о. Самара от <дата> семья Брыляковых распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от <дата> №210/02-р была признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в список очередности граждан, состоящих на учете в целях получения жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. На учете состоит с составом семьи – 4 человека. Номер семьи Брыляковых в списке по г.о. Самара на 2014 г – 12383.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу части 1 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, т.е. незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права. Таким образом, поскольку истица принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма соответствующее нормам предоставления.
По смыслу статьи 89 ЖК РФ применение указанной нормы в части предоставления благоустроенного жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому, в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания возможно только тогда, когда граждане занимали его в соответствии с нормой предоставления. Ст. 89 ЖК РФ напрямую предусмотрено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. При вселении в другое благоустроенное жилое помещение без учета нормы предоставления с ответчиками должен быть заключен договор социального найма жилого помещения, принадлежащего муниципальному жилищному фонду. Однако заключение такого договора возможно только тогда, когда ответчикам в соответствии с частью 5 статьи 57 ЖК РФ будет предоставлено жилое помещение с учетом нормы предоставления.
Доводы представителя истца о том, что п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» установлено, что предоставленное в связи с выселением из аварийного дома жилое помещение может не соответствовать нормам предоставления являются необоснованными, поскольку указанное разъяснение было дано в соответствии с редакцией ст. 89 ЖК РФ, действовавшей до внесения в ст. 89 ЖК РФ изменений согласно ФЗ № 328-ФЗ от <дата> г., которыми в настоящее время предусмотрена возможность предоставления жилых помещений с учетом норм предоставления в установленных законом случаях.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в определении Конституционного Суда РФ от <дата> № 15-О-О, положение части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации не ограничивает суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Согласно Постановлению Самарской Городской Думы от <дата> № (ред. от 14.12.2006) «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе Самара» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в виде минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, на семью из двух и более человек установлена в размере по 14 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 57 ЖК РФ, ответчикам как лицам, стоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 56 кв.м., в то время как предоставляемая им квартира, расположенная по адресу <адрес>, пер. Сиреневый, <адрес>, имеет общую площадь 31,4 кв.м.
Кроме того, при вынесении решения суд так же учитывает обстоятельства, связанные с личностью ответчиков. Так, ответчица Брылякова Н.Е., имеет постоянное место работы оператора ПК в ООО «Метро Кэш энд кери» расположенном по адресу <адрес>, п. <адрес>, 18 км., находящемся на значительном расстоянии, составляющем более 25 км. от предлагаемого ей для переселения жилища. При этом ответчица не располагает автотранспортом и не имеет возможности добираться до места работы общественным транспортом без пересадки. Кроме того, из пояснений ответчицы следует, что на ее иждивении находятся несовершеннолетние дочери, обучающиеся в МБОУ СОШ № г.о. Самара, расположенном по адресу: <адрес>, квартал 6, также ее дочь Брылякова М.П. занимается в вокальной студии «Разноцветная игра» в <адрес>, также престарелая мать Брыляковой Н.Е. нуждающаяся в постороннем уходе, так же проживает в <адрес>. Ответчики Брылякова Н.Е. и Брыляков П.П. разведены, что подтверждается свидетельством о расторжении брака № от 14.08.2013г., совместно не проживают, у Брылякова П.П. новая семья и совместное выселение в квартиру, расположенную по адресу <адрес>, пер. Сиреневый, <адрес> невозможно.
С учетом того, что при удовлетворении исковых требований ответчик Брылякова Н.Е. будет выселена в квартиру, расположенную на значительном удалении от ее места работы, места обучения ее детей и места жительства ее родственников, нуждающихся в уходе, место обучения ее детей в настоящее время находится в шаговой доступности от их места жительства, на расстоянии около 1 км., а при их переселении они будут вынуждены нести значительные временные траты и имущественные издержки на транспортные расходы, предложенный истцом вариант предоставления жилого помещения значительно ухудшает условия жизни семьи ответчиков и нарушает их права.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не доказано соответствие жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, пер. Сиреневый, <адрес> требованиям ст. 89 ЖК РФ, поскольку суду не представлено доказательств того, что оно является благоустроенным, соответствует по общей площади норме предоставления жилых помещений, отвечает всем установленным законодательством требованиям, включая санитарные и технические правила и нормы, а также требованиям пожарной безопасности, нормативам обеспеченности элементами благоустройства, в соответствии с градостроительными нормами.
Кроме того, указанная квартира, применительно к ответчикам, состоящим на очереди на улучшение жилищных условий и имеющим право на предоставление жилого помещения по нормативам предоставления установленным ст. 57 ЖК РФ, не соответствует норме предоставления по общей площади предоставляемого жилого помещения. Переселение ответчиков в данное жилое помещение существенно нарушает их права и законные интересы, в связи с чем исковые требования о выселении ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежат.
Данный отказ в удовлетворении заявленных Департаментом управления имуществом городского округа Самара исковых требований не является препятствием для дальнейшего переселения ответчиков из жилого помещения подлежащего сносу в другое жилое помещение, отвечающее требованиям ст.ст. 57 и 89 Жилищного кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара к Брыляковой Н. Е., в своих интересах и интересах Брыляковой Е.П., Брыляковой М.П., Брылякову П. П. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с <дата>
Председательствующий: Л.К.Гиниятуллина