Дело № 2-1284/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Зубова Поляна 28 декабря 2017 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Заренковой Л.Н.,
при секретаре Антоновой О.А.,
с участием в деле:
истца Шлыковой Л.В.,
её представителя - адвоката Ивановой И.А., действующей на основании ордера,
ответчика - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия»,
его представителя Пономаревой М.А., действующей на основании доверенности,
соответчика - Федеральной службы исполнения наказаний России,
его представителя Абаниной Н.Н., действующей на основании доверенности,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия,
его представителя Абаниной Н.Н., действующей на основании доверенности,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков администрации Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, на стороне истца Шлыкова В.А., Шлыковой А.В., Ковалевой М.В.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Шлыковой Л.В. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 24 августа 2017 года № 4 в части отказа заключить договор социального найма жилого помещения и возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,
установил:
Шлыкова Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 24 августа 2017 года № 4 в части отказа заключить договор социального найма жилого помещения и возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что на основании протокола жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее по тексту - ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия) от 05 ноября 2007 г. № 3 она с семьей была вселена в квартиру, расположенную по адресу: <Адрес>. 13 июля 2009 г. с ней заключен договор найма служебного помещения. Спорное жилое помещение с 2014 г. является федеральной собственностью и находится на праве оперативного управления у ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия. 07 июля 2017 г. она обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма на указанное жилое помещение, однако в заключении данного договора ей было отказано. Считает данный отказ незаконным, поскольку ни она, ни члены её семьи в собственности какого-либо жилого помещения не имеют, в установленном порядке она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, спорное жилое помещение в установленном порядке служебным не признавалось. На основании изложенного просит признать незаконным решение жилищной комиссии ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия № 4 от 24 июля 2017 г. в части отказа заключить договор социального найма квартиры, обязать ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес> включением в качестве членов семьи супруга и дочерей с последующей передачей квартиры в порядке приватизации в собственность.
Определением суда от 30 ноября 2017 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России.
Истец Шлыкова Л.В. и её представитель Иванова И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия Пономарева М.А. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в возражениях.
Представитель соответчика - Федеральной службы исполнения наказаний России и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков - Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия Абанина Н.Н. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, указала, что ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия не вправе распоряжаться спорной квартирой без согласия её собственника - Российской Федерации в лице ФСИН России. Вопрос о заключении договора социального найма с ФСИН России не согласовывался. При разрешении вопроса о возможности заключения договора социального найма спорного помещения не была соблюдена установленная законом процедура заключения данной сделки по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации. Представлены возражения на исковое заявление.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представлен отзыв на исковое заявление, просит в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя. Указывает, что заключение договора социального найма, на основании которого в последующем осуществляется приватизация жилых помещений, закреплённых на праве оперативного управления, необходимо согласовывать с собственником данного имущества - Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, что сделано не было, поскольку ответчиком ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия в адрес собственника необходимый пакет документов не направлялся.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил.
Третьи лица Шлыков В.А., Шлыкова А.В., Ковалева М.В. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей
В соответствии со статьями 3, 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством и другими федеральными законами.
Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, указанным в части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений части 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Согласно частям 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных данным кодексом.
Судом установлено, что Шлыкова Л.В. с 1990 г. по настоящее время проходит службу в уголовно-исполнительной системе.
Протоколом № 1 совместного заседания администрации Учреждения ЖК-385/17 и жилищно-бытовой комиссии № 17 от 10 января 1992 г. Шлыкова Л.В. с составом семьи из 2 человек поставлена на очередь на получение и улучшение жилья.
Протоколом № 3 совместного заседания администрации ФГУ ИК-17 УФСИН России по РМ и жилищно-бытовой комиссии от 05 ноября 2007 г. произведено распределение жилой площади нового дома по адресу: <Адрес>. Квартира № предоставлена истцу Шлыковой Л.В.
На момент предоставления указанного жилого помещения Шлыкова Л.В. значилась в списке очередности и граждан на получение, расширение и улучшение жилищных условий ФГУ ИК-17 по состоянию на 01.03.2007 г. под номером № 24.
13 июля 2009 г. между ФБУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия и Шлыковой Л.В. заключен договор найма служебного жилого помещения № 118, по условиям которого истцу передано для временного проживания во владение и пользование служебное жилое помещение, находящееся у Учреждения на праве оперативного управления двухкомнатная квартира, общей площадью 61,8 кв.м., расположенная по адресу: <Адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: супруг Шлыков В.А., дочери Шлыкова А.В., Шлыкова М.В..
Согласно пункту 5 раздела 1 указанного договора найма № 118 от 13 июля 2009 г. он заключается на срок действия контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.
Из справки администрации Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 04 мая 2017 г. следует, что Шлыкова Л.В. зарегистрирована по адресу: <Адрес>. Совестно с ней зарегистрированы и проживают: муж Шлыков В.А., дочери Шлыкова А.В., Ковалева М.В.
Из справки Зубово-Полянского производственного участка Акционерного общества «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» № 291 от 19 мая 2017 г. следует, что за истцом и членами её семьи зарегистрированной недвижимости по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия не имеется, в приватизации не участвовали.
Согласно уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 15 и 25 мая 2017 г., сведения о зарегистрированных за Шлыковой Л.В., Шлыковым В.А., Шлыковой А.В. и Ковалевой (Шлыковой) М.В. правах на объекты недвижимости отсутствуют.
В соответствии со списком граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия по состоянию на 01 апреля 2017 г. Шлыкова Л.В. значится под номером № 7, дата постановки на учёт 08 января 1992 г., состав семьи 4 человека, проживает в служебной квартире, расположенной по адресу: <Адрес>.
