№ ***
№ ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2022 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Уваровой Л.Г.
при секретаре Козыревой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № *** по административному иску ООО «Агентство Финансового контроля» к Судебному приставу-исполнителю ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района Макаровой А.А., Старшему судебному приставу ОСП № *** г. Сызрани и Сызранского района Шуевой С.Е., Управлению ФССП России по Самарской области о признании бездействий незаконными,
Установил :
ООО «Агентство Финансового контроля» обратилось в суд с данным административным иском, ссылаясь на то, что 09.12.2021 г. судебным приставом - исполнителем ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области Макаровой А.А. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 ФЗ № *** «Об исполнительном производстве» вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству № *** от 18.01.2021 г., возбужденному на основании исполнительного документа № *** от 18.11.2020 г., выданного мировым судьей судебного участка № 81 судебного района г.Сызрани Самарской области о взыскании задолженности в размере 6829,02 руб. с должника ФИО3 в пользу взыскателя ООО «АФК». Копия указанного постановления с исполнительным документом поступили в ООО "АФК" 18.02.2022г., тем самым в соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд не истек. С указанными действиями представитель ООО «АФК» не согласен, поскольку они нарушают законные права и интересы взыскателя, что приводит к необоснованному затягиванию реального исполнения вступившего в законную силу действующего и неисполненного судебного акта. Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя. Поскольку решение суда на сегодняшний день не исполнено административный истец считает, что постановление об окончании исполнительного производства вынесено преждевременно, без осуществления необходимых и достаточных мер по выявлению места нахождения должника, его имущества, источника дохода. Поэтому обратились с данным иском в суд и просят Признать незаконными бездействие судебного пристава-исполнителя Отделение судебных приставов №1 г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области Макаровой А.А., выразившееся в не принятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству № ***, предусмотренных ст. 68 ФЗ № *** «Об исполнительном производстве».
В целях восстановления нарушенных прав административного истца, обязать начальника Отделение судебных приставов №1 г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области отменить постановление об окончании исполнительного производства № № *** для осуществления полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе № *** от 18.11.2020 г.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца, обязать судебного пристава-исполнителя Отделение судебных приставов № *** г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области совершить все необходимые исполнительные действия и применить все необходимые меры принудительного исполнения, направленных на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, а именно осуществить полный комплекс мер (в том числе меры изложенные в данном административном исковом заявлении), направленный на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе № *** от 18.11.2020 г.
Представитель административного истца ООО «АФК» по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель ОСП №1 г. Сызрани и Сызранского района Макаровой А.А., Старший судебный пристав ОСП № 1 г.Сызрани и Сызранского района Шуева С.Е. в судебное заседание не явились просили рассмотреть дело в отсутствие, просили в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям указанным в письменном возражении на административный иск.
Представитель административного ответчика УФССП России по Самарской области в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна, хотя были извещены надлежащим образом, поэтому суд определил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, об уважительных причин неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела суд не просил, поэтому суд определил рассмотреть дело без его участия.
Суд, исследовав письменные доказательства и материалы дела, считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет :
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 вышеуказанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об исполнительном производстве», мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; ) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; принудительное выселение должника из жилого помещения; принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества; принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.В силу ст. 68 вышеуказанного Закона, обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. Взыскание на драгоценные металлы, находящиеся на счетах и во вкладах должника, обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях или иностранной валюте в соответствии с частью 3 статьи 71 настоящего Федерального закона.
При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.
Должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем.
Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.
Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.
Согласно ст. 98 вышеуказанного Закона, судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях:
1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей;
3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № *** «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Судом установлено, что на исполнении в отделении судебных приставов № 1 г. Сызрани, у судебного при-става-исполнителя Макаровой А.А. находилось исполнительное производство № *** от 18.01.2021г., возбужденное на основании исполнительного документа судебный приказ № *** от 18.11.2020, выданный органом: Судебный участок № 81 судебного района г. Сызрани Самарской области, предмет исполнения: Задолженность по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере: 6829,02 р., в отношении должника: ФИО3, <дата> г.р., адрес должника: 446012, <адрес>, в пользу взыскателя: ООО «АФК», адрес взыскателя: <адрес>.
