ДЕЛО № 2-516/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2012 года Починковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего Дружковой А.В., при секретаре Сбитневой КЕЗИНОЙ М.В. к Администрации Починковского района, Администрации Пеля-Хованского сельсовета, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании акта обследования жилого дома от 15.12. 2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, распоряжение администрации Починковского района № 186-р от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для постоянного проживания, распоряжение администрации Пеля-Хованского сельсовета о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконными,
о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем путем выдачи сертификата на приобретение или строительства жилья,
о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,
о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановке на учет,
о включении в сводный список граждан, состоящих на учете и имеющих право на получение единовременной компенсации на строительство или приобретение жилья,
о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья, Н.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску
УСТАНОВИЛ:
Кезина М.В. обратилась в суд с иском к Администрации Починковского района, Администрации Пеля-хованского сельсовета, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании акта обследования жилого дома от 15.12. 2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, распоряжение администрации Починковского района № 186-р от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для постоянного проживания, распоряжение администрации Пеля-Хованского сельсовета о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет федерального бюджета,
о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,
о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановке на учет,
о включении в сводный список, состоящих на учете и имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья,
о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья, указывая на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны.
В соответствии с законом «О ветеранах» она имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так как нуждается в улучшении жилищных условий.
Она обратилась в жилищную комиссию Пеля-Хованского сельсовета о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением администрации Пеля-Хованского сельсовета № 1-р от 17.01.2011 года ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как не представлены документы, которые подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, т.е. площадь жилого дома, в котором она проживает, составляет 45 кв. м., а документов подтверждающих, что он не пригоден для проживания не было.
25.03.2011 года специалистами ОАО «Волжский проектный институт «ПРОЕКТВЕРФЬ» по ее заявлению проведено обследование жилого дома и общее состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома признано неудовлетворительное.
15.12.2011 года межведомственной комиссией администрации Починоквского района составлен акт обследования принадлежащего ей жилого дома и заключение, которыми принадлежащий ей жилой дом признан пригодным для проживания.
На основании этого акта обследования и заключения межведомственной комиссии распоряжением администрации Починковского района № 186-р от 15.03.2012 года ее жилое помещение признано пригодным для проживания.
В жилищную комиссию Пеля-Хованского сельсовета о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий при наличии таких документов она не обращалась.
С указанными документами она не согласна, так как они являются незаконными. Заявление о проведении осмотра и оценки ее дома она в декабре 2011 года не писала, обследование жилого дома не проводилось.
Она не была извещена об обследовании ее дома, комиссия дом не обследовала. Выводы, изложенные в акте обследования и заключении межведомственной комиссии от 15.12.2011 года полностью противоречат заключению, сделанному специалистами ОАО «Волжский проектный институт «ПРОЕКТВЕРФЬ».
Указанными действиями межведомственной комиссии при администрации Починковского района нарушены ее права.
В судебном заседании представитель истца адвокат Морозова Н.В. исковые требования поддержала.
Представитель администрации Пеля-Хованского сельсовета и представитель администрации Починковского района по доверенности Бухалова О.А. разрешение данного спора оставила на усмотрение суда.
Представитель министерства социальной политики в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, о чем в деле имеется почтовое уведомление.
Представитель министерства социальной политики в суд представил возражения на исковое заявление, а также заявление о рассмотрении дела без его участия.
Заслушав представителя истца адвоката Морозову Н.Н., представителя администрации Пеля-Хованского сельсовета и представителя администрации Починковского района Бухалову О.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года ( в редакции Указа Президента РФ № 30 от 09.01.2010 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» считать необходимым завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 21 ФЗ РФ ОТ 12.011995 года «О ветеранах» 1.
Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Из материалов дела следует, что Кезина М.В. является вдовой участника ВОВ Кезина И.А..
Это подтверждается справкой управления социальной защиты населения администрации Починковского района от 11.09.2007 года,
Свидетельством о заключении брака, из которого следует, что Кезин И.А. и Тарасова М.В. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ,
свидетельством о смерти, выданного управлением ЗАГС г. Саранска 26.08.2006 года, из которого следует, что Кезин И.А. умер ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что Кезина М.В. проживает и зарегистрирована в доме по адресу: <адрес>, собственником которого значится ее муж Кезин И.А.. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из похозяйственной книги Пеля-Хованского сельсовета и справкой сельской администрации, что Кезина М.В. в указанном доме проживет одна.
Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> обследовался межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации Починковского муниципального района № 49 от 20.11.2007 года 15.12.2011 года и согласно заключения этой комиссии от 15.12.2011 года указанное жилое помещение по адресу: признано пригодным для проживания.
В соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Из объяснения представителя истца следует, что должностные лица сельской администрации рекомендовали Кезиной М.В. обследовать дом специалистами ОАО «Волжский проектный институт «ПРОЕКТВЕРФЬ».
Из их заключения от 15.03.2011года следует, что общее состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома по адресу: <адрес> неудовлетворительное.
Эксплуатационные и технические характеристики здания не соответствуют требования, предъявляемым к жилым зданиям.
Эксплуатация жилого дома при существующем состоянии конструкций приведет к дальнейшему развитию повреждений, потере прочности и устойчивости несущих элементов и их возможному обрушению.
Капитальный ремонт здания с сохранением существующих конструктивных элементов экономически нецелесообразен и технически трудноосуществим.
Наружные ограждающие конструкции жилого дома не имеют достаточную теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года температуру отапливаемых помещений не менее +18оС.
К заключению экспертов приложены материалы исследования, обосновывающие принятое решение.
Согласно объяснения представителя истца Морозовой Н.Н. какого-либо ремонта в период с 15 марта 2011 года до 15.12.2011 года в жилом доме не производилось.
Из объяснения представителя истца следует, что обследование жилого дома 15.12.2011 года фактически не производилось.
В акте обследования от 15.12.2011 года указано, обследование проводилось по заявлению Кезиной М.В. и, что собственник дома привлекалась для участия в обследовании.
В соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и много квартирного дома аварийным и подлежащим сносу» утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28..01.2006 года Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Судом принимается заключение данное специалистами ОАО «Волжский проектный институт «ПРОЕКТВЕРФЬ» от 15.03.2011 года в качестве допустимого доказательства потому, что более объективно отражает фактическое состояние жилого помещения.
Суд считает обоснованно заявление представителя истца о том, что обследование жилого помещения в декабре 2011 года не производилось потому, что факты изложенные в акте и заключении от 15.12.2011 года не соответствуют фактическим обстоятельствам.
В указанных документах отсутствует подпись проживающей в жилом помещения, хотя из акта и заключения следует, что Кезина М.В. участвовала при обследовании жилого помещения.
Кроме того при даче заключения 15.12.2012 года межведомственной комиссией администрации Починковского района учитывалось заключение технического состояния дома, данное специалистами ОАО «Волжский проектный институт «ПРОЕКТВЕРФЬ».
Однако заключение межведомственной комиссии противоположное заключению указанной организации. Мотивы принятого межведомственной комиссией в суд не представлены.
В акте обследовании жилого дома от 15.12.2011 года указано, что фундамент представляет собой деревянные столбы и крыша покрыта шифером.
Согласно акта обследования жилого дома специалистами ОАО «Волжский проектный институт «ПРОЕКТВЕРФЬ» кровельное покрытие - железо. Фундамент деревянные столбы и балки и под пристроем ленточный бутобетонный.
Факты о составляющих жилого дома, указанные в заключении специалистов ОАО «Волжский проектный институт «ПРОЕКТВЕРФЬ» подтверждены представителем истца, а также заключением строительно-технической экспертизы, проведенной по определению суда 30.05.2012 года, из которой следует, что физической износ конструктивных элементов здания составляет 64 %.
Жилой дом находится в ветхом техническом состоянии и непригоден для проживания в связи с наличием выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в следствии ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Объемно-планировочное и конструктивное решение дома не обеспечивает соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических норм.
Жилой дом относится к ветхим и не пригодным для проживания.
Проведение капитального ремонта жилого дома нецелесообразно, так как замене подлежат все конструкции жилого дома, в т.ч. фундаменты, стены, окна, перекрытия, кровля.
При таких обстоятельствах суд считает, что нельзя признать акт обследования жилого дома по адресу: <адрес> от 15.12.2011 года и заключение от15.12.2011 года объективными.
Учитывая изложенное, суд считает, что акт обследования жилого помещения от 15.12.2011 года и заключение межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для проживания нельзя признать законными и обоснованными.
В судебном заседании установлено, что администрацией Починковского муниципального района вынесено распоряжение № 186-р от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для проживания.
Указанное постановление вынесено на основании заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года.
Учитывая, что заключение от 15.12.2011 года признается судом незаконным, указанное распоряжение администрации Починковского района от 15.03.2012 года в отношении Кезиной М.В. также следует признать не законным.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В судебном заседании не нашло подтверждение, что жилое помещение, в котором проживает и зарегистрирована Кезина М.В., пригодно для проживание, а доказательств, подтверждающих наличие у нее другого жилья не представлено.
В соответствии с Законом Нижегородской области «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечение жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» по письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).
В соответствии с ст. 3 указанного Закона формирование списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, по муниципальным районам и городским округам Нижегородской области осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Учитывая изложенное, суд считает, что Кезина М.В. как вдова участника Великой Отечественной войны имеет право на социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета, т.е. получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и проживающая в жилом доме, не соответствующей требованиям для жилых помещений и она является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Поэтому исковые требования Кезиной М.В. о признании акта обследования жилого дома от 15.12. 2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года № 186-р о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для постоянного проживания, незаконными,
о признании права на социальную поддержку в виде получения сертификата на приобретение жилья,
о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,
о включении в сводный список, состоящих на учете и имеющих право на получение единовременной выплаты на строительство или приобретения жилья,
о понуждении Министерство социальной политики Нижегородской области выплатить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Кезина М.В. просит признать не законным действие администрации Пеля-Хованского сельсовета, выразившееся в снятии ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и восстановление в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что Кезиной М.В. распоряжением администрации Пеля-Хованского сельсовета № 1-р от 17.01.2011 года было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ.
В судебном заседании установлено, что принятое 17.01.2011 года администрацией Пеля-Хованского сельсовета решение от отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кезиной М.В. не обжаловалось, так как документов подтверждающих ее право состоять на учете она в администрацию не представляла.
Из объяснения представителя истца следует, что после получения заключения о техническом состоянии жилого дома специалистов ОАО «Волжский проектный институт «ПРОЕКТВЕРФЬ» в жилищную комиссию администрации Пеля_хованского сельсовета Кезина М.В. не обращалась.
Таким образом решения о снятии Кезину М.В. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий администрацией Пеля-Хованского сельсовета не принималось, на очередь в этом качестве ее не ставили, поэтому исковые требования в части признания распоряжения администрации Пеля-Хованского сельсовета о снятии Кезиной М.В. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и о восстановлении ее в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановке на учет удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать акта обследования жилого дома от 15.12. 2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес>, П<адрес> пригодным для проживания, распоряжение администрации Починковского района № 186-р от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для постоянного проживания, незаконными.
Признать право КЕЗИНОЙ М.В. на социальную поддержку как вдовы участника великой Отечественной войны в виде обеспечения жильем путем выдачи сертификата на приобретение или строительства жилья.
Признании КЕЗИНУ МАРИЮ ВАСИЛЬЕВНУ нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Починковского района Нижегородской области включить КЕЗИНУ МАРИЮ ВАСИЛЬЕВНУ в сводный список граждан, состоящих на учете и имеющих право на получение единовременной компенсации на строительство или приобретение жилья.
Обязать Министерство социальной политики выплатить КЕЗИНОЙ М.В. единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья удовлетворить.
В иске Кезиной М.В. к Администрации Починковского района, Администрации Пеля-Хованского сельсовета, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании распоряжение администрации Пеля-Хованского сельсовета о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановке на учет отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течении одного месяца.
ПП ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ А.В. Дружкова
КОПИЯ ВЕРНА: СУДЬЯ А.В. Дружкова
СЕКРЕТАРЬ СУДА Е.Д. Филяева
Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2012 года.
СУДЬЯ А.В. Дружкова