2-2745/2021
10RS0011-01-2021-004930-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 апреля 2021 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Зариповой Е.В.,
при секретаре Гарлоевой К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильина М.В. к Администрации Петрозаводского городского округа о возмещении материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,
у с т а н о в и л:
Истцом заявлены исковые требования к Администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что 27.01.2021 в 22 час. 30 мин. в г. Петрозаводске на ул. Железнодорожной, д. 6 произошел наезд а/м «<данные изъяты>», гос. номер № под управлением Федорова В.А., на препятствие - выбоину на проезжей части, не обозначенную дорожными знаками. Автомобиль получил механические повреждения. Нарушений ПДД РФ со стороны водителя не усматривается. В акте выявленных недостатков в содержании дорог от 28.01.2021 указаны следующие недостатки, а именно выбоина в асфальтобетонном покрытии, размеры которой составляют: длина - 78 см, ширина 1,22 м, глубина - 15 см. В результате ДТП истец был вынужден обратиться в ООО «Инвест-Плюс» для осмотра ТС после ДТП. Общая стоимость услуги составила 1.500 руб. 00 коп. В дальнейшем истец обратился к независимому эксперту ИП ФИО1. для составления независимого заключения стоимости восстановительного ремонта ТС. Согласно отчету № № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта а/м «<данные изъяты>», гос. номер №, составляет без учета износа 51.512 руб. 00 коп. ДД.ММ.ГГГГ между Хатылевой Я.В. и Ильиным М.В. был составлен договор уступки права требования (цессия). Согласно условиям данного договора, цедент (Хатылева Я.В.) уступает, а цессионарий (Ильин М.В.) принимает в полном объеме право требования по возмещению ущерба. За уступаемые права и обязанности Хатылева Я.В. получила компенсацию в размере <данные изъяты> Таким образом, взысканию с Администрации Петрозаводского городского округа в ведении которой находится выбоина на ул.Железнодорожной д. 6, в г. Петрозаводске подлежит ущерб в размере 51.512 руб. 00 коп. без учета износа согласно заключению ИП ФИО1 Также истец понес расходы на оплату госпошлины в размере 1.745 руб. 00 коп., расходы на оплату экспертных услуг в размере 3.500 руб. 00 коп., расходы на оплату юридических услуг в размере 12.000 руб. 00 коп. Истец просит суд взыскать с ответчика сумму ущерба в размере 51.512 руб. 00 коп., расходы на оплату госпошлины в размере 1.745 руб. 00 коп., расходы на оплату экспертных услуг в размере 3.500 руб. 00 коп., расходы на оплату юридических услуг в размере 12.000 руб. 00 коп., расходы за осмотр ТС после ДТП в размере 1.500 руб. 00 коп.
Определением суда от 19.03.2020 к участию в деле в качестве 3-их лиц привлечены Хатылева Я.В., Федоров В.А., ООО «ТехРент».
Определением от 07.04.2021 судом приняты к производству уточненные требования истца, который просит взыскать с ответчика сумму ущерба в размере 32.695 руб. 50 коп., расходы на оплату госпошлины в размере 1.745 руб. 00 коп., расходы на оплату экспертных услуг в размере 3.500 руб. 00 коп., расходы на оплату юридических услуг в размере 12.000 руб. 00 коп., расходы за осмотр ТС после ДТП в размере 1.500 руб. 00 коп.
Истец Ильин М.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Ильина М.В. – Дадашев Р.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. До судебного заседания представил ходатайство, в котором указал, что ранее исковые требования были уменьшены до суммы ущерба с учетом износа, согласно независимой экспертизы ИП Швецова С.И., заявленные требования сторона истца поддерживает. Просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном в суд ходатайстве указано, что с учетом разумности и оценки соразмерности расходов на оплату услуг представителя, ответчик полагает, что истцом явно завышена стоимость юридических услуг, в связи с чем, руководствуясь ст.ст. 88, 99, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит уменьшить сумму услуг представителя до 5.000 руб. 00 коп.
3-и лица Хатылева Я.В., Федоров В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
Представитель 3-го лица ООО «ТехРент» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, изучив материал по факту ДТП, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как установлено в судебном заседании, 27.01.2021 в 22 час. 30 мин. в г.Петрозаводске на ул. Железнодорожной, д. 6, произошло ДТП.
Водитель Федоров В.А., управляя а/м «<данные изъяты>», гос. номер №, принадлежащим Хатылевой Я.В., совершил наезд на препятствие - выбоину на проезжей части, не обозначенную дорожными знаками.
Указанные обстоятельства подтверждаются приложением № № к определению об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 28.01.2021, ответчиком не оспаривались.
В результате ДТП принадлежащему Хатылевой Я.В. а/м «<данные изъяты>», гос. номер №, причинены механические повреждения.
В действиях водителя Федорова В.А. нарушений Правил дорожного движения РФ, какого-либо состава административного правонарушения не установлено, что подтверждается определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 28.01.2021.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследования дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований этого Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ч. 2 ст. 28 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движении» установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. При этом соответствие состояния дорог правилам удостоверяется актами контрольных осмотров, либо обследования дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу п. 4 ст. 6 указанного Закона органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К таким полномочиям относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятым Постановлением Росстандарта РФ от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной - 5 см и более (таблица 5.3 ГОСТа Р 50597-2017).
Согласно схеме дорожно-транспортного происшествия, акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленных инспектором ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску, на участке дороги в г. Петрозаводске на ул. Железнодорожной, д. 6, выявлены следующие недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: в асфальтобетонном покрытии выбоина длиной 78 см, шириной 1,22 м, глубиной 15 см.
Таким образом, размеры выбоины, на которую совершил наезд водитель а/м «<данные изъяты>», гос. номер № Федоров В.А., превышают допустимые значения.
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь положениями ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что обязательства по возмещению вреда, причиненного в результате указанного в иске ДТП, должно нести лицо, на момент ДТП ответственное, в силу закона либо договора, за содержание данного участка дороги.
Согласно п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Участок дороги, расположенный по ул. Железнодорожной, д. 6, в г.Петрозаводске, на котором произошло ДТП, находится в ведении Администрации Петрозаводского городского округа.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что причиной дорожно-транспортного происшествия явилось неисполнение Администрацией Петрозаводского городского округа возложенных на нее действующим законодательством обязанностей по содержанию дороги.
Согласно ст. 28 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию имущественного вреда вследствие нарушений содержания автомобильных дорог лицами, осуществляющими содержание дорог.
В результате ДТП Хатылева Я.В. была вынуждена обратиться в ООО «Инвест-Плюс» для осмотра ТС после ДТП. Общая стоимость услуги составила 1.500 руб. 00 коп., что подтверждается заказ-нарядом № № от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцией № № на сумму 1.500 руб. 00 коп.
При определении размера подлежащего возмещению истцу ущерба вследствие дорожно-транспортного происшествия суд исходит из следующего.
В соответствии с заключением ИП ФИО1. от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость восстановительного ремонта а/м «<данные изъяты>» без учета износа составляет 51.512 руб. 00 коп., с учетом износа - 32.695 руб. 00 коп.
За услуги по составлению заключения Хатылевой Я.В. оплачено 3.500 руб. 00 коп., что подтверждается квитанцией серии № на сумму 3.500 руб. 00 коп.
Ответчиком Администрацией Петрозаводского городского округа не оспаривались результаты экспертного заключения ИП ФИО1.
Оценив имеющееся по делу заключение специалиста по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает правильной методику расчета стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, приведенную в экспертном заключении ИП ФИО1 учитывая, что данное заключение мотивировано, последовательно в своих выводах и согласуются с иными собранными по делу доказательствами. Восстановительный ремонт транспортного средства правильно определен на день ДТП, правильность его определения не вызывает сомнений. Оснований не доверять заключению эксперта ИП ФИО1. не имеется.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Хатылевой Я.В. и Ильиным М.В. был составлен договор уступки права требования (цессия). Согласно условиям данного договора, цедент (Хатылева Я.В.) уступает, а цессионарий (Ильин М.В.) принимает в полном объеме право требования по возмещению ущерба. За уступаемые права и обязанности Хатылева Я.В. получила компенсацию в размере <данные изъяты>.
В соответствии с п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
В силу п. 1 ст. 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
На основании п. 3 ст. 385 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право (требование), и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления этого права (требования).
Согласно п. 1 ст. 388 Гражданского кодекса Российской Федерации уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.
В силу закрепленного в ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации принципа полного возмещения причиненных убытков лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения расходов, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, компенсации утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также возмещения неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Приведенное гражданско-правовое регулирование основано на предписаниях Конституции Российской Федерации, в частности ее ст. 35 (ч. 1) и 52, и направлено на защиту прав и законных интересов граждан, право собственности которых оказалось нарушенным иными лицами при осуществлении деятельности, связанной с использованием источника повышенной опасности.
Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, т.е. ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд полагает, что размер ущерба, подлежащий возмещению, составляет 32.695 руб. 50 коп.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истцом понесены расходы на оплату государственной пошлины в размере 1.745 руб. 00 коп., что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, расходы по оплате услуг представителя в размере 12.000 руб. 00 коп., что подтверждается договором об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцией к приходному кассовому ордеру № № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей; расходы на проезд и проживание сторон, понесенные ими в связи с явкой в суд; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» указано что, перечень судебных издержек, предусмотренный указанными кодексами, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом, административным истцом, заявителем (далее также - истцы) в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, административного искового заявления, заявления (далее также - иски) в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости. Например, истцу могут быть возмещены расходы, связанные с легализацией иностранных официальных документов, обеспечением нотариусом до возбуждения дела в суде судебных доказательств (в частности, доказательств, подтверждающих размещение определенной информации в сети «Интернет»), расходы на проведение досудебного исследования состояния имущества, на основании которого впоследствии определена цена предъявленного в суд иска, его подсудность. Расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Расходы, связанные с оценкой ущерба, а также с осмотром подвески суд признает необходимыми расходами, и считает возможным взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу истца расходы по оценке ущерба в размере 3.500 руб. 00 коп., расходы на оплату услуг по осмотру подвески в размере 1.500 руб. 00 коп.
В соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ).
В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ указанно, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст.ст. 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждающие факт оказания юридических услуг и несение расходов на их оплату, характер рассматриваемого спора, правовую и фактическую несложность дела, учитывая сложившуюся в регионе стоимость оплаты юридических услуг, отсутствие представителя истца в судебных заседаниях, учитывая возражения стороны ответчика относительно заявленной суммы по оплате услуг представителя, суд приходит к выводу, что требование истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 12.000 руб. 00 коп. является чрезмерным и не отвечает требованиям разумности, и подлежат уменьшению до 5.000 руб. 00 коп.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 1.180 руб. 87 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа за счет казны Петрозаводского городского округа в пользу Ильина М.В. в возмещение материального ущерба 32.695 руб. 50 коп., расходы на оплату услуг по осмотру подвески в размере 1.500 руб. 00 коп., расходы по оценке ущерба в размере 3.500 руб. 00 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере 5.000 руб. 00 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1.180 руб. 87 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья Е.В. Зарипова
Мотивированное решение составлено 26 апреля 2021 года.