РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2013 года п. Арсеньево
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Валицкой Л.В.,
при секретаре Телышквой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Панина В.С. к ответчикам ГУП Тульской области «Жилкомреформа» и администрации муниципального образования Славный Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Панин В.С. обратился в суд с иском к ответчикам ГУП Тульской области «Жилкомреформа» и администрации муниципального образования Славный Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Свои требования обосновывает тем, что он проживает в однокомнатной квартире № дома № <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м, которая была ему предоставлена администрацией АТО ?Тула-50? по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения жилищной комиссии АТО ?Тула-50? за № от ДД.ММ.ГГГГ. Решив реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения, он обратился в администрацию муниципального образования Славный с заявлением, в удовлетворении которого было отказано по мотиву, что после расформирования войсковой части № в границах военного городка Тула-50, исполнительным органом которого, ведающим распределением жилья, являлась временная администрация АТО ?Тула-50?, которая являлась структурным подразделением администрации Тульской области и входила в систему органов государственной власти Тульской области, постановлением губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области» временная администрация АТО ?Тула-50? была упразднена, ее функции переданы комитету по управлению государственным имуществом Тульской области. Органы муниципального образования Славный не входят в систему органов государственной власти Тульской области и не являются правопреемниками временной администрации АТО ?Тула-50? и комитета по управлению государственным имуществом Тульской области. Документы, касающиеся предоставления жилого помещения, муниципальному образованию Славный не передавались. Жилищной комиссией муниципального образования Славный квартира по адресу: <адрес> истцу по договору социальному найму не предоставлялась. До получения занимаемого жилого помещения истец проживал в др. населенном пункте – <адрес>, в связи с чем правомерность получения истцом квартиры в <адрес> является сомнительной. Ранее истец не использовал право на приватизацию. Ссылаясь на ст.2,4,8,11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истец просит удовлетворить ее требования.
В судебное заседание истец Панин В.С. не явился, о времени, дате, месте судебного разбирательства извещен надлежаще, своевременно, просил дело рассмотреть в его отсутсвие в связи с командировкой, исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Ответчик ГУП «Жилкомреформа» о времени, месте и дате судебного разбирательства извещен надлежаще и своевременно, своего представителя в судебное заседание не направил, в направленных возражениях исковые требования не признал, прося в удовлетворении иска отказать, обосновывая тем, что собственником квартиры № дома № по <адрес> является муниципальное образование Славный, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №. ГУП Тульской области «Жилкомреформа» не является надлежащим ответчиком, т.к. предмет спора не затрагивает права и законные интересы предприятия, решение вопроса о приватизации занимаемого истцом жилого помещения не относится к компетенции ГУП Тульской области «Жилкомреформа». Однако в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизации подлежит жилые помещения, занимаемые гражданами РФ на условиях социального найма. Панин В.С. на момент предоставления жилого помещения по адресу: <адрес> был зарегистрирован по адресу: <адрес>, т.е. проживал в муниципальном жилом фонде. Квартира № № <адрес> относилась к государственному жилищному фонду (субъекта РФ Тульской области), т.е. законных оснований у временной администрации <адрес> являющейся структурным подразделением администрации Тульской области, для обеспечения истицы жильем в соответствии со ст.28, 33 ЖК РСФСР не было, в связи с чем с ней договор найма жилого помещения не заключался.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Славный по доверенности Кузмицкий В.А. исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что после расформирования войсковой части № в границах военного городка Тула-50 было создано административно-территориальное образование «Тула-50», исполнительным органом которого, ведающим распределением жилья, являлась временная администрация– структурное подразделение администрации Тульской области и входила в систему органов государственной власти Тульской области. Постановлением губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пг «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области» временная администрация в АТО «Тула-50» была упразднена, а ее функции переданы комитету по управлению государственным имуществом Тульской области. Муниципальное образование Славный не является правопреемником временной администрации АТО «Тула-50» и комитета по управлению государственным имуществом Тульской области. Документы, касающиеся предоставления жилого помещения, муниципальному образованию Славный не передавались. Жилищной комиссией муниципального образования Славный квартира по адресу: <адрес> истцу по договору социальному найму не предоставлялась. До получения занимаемого жилого помещения истец проживал в др. населенном пункте – <адрес>, в связи с чем правомерность получения истцом квартиры в <адрес> является сомнительной. Администрация муниципального образования Славный не предъявляет иск о выселении, поскольку отсутствует маневренный жилой фонд.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение представителя ответчика администрации муниципального образования Славный, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика ГУП Тульской области «Жилкомреформа».
Выслушав пояснения представителя ответчика Кузмицкого В.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
П.2 ст.29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Статьей 33 ЖК РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2).
Из справки администрации муниципального образования Арсеньевский район № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Панин В.С. состоял на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации поселка Арсеньево муниципального образования «Арсеньевский район» с ДД.ММ.ГГГГ (постановление администратора поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) по ДД.ММ.ГГГГ (постановление от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с постановлением главы Арсеньевского района № от ДД.ММ.ГГГГ акт межведомственной комиссии о признании жилого фонда непригодным для проживания утвержден.
Согласно архивной выписке в сведениях о наличии ветхого и аварийного жилья( приложение к постановлению главы Арсеньевского района № от ДД.ММ.ГГГГ) значатся ПМК-40 соцбаза вагончики.
В соответствии с актом об отнесении жилого здания (помещения) к категории непригодного для проживания от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная распоряжением главы муниципального образования «Арсеньевский район» по заявлению Панина В.С. рассмотрела вопрос об отнесении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, соцбаза, при исследовании было установлено, что помещение, занимаемое Паниным В.С. площадью <данные изъяты> кв.м в одноэтажном сборноплитовом модуле, установленном в ДД.ММ.ГГГГ облицовка ДВП стен разрушается от сырости, потолки провисли, просела и протекает кровля, разрушается настил полов из ДСП с принятием мер для обеспечения безопасности: срочное отселение, на основании чего комиссия пришла к выводу, что сборный модуль по <адрес> владелец «Арсеньевоводстрой» (наниматель ПанинВ.С.) согласно требованиям п.29-д Методики по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания следует отнести к категории ветхих и непригодных для проживания. Акт утвержден зам. главы администрации муниципального образования «Арсеньевский район» ДД.ММ.ГГГГ
Из справки администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ Панин В.С. не имеет жилья по адресу: <адрес>, т.к. этот вагончик был продан ЗАО ПМК-1 ОАО «Центргаз».
В соответствии со статьей 28 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусматривалась передача объектов жилищного фонда, независимо от того, на чьем балансе они находятся, в муниципальную собственность.
В силу статей 47, 50 того же Кодекса пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер.
Пункт 32 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.01.1992 N 34, предусматривал предоставление жилых помещений гражданам, не состоящим на учете, в порядке исключения в случае неотложного расселения граждан (в связи со стихийным бедствием, из домов (жилых помещений), грозящих обвалом, подлежащих сносу домов и т.п.), а также в других случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.
Законом Тульской области от 05.11.2002 N 341-ЗТО "Об Областной целевой
программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002 - 2010 годы" предусматривалось в качестве задач и целей Программы переселение граждан, проживающих на 1.01.2002 в ветхом и аварийном жилищном фонде, в благоустроенные жилые помещения до 2010 года; ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 01.01.2002 г., оказание областной финансовой поддержки муниципальным образованиям, привлекающим к решению этой проблемы существенные ресурсы на местном уровне, путем консолидации бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссии АТО «Тула-50», утвержденной главой временной администрации АТО «Тула-50», усматривается, что Панину В.С., ветерану труда, одинокому, пенсионеру, проживающему в ветхом жилье в <адрес> соцбаза на основании обращения к губернатору предоставлена однокомнатная квартира № дома № <адрес> без указания как служебная.
На основании указанного выше протокола Панину В.С. администрацией АТО «Тула-50» выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на занятие им однокомнатной комнатной квартиры по адресу: <адрес>, на котором отсутствует отметка «служебная», в соответствии с которым на истца открыт лицевой счет.
В соответствии с выпиской из домовой книги Панин В.С. зарегистрирован по адресу: <адрес>, - с ДД.ММ.ГГГГ
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации N 602-р от 17 апреля 1999 г. переданы согласно Перечню в государственную собственность Тульской области находящиеся в федеральной собственности объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения и имущества военного городка "Тула-50" войсковой части N25851 Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных в Туле-50.
Постановлением Губернатора Тульской области от 29 июня 1998 г. №273 утвержден Перечень объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и высвобождаемого имущества войсковой части №, передаваемого в государственную собственность Тульской области согласно приложению к постановлению губернатора Тульской области. В Перечень передаваемого имущества включен жилой дом по адресу: <адрес>.
Договором о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием Тульской области "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства административно-территориального образования "Тула-50" N27-2000 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждена передача дома Комитетом по управлению имуществом Тульской области в хозяйственное ведение на общих основаниях без отнесения к специализированному жилищному фонду.
На момент передачи жилищного фонда войсковой частью №, дислоцированной в пгт. Славный, в хозяйственное ведение Государственного унитарного предприятия Тульской области "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства административно-территориального образования "Тула-50", жилой дом не входил в жилой фонд закрытого военного городка.
Свидетельство о государственной регистрации права № подтверждает право собственности муниципального образования Славный на квартиру площадью <данные изъяты> кв.м за № в доме № <адрес>, при этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах на эту квартиру как служебное жилье отсутствует.
Учитывая, что истец вселен в спорное жилое помещение в установленном законом порядке на основании ордера на право занятия жилого помещения временной администрацией АТО "Тула-50" без указания срока, ордер не признан в установленном законом порядке недействительным согласно ст. 48 ЖК РСФСР, истец с ДД.ММ.ГГГГ. проживает в этой квартире и выполняет все обязанности нанимателя, т.е. истцу фактически предоставлено указанное жилое помещение на условиях договора социального найма жилого помещения, договор заключен на неопределенный срок и в период, когда населенный пункт не относился к жилищному фонду закрытого военного городка и занимаемая квартира не отнесена к категории служебного жилищного фонда с учетом требований, установленных п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42).
Статья 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" предусматривает, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Материалами дела установлено, что истец Панин В.С. не использовал свое право на однократную бесплатную приватизацию жилья, занимаемого по договору социального найма.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии основания признать, что спорное жилое помещение утратило статус служебного и поэтому в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" оно подлежит передаче в собственность в порядке приватизации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░