Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9707/2015 ~ М-9531/2015 от 28.10.2015

Дело № 2-9707/15(15) Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2015 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2015 года Екатеринбург

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Подгорной С.Ю., при секретаре Ефимовских Н.И.,

с участием истца Сенцова А.С., старшего помощника прокурора *** У.,

представителя третьего лица ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики *** Заколюкина Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ***, действующего в интересах Сенцова А.С., к Министерству строительства и развития инфраструктуры ***, Государственному казенному учреждению «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности приобрести жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

***, действующий в интересах Сенцова А.С., обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры ***, Государственному казенному учреждению «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности приобрести жилое помещение.

В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой в ходе проверки по обращению Сенцова А.С. установлено, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав.

На основании постановления главы *** от *** *** Сенцов А.С. был передан на воспитание в семью К. За Сенцовым А.С. закреплено жилое помещение по адрес: ***. По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии *** Сенцов А.С. является собственником 1/4 доли в указанной выше квартире. Помимо Сенцова А.С. по данному адресу зарегистрировано и проживает еще 7 человек, в связи с чем Сенцов А.С. арендует жилье им проживает по ***. Приказом от *** *** установлен факт невозможности его проживания в жилом помещении по адресу: ***

Приказом Управления социальной политики по *** *** от *** Сенцов А.С. принят на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда ***.

До настоящего времени Сенцов А.С. жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен в порядке, установленном действующим законодательством.

С учетом изложенного прокурор просит суд обязать ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» приобрести для Сенцова А.С. за счет средств субъекта РФ благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры не менее нормы 16 кв.м. предоставления жилого помещения в пределах ***, отвечающее санитарным и техническим требованиям; обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры *** распределить и предоставить вышеуказанное благоустроенное жилое помещение Сенцову А.С. с последующим заключением на жилое помещение договора найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании истец Сенцов А.С., старший помощник прокурора У. на удовлетворении исковых требований настаивали, доводы, указанные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме.

Представитель третьего лица ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики *** Заколюкин Д.С., действующий по доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражал.

Представитель ответчика ГКУ *** «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения которого извещен надлежащим образом и в срок, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В своем письменном отзыве, поступившем через канцелярию суда, представитель ГКУ *** «Фонд жилищного строительства» Константинова Д.П., действующая по доверенности, в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме. Указала, что согласно действующему законодательству Российской Федерации учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами власти *** - Управлениями социальной политики Министерства социальной политики ***. Считает, что нарушений прав истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных требований, в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели.

Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры *** в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения которого извещен надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суд не уведомил.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что ответчики, извещенные о месте и времени судебного заседания своих представителей в суд не направили, для проверки их доводов личного участия и дачи объяснений не требуется, а также с учетом мнения истца, судом в соответствии с частями 3 и 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации был решен вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчиков.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обс­тоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требова­ний и возражений.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 98-1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По смыслу ст. 1 Федерального закона от *** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального Закона от *** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от *** № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от *** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, истец Сенцов А.С. родился *** в ***, в качестве матери указана С.Л., отца – С.А. (л.д. 18).

Заочным решением Чкаловского районного суда *** от *** С.Л., С.А. лишены родительских прав в отношении сына Сенцова А.С. (л.д. 15).

Постановлением Главы администрации *** *** от *** установлена опека над Сенцовым А.С., назначена опекуном К.

Таким образом, судом установлено, что Сенцов А.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании приказа ТОИОГВСО – Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения *** *** от *** Сенцов А.С. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения и принят на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете государственного специализированного жилищного фонда *** (л.д. 23).

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии *** Сенцов А.С. является собственником 1/4 доли в жилом помещении по адресу: ***л.д.22). Приказом от *** *** установлен факт невозможности его проживания по данному адресу (л.д. 24).

Также судом установлено, что истец достиг возраста 18 лет, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен. Указанное свидетельствует о его нуждаемости в предоставлении жилого помещения и наличии оснований для обеспечения органами исполнительной власти по постановки на учет жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, в силу Федерального закона от *** № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеются основания для предоставления Сенцову А.С. благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).

В развитие названных конституционных положений статья 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями регламентирован, в том числе, постановлением *** от *** ***-ПП, которым установлено, что меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры *** (п. 2).

