Решение по делу № 2-2335/2017 (2-9760/2016;) ~ М-7436/2016 от 10.11.2016

                                                                                   Гражданское дело №2-2335/2017

                                            Копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2017 года                                                                       г.Красноярск

Центральный районный суд г.Красноярска в составе:

Председательствующего судьи             Полянской Е.Н.

При секретаре                                         Олиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Красноярского края» о взыскании компенсации стоимости проезда к месту санаторно- курортного лечения и обратно,

УСТАНОВИЛ:

    Стрюк Ю.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Красноярского края, требования мотивировал тем, что как ветеран вооруженных сил Российской Федерации проходил лечение в ФГБУ «СКК «Сочинский» Министерства обороны РФ. Согласно законодательству, ему предоставляется льготный проезд к месту отдыха и обратно. Истец подал в Военный комиссариат Красноярского края заявление о возмещении расходов на проезд к месту отдыха и обратно, однако письмом от 18.10.2016 ответчик отказал в возмещении стоимости проезда, ссылаясь на то, что истец уволен из Вооруженных сил Украины 12.12.2002 и прибыл к месту постоянного проживания в Российскую Федерацию в январе 2012 года.

    Между тем, истец является гражданином Российской Федерации с 17.09.2007, имеет удостоверение ветерана ВС РФ, пенсионное удостоверение, в котором стоит штамп о том, что он имеет право на льготы. Все указанные документы выданы Военным комиссариатом Красноярского края. Ранее, с 2012 года, истцу каждый год оплачивался проезд к месту санаторно- курортного лечения и обратно.

Просит признать отказ неправомерным и обязать ответчика возместить ему стоимость проезда к месту санаторно- курортного лечения и обратно в сумме 35315 руб.

               В судебном заседании истец исковые требования поддержал, суду пояснил, что проходил службу в Вооруженных силах Украины, уволен в запас. Прибыл на территорию РФ на постоянное жительство в 2007 году, получил российское гражданство и проживал на территории Омской области. Военную пенсию получал в Республике Украина, так как в военном комиссариате в г.Омске ему сказали, что пенсия в РФ ему не положена в связи с отсутствием соглашения. Пенсию оформил в 2012 году в Военном комиссариате Красноярского края, после переезда на постоянное жительство в г. Красноярск. Полагает, что имеет право на льготы, установленные российским законодательством для военнослужащих, тем более что ранее ему такие льготы предоставлялись.

Представители ответчика Петрова О.Н., доверенность от 09.01.2017, Кублицкая Л.Г., доверенность от 02.08.2016, исковые требования не признали, представили письменные возражения, в которых указали, что истец уволен из вооруженных сил Республики Украина, и льготы, установленные Федеральным законом «О статусе военнослужащих», предоставляются таким гражданам при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерацией.

Протоколом к Соглашению о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, подписанным государствами- Участниками Содружества Независимых Государств 25.01.2000, установлено, что на граждан, проходивших военную службу в воинских частях Вооруженных Сил, других войсках, воинских формированиях и органах бывшего Союза ССР и перешедших (зачисленных) на военную службу в вооруженные силы, другие войска, иные воинские формирования и органы государств – участников Содружества Независимых Государств, при их переезде на постоянное место жительства из одного Государства Содружества в другое распространяются права и льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством и иными нормативными правовыми актами для военнослужащих Государства Содружества, избранного для постоянного проживания.

Между тем, Распоряжением Президента РФ от 15.07.2011 №490-рп принято решение не стать участником указанного Протокола. Выход Российской Федерации из указанного протокола подразумевает прекращение с 27.07.2011 предоставления социальных гарантий, установленных Федеральным законом №76-ФЗ, в том числе право безвозмездного проезда к месту лечения и обратно гражданам, уволенным с военной службы из вооруженных сил иностранных государств и прибывшим в Российскую Федерацию после указанной даты. Поскольку истец прибыл на постоянное место жительства в РФ в январе 2012 года, права на указанную льготу он не имеет.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, Стрюк Ю.И. проходил службу в Вооруженных силах бывшего Союза ССР, затем Республики Украина, уволен с военной службы 12.12.2002, выслуга лет составляет 26 лет. Переехал на постоянное жительство в Российскую Федерацию в 2004 году, 17.09.2007 получил гражданство Российской Федерации. С 01.01.2012 Венным комиссариатом Красноярского края истцу назначена пенсия за выслугу лет.