Из выписки из реестра федерального имущества № 81/2 от 19 июня 2017 г. следует, что квартира, расположенная по адресу: <Адрес>, общей площадью 61,5 кв.м., является собственностью Российской Федерации, находится на праве оперативного управления у ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия на основании договора от 30 декабря 2005 г. № 33 ГУ/39-012, дополнительного соглашения в договору № 33 ГУ/39-012 от 21 марта 2012 г. №1.
07 июля 2017 г. истец обратилась в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>
Протоколом жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия № 4 от 24 августа 2017 г. в заключении договора социального найма указанного жилого помещения Шлыковой Л.В. отказано, поскольку спорное жилое помещение предоставлено ей на основании договора найма служебного жилого помещения № 118 от 13 июля 2009 г. на период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.
Имущество уголовно-исполнительной системы, согласно части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее по тексту – Закон № 5473-1), находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно исполнительной системы от имени государства представляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества (часть 2 статьи 11 Закона № 5473-1).
Имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление федеральным органом уголовно- исполнительной системы (часть 3 статьи 11 Закона № 5473-1).
В силу части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
От имени государства право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы, представлено федеральному органу уголовно-исполнительной системы - Федеральной службе исполнения наказаний России (далее по тексту - ФСИН России).
В соответствии с пунктом 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Таким образом, ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия не вправе распоряжаться спорной квартирой без согласия её собственника - Российской Федерации в лице ФСИН России.
Вопрос о заключении договора социального найма с ФСИН России не согласовывался.
Напротив, Федеральная служба исполнения наказаний России и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела заявили, что с ними вопрос о заключении договора социального найма не согласовывался.
Следовательно, при разрешении вопроса о возможности заключения договора социального найма спорного помещения не была соблюдена установленная законом процедура заключения данной сделки по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации.
Доводы истца о несоблюдении порядка отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду не принимаются во внимание, исходя из следующего.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании доверенности от 13 июля 2006 г. № 10/1-1873 ФСИН России делегированы полномочия УФСИН России по Республике Мордовия по представлению интересов при создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, находящегося на балансе УФСИН России по Республике Мордовия и на балансе учреждений и предприятий, подведомственных ему, с целью отнесения указанных жилых помещений к специализированному жилищному фонду.
Доверенностью ФСИН России от 22 ноября 2006 г. № 10/1-3109 УФСИН России по Республике Мордовия делегированы полномочия на принятие решений о включении жилых помещений, находящихся на балансах УФСИН России по Республике Мордовия и подведомственных учреждений в специализированный жилищный фонд с отнесением их к специализированным жилым помещениям в общежитиях, служебным жилым помещениям, без права исключения из него.
Из содержания указанных документов следует, что ФСИН России делегированы полномочия по отнесению жилых помещений к специализированному жилищному фонду без права заключения договоров социального найма.
03 июля 2007 г. врио начальника ФГУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия в адрес начальника УФСИН России по Республике Мордовия направлено ходатайство о придании статуса служебного жилья квартирам № и № в сданном доме по адресу: <Адрес>, находящемся на балансе ФГУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия.
Центральной жилищной бытовой комиссией УФСИН России по Республике Мордовия на заседании, состоявшемся 29 ноября 2006 (протокол № 6), рассматривался вопрос о придании статуса служебного жилья 4-х квартирному жилому дому в <Адрес>, на котором принято решение о проведении комплекса мероприятий по приданию статуса служебного жилья 4-х квартирному жилому дому в <Адрес>.
Приказом УФСИН России по Республике Мордовия № 536 от 27 декабря 2006 г. создана комиссия по приему-передаче объекта «4-х квартирный жилой дом, <Адрес>»; предписано передать с баланса ФГУ «Отдел капитального строительства и ремонта Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» на баланс ФГУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к специализированным жилым помещениям.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 93 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
13 июля 2009 г. между ФБУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия и Шлыковой Л.В. заключен договор найма служебного жилого помещения № 118, по условиям которого истцу передано для временного проживания во владение и пользование служебное жилое помещение, находящееся у Учреждения на праве оперативного управления, двухкомнатная квартира, общей площадью 61,8 кв.м., расположенная по адресу: <Адрес>.
Согласно пункту 5 раздела 1 указанного договора найма № 118 от 13 июля 2009 г. он заключается на срок действия контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.
Таким образом, порядок отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду в данном случае не был нарушен. На момент заключения указанного договора истец была согласна с тем, что спорное жилое помещение является служебным жилым помещением и по условиям договора она была временно обеспечена жильём на период прохождения службы, что подтверждается подписью Шлыковой Л.В. в договоре найма служебного жилого помещения № 118 от 13 июля 2009 г. В этой связи доводы истца об отсутствии сведений об отнесении спорного жилого помещения к разряду «служебных» несостоятельны.
Исходя из изложенных обстоятельств оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
Кроме того, в настоящее время Шлыкова Л.В. в списке очередности граждан на получение, расширение и улучшение жилищных условий значится под номером № 7. С учетом принципа очередности предоставления жилых помещений, суд также приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, при этом право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке у истца отсутствует. Нарушение очередности предоставления истцу жилого помещения будет нарушать права иных лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма ранее.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Шлыковой Л.В. к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония №17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 24 августа 2017 года № 4 в части отказа заключить договор социального найма жилого помещения и возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Судья Зубово-Полянского
районного суда Республики Мордовия Л.Н. Заренкова