РЕШЕНИЕ ( ***** )
именем Российской Федерации
25 декабря 2014 года р.п. Земетчино
Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Пышкиной Л.А.,
с участием помощника прокурора Земетчинского района Пензенской области Кадомкина В.В.,
при секретаре Кузнецовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Отделу образования Земетчинского района МОУ СОШ п. Пашково, МОУ СОШ с. Ушинка, МОУ СОШ с. Большая Ижмора, МОУ СОШ с. Раево, МОУ СОШ с. Салтыково о возложении обязанности по организации двухразового горячего питания учащихся,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Земетчинского района Пензенской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми заявлениями к Отделу образования Земетчинского района МОУ СОШ п. Пашково, МОУ СОШ с. Ушинка, МОУ СОШ с. Большая Ижмора, МОУ СОШ с. Раево, МОУ СОШ с. Салтыково. Просит обязать Отдел образования Земетчинского района Пензенской области и МОУ СОШ обеспечить учащихся МОУ СОШ п. Пашково, МОУ СОШ с. Ушинка, МОУ СОШ с. Большая Ижмора, МОУ СОШ с. Раево, МОУ СОШ с. Салтыково двухразовым питанием (завтрак и обед) с интервалом между приемами пищи не более 3,5-4 часов, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года № 45. Свои доводы прокурор мотивирует тем, что проведенной прокуратурой Земетчинского района проверкой исполнения законодательства об образовании были выявлены нарушения требований федерального законодательства и санитарных правил в части организации двухразового горячего питания учащихся в МОУ СОШ п. Пашково, МОУ СОШ с. Ушинка, МОУ СОШ с. Большая Ижмора, МОУ СОШ с. Раево, МОУ СОШ с. Салтыково во время образовательного процесса.
На основании ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации) от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.
На основании п. 3.15 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 29.12.2012 года № 273-ФЗ, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации) от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года № 45 утверждены СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Указанные санитарные правила устанавливают санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельности связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся, распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений.
В соответствии с п.п. 6.8, 6.34 СанПин 2.4.5.2409-08, для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4-х часов. Не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре.
Согласно п. 2.1.2 Положения об Отделе образования администрации Земетчинского района (утв. Решением собрания представителей Земетчинского района от 14.11.2012 года № 124-14/3), к основным задачам Отдела образования администрации Земетчинского района относится обеспечение в пределах предоставленных полномочий, реализации федеральной, региональной и районной программ в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования, предоставление различного рода продукции услуг, необходимых для развития образовательной системы района.
Согласно п. 2.1.4 Положения, отдел образования администрации Земетчинского района осуществляет контроль за соблюдением условий и выполнением мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, учащихся и работников образовательных учреждений.
На основании п. 2.1.16 Положения, отдел образования администрации Земетчинского района является главным распорядителем средств бюджета района по отрасли «Образование». Несет ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных в его распоряжение из бюджета района.
В судебном заседании помощник прокурора Земетчинского района Кадомкин В.В. уточнил требования прокурора в отношении МОУ СОШ с. Салтыково и МОУ СОШ с. Раево уточнил, просил обязать МОУ СОШ с. Салтыково обеспечить учащихся МОУ СОШ с. Салтыково и его филиала в с. Раево двухразовым питанием (завтрак и обед) с интервалом между приемами пищи не более 3,5-4 часов, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08. Уточнение исковых требований помощник прокурора обосновывает реорганизацией МОУ СОШ с. Раево в форме присоединения к МОУ СОШ с. Салтыково, которое является правопреемником реорганизованного юридического лица. В остальной части требования прокурора поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик МОУ СОШ с. Салтыково в лице директора Шуртиной Н.Г. требования прокурора признала. Суду показала, что в настоящее время МОУ СОШ с. Раево реорганизовано и является филиалом МОУ СОШ с. Салтыково в с. Раево. Организация питания в школе осуществляется за счет средств родителей и продукции, выращенной на школьном участке. Финансирования за счет средств бюджета не осуществляется. Вопрос о двухразовом питании детей обсуждался на родительских собраниях, и родители этот вопрос не поддержали. В школе имеются специальные помещения для питания обучающихся. Питание осуществляется после третьего и четвертого уроков. Претензий со стороны родителей по качеству и режиму питания не было. В связи с отсутствием финансирования из бюджета устранить выявленные нарушения в настоящее время не представляется возможным. Кроме того в школе имеется только одна единица повара и устаревшее оборудование, поэтому просит предоставить время для организации двухразового питания.
Ответчики МОУ СОШ п. Пашково, МОУ СОШ с. Ушинка, МОУ СОШ с. Большая Ижмора в лице директоров Чичвархиной Т.А., Макарцевой Л.Ю., Филатовой Л.И. исковые требования признали, суду пояснили, что организация питания в школе осуществляется за счет средств родителей и продукции, выращенной на школьном участке. Финансирования за счет средств бюджета не осуществляется. В школе не достаточно персонала поваров. Вопрос о двухразовом питании детей обсуждался на родительских собраниях, и родители с этим не согласны. В школах имеются специальные помещения для питания обучающихся. Питание осуществляется после третьего и четвертого уроков. Претензий со стороны родителей по качеству и режиму питания не было. В связи с отсутствием финансирования из бюджета устранить выявленные нарушения в настоящее время не представляется возможным. Просят предоставить школам время для организации двухразового питания.
Ответчик - Отдел образования администрации Земетчинского района Пензенской области в лице юриста Шигановой Ю.В., действующей на основании доверенности, исковые требования прокурора признал. Суду показал, что двухразовое питание в МОУ СОШ района не организовано. Организация питания учащихся школы осуществляется за счет средств родителей. Финансирование питания обучающихся за счет средств бюджета не осуществляется. Помещение для организации двухразового питания учащихся в школах имеются. Отсутствие двухразового горячего питания в школах объясняет отсутствием денежных средств. Согласна с мнением директоров школ о предоставлении времени для организации двухразового горячего питания обучающихся.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит исковое заявление законным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п.п. 15 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации относится, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно ст. 37 Федерального закона № 273-ФЗ, организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Пунктом 4 ст. 37 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года № 45 утверждены СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Указанные санитарные правила устанавливают санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся, распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений.
В соответствии с п.п. 6.8, 6.34 СанПин 2.4.5.2409-08, для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4-х часов. Не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре.
Как следует из Положения об отделе образования администрации Земетчинского района Пензенской области и Уставов МОУ СОШ, отдел является учредителем образовательных учреждений Земетчинского района Пензенской области. К компетенции отдела относится:
- осуществление контроля за соблюдением условий и выполнением мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, учащихся и работников образовательных учреждений;
- осуществляет функции учредителя муниципальных образовательных учреждений.
Из уведомления о снятии с учета российской организации в налоговом органе от (Дата) №... следует, что МОУ СОШ с. Раево прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения.
Согласно приказу Отдела образования администрации Земетчинского района Пензенской области от (Дата) №... и Уставу МОУ СОШ с. Салтыково, МОУ СОШ с. Раево реорганизовано в форме присоединения к МОУ СОШ с. Салтыково, которое является правопреемником реорганизованного юридического лица.
Из Устава МОУ СОШ с. Салтыково следует, что школа имеет филиал МОУ СОШ с. Салтыково в с. Раево.
В соответствии с п. 1.18 Уставов МОУ СОШ п. Пашково, МОУ СОШ с. Ушинка, МОУ СОШ с. Большая Ижмора, МОУ СОШ с. Салтыково, питание в школе осуществляется самой школой по согласованию с Учредителем. Питание учащихся и воспитанников осуществляется за счет бюджетных с средств и средств родителей. Школа имеет помещение для питания обучающихся и воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Земетчинского района Пензенской области в МОУ СОШ п. Пашково, МОУ СОШ с. Ушинка, МОУ СОШ с. Большая Ижмора, МОУ СОШ с. Салтыково и в его филиале в с. Раево, были выявлены нарушения законодательства об образовании. В нарушение положений СанПин 2.4.5.2409-08 обучающимся в школе не предоставляется двухразовое горячее питание в течение учебной недели, тогда как учебный процесс в школах организован с понедельника по субботу, и отсутствие двухразового горячего питания может негативно сказаться на здоровье учащихся.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает разумный срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.
С учетом финансового положения МОУ СОШ п. Пашково, МОУ СОШ с. Ушинка, МОУ СОШ с. Большая Ижмора, МОУ СОШ с. Салтыково, суд считает необходимым применить к ответчикам требования ч. 2 ст. 206 ГПК РФ и установить срок исполнения решения суда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку прокурор освобождается от уплаты госпошлины при обращении в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, госпошлина подлежит взысканию с ответчика. Учитывая, что учебные учреждения финансируются собственником их имущества, их учредителем в соответствии с Уставами образовательных учреждений выступает Отдел образования администрации Земетчинского района Пензенской области, который не возражает против уплаты госпошлины по данному делу, суд считает, что с него подлежит взысканию госпошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░. ░░░░░░, ░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░. ░░░░░░, ░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░. ░░░░░░, ░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░ ░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ 3,5-4 ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.4.5.2409-08.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 4000 (░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: