Дело № 2-3595/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 декабря 2016 года г. Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Земцовой О.Б.,
при секретаре Прокудиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кирилловой А.Р. к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску и в Железнодорожном районе г. Ульяновска, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о назначении и выплате пособия на погребение, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Кириллова А.Р. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску (Железнодорожный район) о назначении пособия на погребение, возложении на УОГКЦ социальной защиты «Единый областной центр социальных выплат» обязанности выплатить пособие на погребение. В обоснование указала, что 27 октября 2015 г. обратилась в ООО «МФЦ Ульяновской области» с просьбой выплатить ей социальное пособие на погребение бывшего супруга ФИО2 Протоколом № от 27 октября 2015 г. ей было отказано в назначении МСП «Социальное пособие на погребение» по причине того, что на дату смерти у умершего не было регистрации на территории Ульяновской области. Умерший ФИО2 был зарегистрирован в Ульяновской области с 16 октября 1996 г. по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой по форме № 8 от 11 сентября 2015 г. Фактически проживал до самой смерти по адресу: <адрес> совместно с ФИО8 ФИО10 был похоронен 24 октября 2015 г. в <адрес>, что подтверждается справкой о месте захоронения родственников. Просит обязать Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску (Железнодорожный район) назначить пособие на погребение ФИО2 в сумме <данные изъяты> обязать УОГКЦ социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» выплатить ей пособие в сумме <данные изъяты> Также просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
Истица в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнила, что она понесла расходы на погребение бывшего мужа ФИО2 Он длительное время и на момент смерти проживал с ФИО8 по адресу: <адрес>, по данному адресу ему неоднократно вызывали бригаду скорой помощи, имеется исполнительное производство о взыскании с ФИО2 алиментов в ее пользу в котором также указан его адрес по <адрес> В связи с отказом в назначении пособия на погребение у нее были проблемы со здоровьем, находилась на стационарном лечении.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску, Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.
Представитель ответчика Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску Сеняткина Е.С. с исковыми требованиями не согласилась, в обоснование пояснила, что условия и порядок назначения и выплаты социального пособия гражданам на погребение установлены Федеральным законом Российской Федерации от 11 января 1996 г. № 8ФЗ «О погребении и похоронном деле», принятым Государственной Думой 08 декабря 1995 г. В соответствии с нормами указанного Закона для реализации лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, права на получение социального пособия на погребение факт регистрации умершего по месту жительства имеет юридическое значение. 27 октября 2015 г. Кириллова А.Р. обратилась в Департамент (Железнодорожный район) с заявлением о назначении социального пособия на погребение ФИО2, № года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в предоставлении государственной услуги по назначению и выплате социального пособия на погребение по заявлению Кирилловой А.Р. отказано в связи с отсутствием одного из необходимых документов, а именно документа, подтверждающего факт регистрации умершего на территории Ульяновской области на дату смерти (протокол № от 27 октября 2015 г.). Согласно справки ООО «РИЦ» ФИО2 был зарегистрирован по адресу: <адрес> период с 16 октября 1996 г. по 21 декабря 2001 г. Другими сведениями о регистрации Департамент не располагает. Считают, что Департаментом (Железнодорожный район) в назначении заявительнице социального пособия на погребение ФИО2 отказано правомерно. Также считают несостоятельными требования истицы о компенсации морального вреда, поскольку доказательств причинения морального вреда Департаментом истице не представлено, также компенсация морального вреда в данном случае не предусмотрена законом.
Представитель ответчика Ульяновского областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. В представленном отзыве указал, что в компетенцию Центра решение вопроса о назначении Кирилловой А.Р. социального пособия на погребение не входит. Однако Ульяновское областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» правомочно выплачивать гражданам Ульяновской области денежные средства в случае назначения им мер социальной поддержки населения, в том числе и пособия на погребение. В удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда просил отказать.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области просил дело рассмотреть в свое отсутствие. В отзыве указал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2010 г. № 813 индексация предельного размера пособия на погребение осуществляется ежегодно, с 1 января, начиная с 2011 года исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Предельный размер пособия на погребение на 2015 год составляет 5 277 руб. 28 коп. В 2016 году размер пособия на погребение не индексировался в связи с приостановлением до 01 января 2017 г. действия Постановления Правительства РФ от 12 октября 2010 г. № 813 «О сроках индексации предельного размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению», подлежащей возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также предельного размера социального пособия на погребение». Согласно абзацу 4 пункта 2 ст. 10 Федерального закона 8-ФЗ от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле», выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности на день смерти и не являлся пенсионером. В целях реализации Федерального закона постановлением Правительства Ульяновской области № 187-П от 26 апреля 2016 г. утверждены «Правила расходования и учета средств областного бюджета Ульяновской области на соответствующий финансовый год, предусмотренных на выплату социального пособия на погребение и возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению». Согласно данного постановления, территориальные органы уполномоченного органа принимают решение о предоставлении социального пособия на погребение, которое является основанием для включения лица, обратившегося за оплатой расходов на погребение, в регистр получателей средств, направляемых на оплату расходов на погребение. Территориальные органы уполномоченного органа представляют в центр социальных выплат регистр получателей средств, направляемых на оплату расходов на погребение для организации их предоставления. Центр социальных выплат в течение месяца осуществляет выплаты социального пособия на погребение.
Выслушав пояснения явившихся сторон, свидетелей, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Условия и порядок назначения и выплаты социального пособия гражданам на погребение установлены Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 8ФЗ «О погребении и похоронном деле», принятым Государственной Думой 08 декабря 1995 г.
Согласно абзацу 4 пункта 2 ст. 10 данного Федерального закона, выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности на день смерти и не являлся пенсионером.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В силу положения ст. 3 указанного Закона граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 ч. 1), устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 ч. 2). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение социального пособия на погребение.
По смыслу приведенных положений Конституции РФ, рассматриваемых в системной связи с положениями ее ст. 6 (ч. 2) и 19 (ч. 1 и 2), в Российской Федерации должно обеспечиваться единство конституционно-правового статуса человека и гражданина на всей территории, соответственно, пользование вытекающими из Конституции РФ социальными правами, связанными с получением социального пособия на погребение, подлежит гарантированию на основе конституционного принципа юридического равенства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Кириллова А.Р. обратилась в Департамент Главного управления труда, занятости и социального благополучия ульяновской области по г. Ульяновску (Железнодорожный район) с заявлением о выплате социального пособия на погребение.
Решением от 27 октября 2015 г. Департамент отказал в назначении пособия на погребение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в связи с тем, что отсутствует документ, подтверждающий факт регистрации умершего на дату смерти на территории Ульяновской области.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 являлся гражданином Российской Федерации не имел постоянной регистрации в Российской Федерации. Был зарегистрирован в г. Ульяновске по адресу: <адрес> период 16 октября 1996 г. по 12 декабря 2001 г.
Как следует из материалов исполнительного производства №, возбужденного 30 августа 2013 г. о взыскании алиментов с ФИО2, адресом его проживания указан: <адрес>
Как следует из карты вызова скоро медицинской помощи неоднократно в 2015 году к ФИО2 вызывалась бригада скорой медицинской помощи по адресу: <адрес>
Кроме того, свидетель ФИО7 суду показала, что она была соседкой ФИО2, он проживал по адресу: <адрес> около трех лет. В этой квартире проживает ФИО8, ФИО2 состоял в ней в гражданском браке. Неоднократно по данному адресу ему вызывали бригаду скорой медицинской помощи, с этого же адреса его забирали в больницу перед смертью.
Свидетель ФИО8 показала, что проживает по адресу: <адрес>. Данная комната принадлежит ей, в 16 августа 2011 г. с ней совместно стал проживать ФИО2, с которым состояли в фактически брачных отношениях. По данному адресу ФИО2 проживал постоянно, до момента смерти, 22 октября 2015 г. В последнее время он болел, неоднократно ему вызывали по этому адресу бригаду скорой медицинской помощи. Из близких родственников у ФИО2 только бывшая жена истица Кириллова А.Р. и дочь.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2010 г. № 813 индексация предельного размера пособия на погребение осуществляется ежегодно, с 1 января, начиная с 2011 года исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Предельный размер пособия на погребение на 2015 год составляет 5 277 руб. 28 коп. В 2016 году размер пособия на погребение не индексировался в связи с приостановлением до 01 января 2017 г. действия Постановления РФ от 12 октября 2010 г. № 813 «О сроках индексации предельного размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению», подлежащей возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также предельного размера социального пособия на погребение».
Как следует из материалов дела истица понесла расходы на погребение ФИО2: 23 октября 2015 г. в сумме <данные изъяты>
Таким образом, истица согласно ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» имеет право на получение социального пособия на погребение в размере <данные изъяты>
В целях реализации Федерального закона постановлением Правительства Ульяновской области № 187-П от 26 апреля 2016 г. утверждены «Правила расходования и учета средств областного бюджета Ульяновской области на соответствующий финансовый год, предусмотренных на выплату социального пособия на погребение и возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению».
Согласно данного постановления, территориальные органы уполномоченного органа принимают решение о предоставлении социального пособия на погребение, которое является основанием для включения лица, обратившегося за оплатой расходов на погребение, в регистр получателей средств, направляемых на оплату расходов на погребение. Территориальные органы уполномоченного органа представляют в центр социальных выплат регистр получателей средств, направляемых на оплату расходов на погребение для организации их предоставления.
Таким образом, решение вопроса о назначении социального пособия на погребение возложено на Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску.
Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 01 июня 2015 г. № 243-П «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области», Распоряжению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 05 марта 2015 г. № 621-р «О мерах по повышению эффективности деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Ульяновской области по предоставлению мер социальной поддержки» и Распоряжению Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 26 августа 2015 г. № 285-р полномочия по выплате пособий, компенсаций, жилищных субсидий и других социальных выплат, установленных законодательством, переданы Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат».
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Кирилловой А.Р. в части возложения обязанности на Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску назначить пособие на погребение, и возложении на Ульяновское областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» обязанности выплатить пособие на погребение подлежат удовлетворению.
Вместе с тем требования Кирилловой А.Р. о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств причинения ему ответчиком морального вреда (физических и нравственных страданий), то обстоятельство, что истица находилась на стационарном лечении в связи с рядом имеющихся у нее заболеваний не свидетельствует о том, что данные заболевания у нее возникли в связи с тем, что ей не было назначено и выплачено социальное пособие на погребение.
Данные факты не могут являться основанием для возложения на ответчиков обязанности по возмещению морального вреда истице.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Кирилловой А.Р. удовлетворить частично.
Обязать Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску назначить, Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» выплатить Кирилловой А.Р. социальное пособие на погребение в размере <данные изъяты>, в связи со смертью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ в г. Ульяновске.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья О.Б. Земцова