Дело № 5-263/2019
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Город Волжский Волгоградской области 29 января 2019 года
Судья Волжского городского суда Волгоградской области Рыжова Л.А. при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Центральный»,
У С Т А Н О В И Л:
В суд на рассмотрение из комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области поступил протокол №... от "."..г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и другие материалы в отношении общества с ограниченной ответственностью «Центральный».
Ознакомившись при подготовке к рассмотрению дела с протоколом об административном правонарушении и приложенными к нему материалами, прихожу к выводу о наличии оснований для возвращения протокола об административном правонарушении должностному лицу, которое составило протокол.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в том числе, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» (с изменениями), в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении в точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
По смыслу норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и указанных разъяснений Верховного Суда РФ, протокол об административном правонарушении в связи с наличием существенных нарушений при его составлении и (или) неполнотой исследования события правонарушения или неполнотой материалов дела, может быть возвращен должностному лицу, его составившему, только при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, а в случае принятия дела к рассмотрению и выяснения указанных обстоятельств при рассмотрении, если это не позволило всесторонне, полно выяснить все обстоятельства по делу, по результатам рассмотрения дела подлежит вынесению согласно ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу на основании пунктов 1 или 2 ст. 24.5 КоАП РФ (за отсутствием события или состава административного правонарушения).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, предусматривающей обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, предметом судебного исследования является, вопрос о наличии события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
В ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении установлено, что требования ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа нарушены.
Согласно части 1 статьи 7.13 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Протокол об административном правонарушении №... от "."..г., составленный в отношении общества с ограниченной ответственностью «Центральный», не содержит надлежащего описания события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, вмененного Обществу; в протоколе указано, что на основании постановления <адрес> Думы от "."..г. №... «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>» объект культурного наследия «Комплекс застройки города гидростроителей», 1951-1962г.г., зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером №... (приказ Министерства культуры Российской Федерации от "."..г. №...-р), согласно приказу комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от "."..г. №... установлены границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки города гидростроителей» и режима использования его территории, здание, расположенное по адресу: <адрес>, располагается в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки города гидростроителей» и является его частью, приказом комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> от "."..г. №... утвержден предмет охраны объекта культурного наследия «Комплекс застройки города гидростроителей», согласно которому предметом охраны объекта является в том числе, архитектурное и архитектурно-декоративное решение главных и торцевых фасадов зданий, количество, форма оконных и дверных проемов, в связи с поступлением в Комитет письма из администрации городского округа-город Волжский письма от "."..г. о ненадлежащем содержании фасада здания по адресу: <адрес> являющегося частью объекта культурного наследия регионального значения, должностными лицами Комитета на основании задания от "."..г. №... проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта, в ходе которых установлено ненадлежащее состояние объекта (акт осмотра от "."..г.), а именно: подтеки, отслоения окрасочного и штукатурного слоев на главном фасаде здания; значительное разрушение штукатурного слоя на дворовом фасаде здания; на торцевых фасадах здания наблюдаются отверстия, предположительно от сплит- систем; цоколь имеет повреждения; заложен оконный проем на дворовом фасаде объекты. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости от "."..г., собственником нежилого помещения площадью 1073,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> является ООО «Центральный», которым в нарушение Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» пункт 1 статьи 33, статьи 47.3, пункт 11 статьи 47.6 работы по сохранению объекта, который находится у него в собственности, не производились, согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, соответственно, ООО «Центральный» не осуществляется должным образом сохранение и содержание объекта, за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, непринятие мер по сохранению объекта культурного наследия являются нарушением вышеуказанных норм Федерального закона №73-ФЗ, таким образом в действиях (бездействии) ООО «Центральный» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, перечисленные действия (бездействие) ООО «Центральный», осуществляемые в нарушении законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, являются длительным, непрерывным неисполнением обязательств законодательства, что указывает на длящийся характер совершенного ООО «Центральный» нарушения.
Из содержания протокола следует, что он не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, в нем не указано время совершения вмененного правонарушения, что, в том числе, не позволяет установить, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и влекущие прекращение производства по нему при подготовке к рассмотрению дела в соответствии с ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ, указание в протоколе даты задания ("."..г.), на основании которого были проведены мероприятия по контролю на состояние объекта, в ходе которых установлено ненадлежащее техническое и санитарное состояние объекта (акт осмотра от "."..г.) не свидетельствует и выполнении при составлении протокола требований ст. 28.2 КоАП РФ по содержанию протокола.
Кроме того, как следует из приложенных к протоколу материалов дела, в них отсутствует акт осмотра от "."..г., в котором, согласно протоколу, отражены выявленные в ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем техническом и санитарном состоянии объекта.
Кроме ссылки на этот документы каких-либо нарушений, которые свидетельствовали бы о совершении ООО «Центральный» правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ- нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушения режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдения ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, в протоколе не отражено, соответственно, протокол не содержит данных о событии правонарушения, вмененного ООО «Центральный».
Помимо этого, согласно статьи 47.3 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии;
собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 11 ст. 47.6 указанного закона, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из имеющихся в деле письма администрации городского округа <адрес> за подписью начальника правового управления В.А. Сухорукова следует, что адрес <адрес> соответствует адресу <адрес>, согласно копий выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, технических паспортов на жилой дом, нежилые помещения по <адрес> выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по <адрес>), находится трехэтажный дом, являющийся частью объекта культурного наследия, в котором имеются жилые помещения и несколько нежилых помещений, правообладателями которых являются физические и юридические лица, в том числе, ООО «Центральный», часть из нежилых помещений передана в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по договорам аренды недвижимого имущества.
Из протокола об административном правонарушении и приложенного к нему материала не представляется возможным установить, какие действия (бездействие) ООО «Центральный» или других собственников (владельцев) привели к нарушениям, выявленным в ходе проведения должностными лицами комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального наследия ««Комплекс застройки города гидростроителей».
Допущенные должностным лицом административного органа при составлении протокола и направлении его на рассмотрение в суд нарушения носят существенный характер, поскольку наличие вышеуказанных недостатков протокола об административном правонарушении и неполнота представленных материалов не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 29.4 ч. 1 п. 4 КоАП протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению должностному лицу, которое составило протокол ввиду неправильного его составления и неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, для устранения обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░░ №... ░░ "."..░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 7.13 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 25.1 - 25.5.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.