Постановлением *** от *** ***-ПП утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд ***, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок приобретения жилых помещений), и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд ***, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок предоставления жилых помещений).

Согласно Постановлению *** от *** ***-ПП Министерство строительства и развития инфраструктуры *** является уполномоченными исполнительными органами государственной власти *** по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда *** (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения *** «Фонд жилищного строительства»; по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что до настоящего времени жилое помещение Сенцову А.С. не предоставлено.

В соответствии с п.п. 2 – 4 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд ***, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением *** от *** N 527-ПП, установлена процедура приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых домов и квартир, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд ***, которой предусмотрено, что после предоставления указанных жилых помещений они в последующем передаются в оперативное управление государственного казенного учреждения *** «Фонд жилищного строительства», который является получателем бюджетных средств, а Министерство строительства и развития инфраструктуры *** – главным распорядителем.

В силу п.п. 9,10 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд ***, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд ***, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением *** от 24.04.2013г. ***-ПП, жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность в соответствии с настоящим Порядком, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом *** в государственный специализированный жилищный фонд *** после регистрации права собственности *** и права оперативного управления Фонда.

Согласно п. 12 указанного Порядка, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры *** с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Подготовка приказов министра строительства и архитектуры *** о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры *** в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Согласно ч.1, 2 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Вышеуказанные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального Закона от *** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не ставит право на предоставление жилья специализированного жилищного фонда в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение такой жилой площади (от номера в соответствующем списке таких лиц). Нет в законе и указания на предоставление жилья в порядке очередности лицам одной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье специализированного жилищного фонда должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а не в порядке какой-либо очереди (по списку), то есть реализация гражданином права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в качестве дополнительной гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.

Согласно п. 7, 8 Порядка предоставления жилых помещений распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры ***. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры *** указывается фамилия, имя, отчество гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения.

Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры *** о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений.

Поскольку до настоящего времени обязанность по приобретению и распределению жилого помещения для его предоставления Сенцову А.С. Министерством не исполнена, суд приходит к выводу, что требование прокурора *** к Министерству строительства и развития инфраструктуры *** об обязании приобрести и распределить жилое помещение Сенцову А.С. является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Кроме того, п. 7, 8 ст. 8 Федерального Закона от *** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Пунктами 3, 9 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда *** (далее - учет), благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров.

Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».

На основании ч. 2 ст. 50, ч.ч. 5, 6 ст. 57, ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры, соответствующей установленным санитарным и техническим правилам и нормам иным требованиям законодательства.

В соответствии с п. 2 Постановления Главы *** от 31.08.2005г. *** «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «***» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «***», исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого малоимущим гражданам по договору социального найма, в размере 16 кв. м общей площади на одного человека.

Таким образом, Сенцов А.С. вправе претендовать на заключение с ним ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» договора найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры, находящегося в черте ***, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 16 кв.м., после приобретения (постройки) соответствующего жилого помещения Министерством строительства и развития инфраструктуры ***.

Соответственно, требования прокурора в части возложения на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» обязанности по приобретению для Сенцова А.С. жилого помещения не подлежат удовлетворению по изложенным выше основаниям, в частности, данный исполнительный орган государственной власти ***, уполномочен только на заключение договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении, в связи с чем в требованиях к нему надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора ***, действующего в интересах Сенцова А.С. к Министерству строительства и развития инфраструктуры *** о возложении обязанности приобрести жилое помещение удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры *** приобрести (построить) жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 16 кв.м., находящееся в черте ***, и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, и распределить приобретенное (построенное) жилое помещение Сенцова А.С., *** года рождения, для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.

В удовлетворении исковых требований прокурора ***, действующего в интересах Сенцова А.С. к Государственному казенному учреждению «Фонд жилищного строительства» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья С.Ю. Подгорная

2-9707/2015 ~ М-9531/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сенцов Александр Сергеевич
Прокурор Чкаловского района
Ответчики
ГКУ Фонд жилищного строительства
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Другие
ТОИОГВ СО Управление социальной политики по Чкаловскому району Министерства социальной политики Свердловской области
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Подгорная Светлана Юрьевна
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
28.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2015Передача материалов судье
02.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2015Судебное заседание
04.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2017Дело оформлено
13.03.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее