Дело № 2-499/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.им.Бабушкина 19 апреля 2016 г.
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Голодовой Е.В.,
при секретаре Романовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения ..., Администрации ... муниципального района о возложении обязанности организовать уличное освещение,
установил:
Прокурор ... района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения ..., Администрации ... муниципального района о возложении обязанности организовать уличное освещение.
В обоснование требований указал, что при проведении проверки соблюдения законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, а также организацию благоустройства территории сельского поселения ... было установлено, что в нарушение требований действующего законодательства отсутствует искусственное освещение дорог и улиц во всех населенных пунктах указанного сельского поселения. Поскольку отсутствие освещения дорог и улиц поселения в темное время суток вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, способствует возникновению благоприятной обстановки для совершения преступлений, просят обязать Администрацию сельского поселения ..., Администрацию ... муниципального района в срок до "___" __ 20__ организовать включение наружных осветительных установок на дорогах и улицах населенных пунктов сельского поселения ... в темное время суток в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
Впоследствии представителем прокуратуры ... требования были уточнены, просила обязать Администрацию сельского поселения ..., Администрацию ... муниципального района организовать включение наружных осветительных установок на дорогах и улицах населенных пунктов сельского поселения ... в темное время суток в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
В судебном заседании представитель прокуратуры ... отказалась от искового заявления в части требований к Администрации ... муниципального района о возложении обязанности организовать уличное освещение, просила прекратить производство по делу в данной части, в части требований к Администрации сельского поселения ... поддержала в полном объеме.
Определением ... районного суда от "___" __ 20__ производство по иску в части требований к Администрации ... муниципального района о возложении обязанности организовать уличное освещение прекращено.
Представитель ответчика Администрации сельского поселения ... Ч.С.Л. в судебном заседании с требованиями прокурора согласился в полном объеме, указал, что в настоящее время освещение на улицах и дорогах населенных пунктов поселения отсутствует.
Представитель ответчика Администрации ... муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Конституция Российской Федерации гарантирует право на жизнь и охрану здоровья граждан.
Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения закреплены в статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». К ним относятся: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 6 указанного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу статьи 12 этого же Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 19 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, среди прочих, отнесена организация благоустройства на территории поселения, включая освещение улиц.
Как следует из пункта ... Устава сельского поселения ... к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства на территории поселения, включая освещение улиц.
В силу статьи ... Устава поселения Администрация сельского поселения ... является исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения поселения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными закона и законами области.
Согласно соглашений №, №, № от "___" __ 20__ Администрация ... муниципального района передает, а Администрация сельского поселения ... принимает осуществление части полномочий на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и искусственных сооружений в границах сельского поселения ... при осуществлении дорожной деятельности; осуществление полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах сельского поселения .... Указанные соглашения заключены на срок с "___" __ 20__ по "___" __ 20__.
Суд приходит к выводу о том, что на администрацию сельского поселения в силу пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», соглашений возложена обязанность по организации освещения дорог и улиц населенных пунктов сельского поселения.
В соответствии с пунктом 4.6. ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное ( до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.
Согласно материалам дела освещение дорог и улиц населенных пунктов сельского поселения ... в темное время суток отсутствует.
Учитывая требования закона, а также то обстоятельство, что отсутствие освещения дорог и улиц населенных пунктов сельского поселения ... создает непосредственную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга участников дорожного движения, что противоречит требованиям Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
обязать администрацию сельского поселения ... организовать включение наружных осветительных установок на дорогах и улицах населенных пунктов сельского поселения ... в темное время суток в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме в судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда с подачей жалобы через Тотемский районный суд.
Судья Е.В.Голодова
Мотивированное решение изготовлено "___" __ 20__.
Судья Е.В.Голодова