Дело № 2-1111/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 апреля 2014 года Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.,
при секретаре Каравашковой Е.С.,
с участием представителя заявителя и третьего лица Савинцевой А.В., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Касаткина Д. Н. о признании незаконным решение департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, об устранении нарушенных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Касаткин Д.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решение департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе в предоставлении в его собственность земельного участка с кадастровым номером №, изложенном в письме от Дата №; об обязании департамент земельных отношений администрации г. Перми в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу принять решение о предоставлении в его собственность земельного участка с кадастровым номером №; об обязании департамент земельных отношений администрации г. Перми в месячный срок с момента принятия решения о предоставления в его собственность земельного участка с кадастровым номером № подготовить и направить ему договор купли-продажи земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что он и третье лицо ИП Алиев А.М.о являются собственниками объектов недвижимости, расположенных по адресу: Адрес, а именно: ему принадлежит ...-этажное кирпичное здание склада сырья и готовой продукции с цокольным этажом (лит. Ц), третьему лицу – ...-этажное здание комбикормового цеха с антресольным этажом и подвалом (лит. Ч). Указанные объекты располагались на земельном участке с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., сформированном для эксплуатаций указанных зданий. С 2011 года они неоднократно обращались в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка под принадлежащими им объектами недвижимости. Письмом от Дата им отказано в предоставлении земельного участка по причине обременения правом аренды ОБЩЕСТВО, а также в связи с невозможностью выполнить расчет стоимости земельного участка, поскольку он является физическим лицом, а третье лицо имеет статус индивидуального предпринимателя. По этой причине ими принято решение о разделе земельного участка под каждым объектом недвижимого имущества, в результате чего образованы два земельных участка с кадастровыми номерами №, №. Обременение земельного участка правом аренды ОБЩЕСТВО снято, однако департамент земельных отношений вновь отказал в предоставлении в собственность земельного участка по тем основаниям, что вновь образованные земельные участки в результате раздела не соответствуют градостроительным требованиям. Указанный отказ нарушает его права и законные интересы.
Заявитель Касаткин Д.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя Савинцева А.В. в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивала по доводам, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо ИП Алиев А.М.о. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Савинцева А.В. в судебном заседании поддержала требования заявителя.
Заинтересованное лицо департамент земельных отношений администрации Адрес в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителем направлено заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия.
Суд, выслушав представителя заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что Дата заявитель обратился в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью ... кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Адрес, под принадлежащие на праве собственности объекты недвижимости.
Письмом от Дата № департамент земельных отношений администрации г. Перми отказал заявителю в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то обстоятельство, что образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № земельные участки с кадастровыми номерами №, № не соответствуют градостроительным требованиям, поскольку не предусмотрено подъездов, подходов к образованным земельным участкам (л.д. 34-35).
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу граждане и организации в силу статьей 3 и 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Согласно статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания ненормативного акта незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия акта закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу (причем по смыслу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации незаконность акта включает в себя не только его формальное противоречие закону или иному правовому акту, но и принятие оспариваемого акта с превышением полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего); нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.
Как следует из материалов дела, Касаткину Д.Н. принадлежит на праве собственности ...-этажное кирпичное здание склада сырья и готовой продукции с цокольным этажом (лит. Ц), общая площадь ... кв.м., с холодным пристроем (лит. ц), площадкой (лит. ц1) и служебные постройки: ... навеса (лит. Г4, Г5), пожарный водоем (лит. Г28), расположенное по адресу: Адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата (л.д. 11).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке общей площадью ... кв.м., с кадастровым номером №.
В соответствии с актом о резервировании адреса от Дата №, земельному участку с кадастровым номером №, общей площадью ... кв.м., под одноэтажное кирпичное здание склада сырья и готовой продукции с цокольным этажем (лит. Ц) в Адрес установлен временный адрес: Адрес (л.д. 32).
Следует отметить, что испрашиваемый земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером № на два земельных участка с кадастровыми номерами №, №, по той причине, что на нем находились объекты недвижимости, принадлежащие Касаткину Д.Н. и ИП Алиеву А.М.о., а его предоставление в совместную долевую собственность указанным лицам не представлялось возможным в связи со сложностями, возникшими при расчете стоимости выкупной цены земельного участка. Указанные обстоятельства послужили основаниями для принятия решения о разделе земельного участка.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения урегулирован пунктами 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, заявителем были представлены документы необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем, заявителю отказано в предоставлении земельного участка, по тем основаниям, что образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № земельные участки с кадастровыми номерами №, № не соответствуют градостроительным требованиям, поскольку не предусмотрено подъездов, подходов к образованным земельным участкам.
Действительно, в силу п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
Как следует из представленных доказательств, к земельным участкам с кадастровыми номерами №, № имеются подъезды и подходы, через земельный участок, государственная собственность на который не разграничена. Сведения, послужившие основанием для отказа в предоставлении заявителю земельного участка, не соответствуют действительности.
Довод департамента земельных отношений администрации г. Перми, изложенный в письменных возражениях, о том, что действия заявителя повлекли лишь постановку земельного участка на государственный кадастровый учет, образование же земельного участка не произведено, не может быть принят судом во внимание, в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса. Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Испрашиваемый земельный участок относится к землям, права на которые не разграничены.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Абзацем 2 части 10 статьи 3 Федерального закона от № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу с ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исходя из анализа приведенных положений, следует, что у департамента земельных отношений администрации не имелось препятствий для вынесения решения о разделе земельного участка № в рамках одного заявления о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Иное толкование ведет к необоснованному затягиванию процесса реализации заявителем его исключительных прав, предусмотренных ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на момент направления письма от Дата № у департамента земельных отношений администрации г. Перми имелись достаточные основания для принятия решения об образовании земельного участка с кадастровым номером №.
При таких обстоятельствах, отказ в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка не может являться законным и обоснованным.
Принимая во внимание, что обжалуемый отказ не соответствует требованием действующего законодательства, нарушает права заявителя, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные требования.
Исходя из положений ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В целях восстановления нарушенных прав и свобод заявителя, суд полагает необходимым возложить на департамент земельных отношений администрации г. Перми в соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю на праве собственности, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением о заключении.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Касаткина Д. Н. удовлетворить.
Признать отказ департамента земельных отношений администрации города Перми в предоставлении в собственность Касаткину Д. Н. земельного участка площадью ... кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Адрес., изложенный в письме от Дата №, незаконным.
Возложить обязанности на департамент земельных отношений администрации города Перми в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения принять решение о предоставлении в собственность Касаткину Д. Н. земельного участка площадью ... кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Адрес., под существующие объекты недвижимости, подготовить проект договора купли-продажи и направить его Касаткину Д. Н..
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Т.Е. Варакшина