Постановление о возбуждении исполнительного производства были направлены в адрес сторон исполнительного производства, о чем имеются сведения в реестре отправленной корреспонденции.
В соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику установлен 5- дневный срок для добровольного погашения задолженности. Однако должник не исполнили добровольно требования судебного пристава - исполнителя, на основании чего судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия, предусмотренные ст. 64 данного Федерального закона.
Согласно ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве» - направлены запросы в регистрирующие органы на наличие движимого, недвижимого имущества, принадлежащего должнику на правах личной собственности, а также о наличии вкладов в коммерческих организациях.?
На основании полученных ответов коммерческих организаций установлено: ОАО «СКБ-Банк», АО «Промсвязьбанк», ООО «ХКФ Банк», Банк ВТБ (ПАО) на имя должника открыты счета, вынесено соответствующее постановление об обращении взыскания на денежные средства находящиеся на счетах должника, но на депозитный счет денежные средства не поступают, что свидетельствует о не активности счета. (Постановление об обращении взыскания на денежные средства от 21.07.2021 г.)
По данным МРЭО ГИБДД, за должником зарегистрировано транспортное средство ВАЗ 2107, 1983 года выпуска. 21.01.2021 года вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств.
Согласно сведений Росреестра на правах собственности за должником не зарегистрированы объекты недвижимости.
Согласно ответа Центра занятости населения должник не находится на регистрационном учете в качестве безработного.
Согласно ответа ПФ РФ отсутствуют сведения о трудоустройстве должника.
Согласно ответа МРИ ФНС должник в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован.
Согласно ответа органа ЗАГС отсутствует актовая запись гражданского состояния о регистрации брака.
23.09.2021 года направлены запрос в ГИМС.
Все постановления вынесенные в рамках данного исполнительного производства направлено стороне, участвующей в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Данное законоположение направлено на скорейшее уведомление должника (взыскателя) о поступлении исполнительного документа в службу судебных приставов, о возможности самостоятельно знакомиться с материалами исполнительного производства и оценивать принятые судебным приставом-исполнителем меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
09.12.2021 года исполнительное производство № *** окончено на основании п. 3 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление об окончании и возвращении ИД взыскателю направлено по адресу: <адрес>.
Административный истец просит признать бездействие судебного пристава - исполнителя Макаровой А.А.ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области незаконным, отменить постановления об окончании исполнительного производства и возобновить его, обязать судебного пристава -исполнителя Макарову А.А. осуществить полный перечень исполнительных действий, направленных на установление местонахождения должника и его имущества, принять все необходимые и возможные меры по исполнению решения путем принятия должных мер по розыску должника; проведения проверки имущественного положения должника; направления запросов о наличии в собственности должника самоходных транспортных средств, водного транспорта; наложения ареста на денежные средства должников на банковских счетах (картах); направления исполнительных документов по месту работы должников; принятии исчерпывающих мер по исполнению требований исполнительных документов.
Однако, доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.
Бездействие судебного пристава -исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава -исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Бездействие при исполнении судебным приставом - исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких- либо действий, прямо предусмотренных Законом об исполнительном производстве.
Однако судом установлено и подтверждается материалами дела, что бездействие со стороны судебного пристава-исполнителя отсутствует. Все запросы о материальном положении должника, его доходах и имуществе судебным приставом-исполнителем сделаны, ответы на запросы получены.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района Макаровой А.А. были предприняты все зависящие от нее меры для исполнения, нарушений прав и законных интересов взыскателя в данном случае не усматривается.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что не имеется оснований для удовлетворения административного иска ООО «АФК» к Судебному приставу-исполнителю ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района Макаровой А.А., Старшему судебному приставу ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района Шуевой С.Е., Управлению ФССП России по Самарской области о признании незаконными бездействий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ООО «Агентство Финансового контроля» к Судебному приставу-исполнителю ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района Макаровой А.А., Старшему судебному приставу ОСП №1 г. Сызрани и Сызранского района Шуевой С.Е., Управлению ФССП России по Самарской области о признании бездействий незаконными - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Уварова Л.Г.
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2022 года.
Судья : Уварова Л.Г.