Дело № 2-860/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2011 года город Пермь
Свердловский районный суд города Перми в составе:
Председательствующего судьи Никитиной Т.А.
При секретаре Шишовой М.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гулиевой О.В. к УПФ РФ в Свердловском районе городе Перми об обжаловании решения УПФ, назначении пенсии,
У с т а н о в и л :
Истица обратилась в суд, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ она, Гулиева О.В., обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми (далее - УПФР в Свердловском районе г. Перми) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ.
Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Свердловском районе г. Перми отказала истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который по подсчетам УПФР на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, вместо необходимых <данные изъяты> лет (протокол заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №).
Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Свердловском районе г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № во изменение решения УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № период отпуска по уходу за ребенком до <данные изъяты>-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в календарном исчислении.
Согласно решению УПФР в Свердловском районе г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истицы составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней.
Если применить льготное исчисление <данные изъяты> год за <данные изъяты> год и <данные изъяты> месяцев к периоду отпуска по уходу за ребенком до <данные изъяты>-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней в льготном исчислении <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней в календарном исчислении = дополнительно <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня на момент обращения за назначением пенсии), периоду отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней в льготном исчислении <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней в календарном исчислении на ДД.ММ.ГГГГ дополнительно <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней на момент обращения за назначением пенсии), периодам нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, в льготном исчислении <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня), дополнительным оплачиваемым выходным дням <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего <данные изъяты> дней, в льготном исчислении <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней), истица считает, что специальный стаж на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ составит (<данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней + <данные изъяты> год <данные изъяты> дня) = <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, что достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии.
На основании изложенного, истица просит суд, признать решения Управления Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № и и от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми:
- включить в специальный стаж истицы в льготном исчислении <данные изъяты> год за <данные изъяты> год и <данные изъяты> месяцев период отпуска по уходу за ребенком до <данные изъяты>-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дополнительно <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня к специальному стажу), период отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дополнительно <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней к специальному стажу), периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня), дополнительные оплачиваемые выходные дни <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней), всего <данные изъяты> год <данные изъяты> дня;
- назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. в льготном исчислении <данные изъяты> год за <данные изъяты> год и <данные изъяты> месяцев период отпуска по уходу за ребенком до <данные изъяты>-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дополнительно <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня к специальному стажу:
В судебном заседании истица на заявленных исковых требованиях настаивает.
Представитель истицы в судебном заседании исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика Срыбных Т.В. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав стороны суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п 20, п. 1 ст. 27 Федерального закона о 27.12.2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст. 27 вышеназванного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций),с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона, Правилами исчисления этой работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от29.10. 2002 года № 781 и с учетом разрешительных норм Постановления Конституционного суда РФ от 29.01. 2004 года № 2-П. ответчиком истицей включено в специальный трудовой стаж <данные изъяты> лет. <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней.
Как установлено материалами гражданского дела период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности -ДОЛЖНОСТЬ1-, который включен истице в льготном порядке <данные изъяты> год за <данные изъяты> год и <данные изъяты> месяцев.
Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до <данные изъяты> лет и по уходу за ребенком до <данные изъяты> лет, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные и указанные выше правила исчисления периодов работы (Правила утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10. 2002 года, Постановление Совмина РСФСР от 06.09. 1991 № 464).
Согласно п. 7 Постановления Госкомитета СССР по руду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 375/24 - 11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Поскольку работа истицы в период предоставленных отпусков предполагала льготное исчисление стажа, суд считает, что период отпуска по уходу за ребенком до <данные изъяты> - х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в трудовой стаж истицы в льготном исчислении, то есть <данные изъяты> год за <данные изъяты> год и <данные изъяты> месяцев, следовательно в льготный стаж истицы подлежит включению <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня к специальному стажу.
Период отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дополнительно <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней к специальному стажу), не подлежит включению в специальный стаж, поскольку имел место после ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, его включение в льготном размере не предусмотрено законодательством.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, в льготном исчислении <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня), суд считает, что данный период подлежат включению в стаж истицы в льготном исчислении по следующим основаниям:
непосредственно перед направлением на курсы повышения квалификации истица работала в должности -ДОЛЖНОСТЬ1- -ОРГАНИЗАЦИЯ1-
Данный вывод суд основывает на нормах трудового и пенсионного законодательства (ст. 112 КЗоТ РФ действовавшего дл 01.02. 2002 года ст. 187 ТК РФ п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», Постановление Правительства РФ от 29.10. 2002 г года № 781) согласно которым при направлении работника на курсы повышения квалификации за ним сохраняется заработная плата по основному месту работы, соответственно производится отчисления в пенсионный фонд. Учитывая, что пенсионное законодательство не исключает данное отвлечение от работы из специального трудового стажа основания для отказа в удовлетворении иска в данной части не имеется.
Как ранее действующее трудовое законодательство - ст.112 Кодекса законов о труде РФ, так и ныне действующее - ст.187 Трудового кодекса РФ гарантировали работнику, направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы.
По сути, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Материалами дела установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась на курсах повышения квалификации.
Таким образом, на курсы повышения квалификации истица направлялась работодателем, соответственно, обучение для нее являлось обязательным. В периоды прохождения истицей обучения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы, заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд.
Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных основаниях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.
Согласно ст. 137 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. То есть период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель производит все необходимые отчисления в пенсионный фонд РФ. В связи с чем, данный период, как работа, на которую работник направляется по поручению работодателя.
На основании изложенного, суд считает, что требования истицы о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней, в льготном исчислении <данные изъяты> = <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дня обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под зашитой государства; забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).
В целях реализации указанных конституционных норм действующим трудовым и пенсионным законодательством предусмотрены определенные гарантии и льготы для работников, имеющих детей, <данные изъяты>, что согласуется с принципом приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства, вытекающим из Конвенции о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), а также с положениями Конвенции МОТ 1981 года N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" (ратифицирована Российской Федерацией 13 февраля 1998 года), предусматривающими, что в области условий занятости и социального обеспечения национальное законодательство должно принимать во внимание потребности "работников, имеющих обязанности в отношении членов их семей, которые действительно нуждаются в уходе", с тем чтобы "эти работники, выполняющие или желающие выполнять оплачиваемую работу, могли осуществлять свое право на это, не подвергаясь дискриминации и, насколько это возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности" (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 3, статьи 4 и 9).
Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения граждан. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Такая дифференциация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10,11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены.
Право работающих родителей на использование четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц <данные изъяты>, оплата таких дней производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования (ст. 262 ТК РФ). Таким образом гарантировано сохранение заработка работнику на время использования дополнительных выходных <данные изъяты>. С учетом ст. 55 Конституции РФ суд считает, что требования истицы о включении в специальный стаж выходных дней, использованных истицей для ухода за ребенком- инвалидом ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ всего <данные изъяты> дней подлежат включению в специальный трудовой стаж, поскольку это не противоречит Правилам исчисления работы, установленным постановлением Правительства № 781.
На основании изложенного, суд считает, что решение пенсионного органа об отказе включить в специальный трудовой стаж указанных дней, нарушает права истицы и не может быть признано соответствующим закону.
Поскольку решение пенсионного органа в льготный стаж истицы включено <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней, судом включено: период отпуска <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) - <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дня, время нахождения на курсах повышения квалификации <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дня, и период нахождения на днях отдыха <данные изъяты> <данные изъяты> дней, суд считает, что на момент обращение истицы в пенсионный орган у нее имелся требуемый стаж, а именно более 30 лет, следовательно, требование истицы о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ обоснованно и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Признать решения Управления Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе городе Перми ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным в части отказа в назначении Гулиевой О.В. досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Включить в специальный трудовой стаж Гулиевой О.В. периоды в льготном исчислении <данные изъяты> год за <данные изъяты> год и <данные изъяты> месяцев период отпуска по уходу за ребенком до <данные изъяты> -х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дополнительно <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня к специальному стажу).
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> мес. <данные изъяты> дня).
Периоды нахождения в выходных днях <данные изъяты> <данные изъяты> дней.
Назначить Гулиевой О.В. пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в течение 10-ти дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд, через Свердловский районный суд города Перми.
Судья Т.А. Никитина