В период с 26.07.2016 по 06.08.2016 истец находился на оздоровлении в филиале «База отдыха «Кудепста» ФГБУ «СКК Сочинский» МО РФ. По возвращении в г. Красноярск истец обратился в военный комиссариат Красноярского края с заявлением о возмещении ему расходов на проезд к месту оздоровления и обратно, представив подтверждающие документы о понесенных расходах на приобретение проездных билетов в размере 35 315 руб. Письмом от 18.10.2016 ответчиком отказано в возмещении расходов со ссылкой на отсутствие у истца права на компенсацию расходов, поскольку он уволен из Вооруженных сил Республики Украина и прибыл к постоянному месту проживания в Российскую Федерацию в январе 2012 года.

Право на бесплатный проезд к месту санаторно- курортного лечения и обратно военнослужащим, уволенным с военной службы, установлено пунктом 5 ст.20 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно указанной нормы, офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

    В силу ст.2 названного Федерального Закона, военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (пункт1 )

За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации (пункт 3).

    Участниками Содружества Независимых Государств 14.02.1992 заключено Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, статьей 1 которого установлено, что за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств- участников Содружества, а так же членами их семей сохранится уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.(далее- Соглашение от 14.02.1992.).

25.01.2000 государствами- участниками Соглашения подписан Протокол к Соглашению от 14.02.1992, статьей 1 которого установлено, что на граждан, проходивших военную службу в воинских частях Вооруженных Сил, других войсках, воинских формированиях и органах бывшего Союза ССР и перешедших (зачисленных) на военную службу в вооруженные силы, другие войска, иные воинские формирования и органы государств – участников Содружества Независимых Государств, при их переезде на постоянное место жительства из одного Государства Содружества в другое распространяются права и льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством и иными нормативными правовыми актами для военнослужащих Государства Содружества, избранного для постоянного проживания.

Согласно статье 6 Протокола, он вступает в силу со дня сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Государствами Содружества всех необходимых внутригосударственных процедур. Для Государств Содружества, выполнивших необходимые внутригосударственные процедуры позднее, настоящий протокол вступает в силу в день сдачи соответствующих документов депозитарию. Протокол был подписан, в том числе, за Российскую Федерацию, за Украину (с оговоркой), 25.01.2000.

    Распоряжением Президента РФ от 15.07.2011 №490-рп постановлено принять Предложение Правительства РФ о направлении депозитарию уведомления о намерении Российской Федерации не стать участником Протокола к Соглашению между государствами- участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и их семей, от 14.02.1992, подписанного в г. Москве 25.01.2000.

    Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации определен Федеральным законом от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

В силу ст.1 Закона, международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

Настоящий Федеральный закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров).

В статье 6 названного Федерального закона установлено, что согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

Решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной власти Российской Федерации или уполномоченными организациями в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации.

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что

решая вопрос о возможности применения договорных норм международного права, суды должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (статья 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года).

Судам надлежит иметь в виду, что международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации.

Между тем, приведенный выше Протокол от 25.01.2000 к Соглашению от 14.02.1992 в установленном пунктом 6 Протокола порядке для Российской Федерации в законную силу не вступил, а в силу пункта 3 ст.2 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ, предоставление установленных данным законом льготы и гарантий гражданам, проходившим военную службу в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, в число которых входит Республика Украина, возможно только при условии ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров.

Следовательно, социальные гарантии, установленные Федеральным законом «О статусе военнослужащих», в том числе право бесплатного проезда к месту санаторно- курортного лечения, на истца не распространяется. При этом дата его приезда в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в данном случае правового значения не имеет. Юридически значимым обстоятельством является сам факт, что истец не проходил военную службу в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и не относится к военнослужащим для целей Федерального закона «О статусе военнослужащих».

При таком положении, в удовлетворении исковых требований суд считает необходимым отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Красноярского края» о взыскании компенсации стоимости проезда к месту санаторно- курортного лечения и обратно - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий        /подпись/            Е.Н. Полянская

Копия верна. Судья                            Е.Н. Полянская

2-2335/2017 (2-9760/2016;) ~ М-7436/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Стрюк Юрий Иванович
Ответчики
Военный комиссариат Краснояского края
Другие
Белоусов Александр Валентинович
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Полянская Елена Николаевна
Дело на странице суда
centr--krk.sudrf.ru
10.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2016Передача материалов судье
15.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2017Судебное заседание
21.03.2017Судебное заседание
29.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее