Дело №2-1879/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 18 мая 2015 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
судьи Скуратович С.Г.,
при секретаре Пономаревой Е.Н.,
с участием в деле:
истца Кузнецовой Т. Н., ее представителя Шукшиной И. А., действующей на основании части шестой статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ответчика Государственное учреждение– Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в лице представителя Копыловой О. С., действующей по доверенности от 14 января 2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Т. Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения №226131/14 от 29 января 2015 г. в части невключения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 03 декабря 2014 г.,
установил:
Кузнецова Т.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в специальный стаж в календарном исчислении периоды работы в должности медицинской сестры, возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья.
В обоснование требований указано, что 18 ноября 2014 г. она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ответчика №226131/14 от 29 января 2015 г. ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы 30 лет (по мнению ответчика, стаж на дату обращения, то есть на 18 ноября 2014 г. составил 28 лет 4 месяца 15 дней).
В специальный стаж не включены (кроме прочих периодов, которые не оспариваются) следующие периоды:
- периоды работы с 07 октября 1998 г. по 29 марта 1999 г., с 04 января 1999 г. по 10 февраля 2000 г. в должности медицинской сестры Управления социальной сферы (УСС) ОАО «Лисма», поскольку наименование структурного подразделения «Управление социальной сферы» не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. №464, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1066, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781. Согласно штатному расписания Кузнецова Т.Н. значится в поликлиническом отделении МЧС Управления социального развития (УСР) ОАО «Лисма» с 01 июня 1998 г.,
- специализация в период с 01 февраля 1988 г. 30 апреля 1988 г.
С данным решением ответчика Кузнецова Т.Н. не согласна, поскольку документально подтверждено, что с 07 октября 1998 г. по 29 марта 1999 г., с 04 января 1999 г. по 10 февраля 2000 г. она работала в структурном подразделении ОАО «Лисма» «Медико-санитарная часть», а не «Управление социальной сферы».
Ответчиком период с 01 июня 1998 г. по 06 октября 1998 г., который предшествовал оспариваемому периоду, включен в специальный стаж, а период работы с 07 октября 1998 г. по 29 марта 1999 г., с 04 января 1999 г. по 10 февраля 2000 г. не включены, ошибочно полагая, что она работала в Управлении социальной сферы.
Кроме того, на основании приказа по МСЧ СПО «Лисма» от 01 февраля 1988 г. №57 Кузнецова Т.Н. была направлена на специализацию, по окончании которой 29 апреля 1988 г. ей выдано удостоверение №22, в котором указано, что с 01 февраля 1988 г. по 30 апреля 1988 г. она обучалась на очном цикле специализации по функциональной диагностике в Мордовской республиканской клинической больнице. На данную специализацию она направлялась в период работы в должности цеховой медицинской сестры поликлинического отделения №2 МСЧ СПО «Светехника». Период работы, который непосредственно предшествовал специализации включен ответчиком в специальный стаж в календарном исчислении, а период специализации не включен в специальный стаж.
Считает, что на основании статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. и статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», период прохождения специализации с 01 февраля 1988 г. по 30 апреля 1988 г. подлежит включению в специальный стаж в том же исчислении как и период работы, во время которой она направлялась на специализацию, то есть в календарном исчислении.
Просит признать незаконным и отменить решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №226131/14 от 29 января 2015 г. в части невключения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов работы с 07 октября 1998 г. по 29 марта 1999 г., с 04 января 1999 г. по 10 февраля 2000 г. в должности медицинской сестры Управления социальной сферы (УСС) ОАО «Лисма», специализации в период с 01 февраля 1988 г. по 30 апреля 1988 г. Обязать ответчика периоды работы с 07 октября 1998 г. по 29 марта 1999 г., с 04 января 1999 г. по 10 февраля 2000 г. в должности медицинской сестры Медико-санитарной части ОАО «Лисма», специализацию в период с 01 февраля 1988 г. по 30 апреля 1988 г. включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении. Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента возникновения права с 18 ноября 2014 г.
В заявлении от 27 апреля 2015 г. истец Кузнецова Т.Н. исковые требования уточнила, просила признать незаконным и отменить решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №226131/14 от 29 января 2015 г. в части невключения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов работы с 07 октября 1998 г. по 29 марта 1999 г., с 01 апреля 1999 г. по 10 февраля 2000 г. в должности медицинской сестры Управления социальной сферы (УСС) ОАО «Лисма», специализации с 01 февраля 1988 г. по 30 апреля 1988 г. Обязать ответчика периоды работы с 07 октября 1998 г. по 29 марта 1999 г., с 01 апреля 1999 г. по 10 февраля 2000 г. в должности медицинской сестры Медико-санитарной части ОАО «Лисма», специализацию в период с 01 февраля 1988 г. по 30 апреля 1988 г. включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении. Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 03 декабря 2014 г.
В судебном заседании истец Кузнецова Т.Н., представитель истца Шукшина И.А. исковые требования поддержали в полном объеме, по тем же основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копылова О.С. исковые требования не признала, просила оставить их без удовлетворения по основаниям, изложенным в обжалуемом решении.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования Кузнецовой Т.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
18 ноября 2014 г. Кузнецова Т.Н. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ответчика №226131/14 от 29 января 2015 г. ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы 30 лет.
В специальный стаж не включены (кроме прочих периодов, которые не оспариваются) следующие периоды:
- периоды работы с 07 октября 1998 г. по 29 марта 1999 г., с 04 января 1999 г. по 10 февраля 2000 г. в должности медицинской сестры Управления социальной сферы (УСС) ОАО «Лисма», поскольку наименование структурного подразделения «Управление социальной сферы» не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. №464, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1066, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781. Согласно штатному расписания Кузнецова Т.Н. значится в поликлиническом отделении МЧС Управления социального развития (УСР) ОАО «Лисма» с 01 июня 1998 г.,
- специализация в период с 01 февраля 1988 г. 30 апреля 1988 г. (л.д.7).
Между тем, из пояснений представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копыловой О.С. следует, что в вышеуказанном решении содержится описка, а именно ошибочно указан период работы с 04 января 1999 г. по 10 февраля 2000 г., когда следовало указать с 01 апреля 1999 г. по 10 февраля 2000 г. поскольку предварительно указан период с 07 октября 1998 г. по 29 марта 1999 г.
Решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №226131/14 от 29 января 2015 г. об отказе Кузнецовой Т.Н. в части невключения спорных периодов в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения суд находит незаконным по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее -Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации")трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, досрочная пенсия по старости за выслугу лет назначается только в зависимости от вида деятельности - лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и стажа по этой специальности.
В соответствии со статьями 12 – 14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
Пунктом 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17 октября 2003 г. N 70 утвердило разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 года N 5280), в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01 января 2002 г., по нормам ранее действовавшего законодательства.
В выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий, должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464 (далее- постановление №464), периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 (далее - постановление N 1066), а с 14 ноября 2002 г. - в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.( далее- постановление N 781)
Пунктом 1 Постановления N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066, в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды до 1 ноября 1999 г. согласно списка профессий и должностей, утвержденных Постановлением N 464, а периоды после указанной даты в соответствии с Постановлением N 1066.
Постановлением N 464 было установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Как усматривается из Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", право на указанную пенсию имели врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности, работавшие в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований, в том числе и в здравпунктах.
Из Правил, утвержденных Постановлением N 781 следует, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Аналогичные разъяснения, данные в абзаце втором пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
Таким образом, наименование должности "медсестра" предусмотрено как действующим, так и всеми ранее действовавшими Списками.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца (статья 66), к документам, связанным с работой, отнесены копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое (статья 62).
В соответствии с пунктом 6 Раздела 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из трудовой книжки, выданной на имя Кузнецовой Т.Н. АТ-III №5069748 следует, что 04 августа 1987 г. принята в МСЧ СПО «Светотехника» в порядке служебного перевода на должность цеховой медсестры поликлинического отделения №2 на основании приказа №70к от 05 августа 1987 г. (запись 6).
09 августа 1990 г. МСЧ СПО переименована в МСЧ «Лисма» (приказ №128 от 10 августа 1990 г.).
01 июня 1998 г. уволена в порядке служебного перевода в МСЧ ОАО «Лисма», (приказ №64 от 25 мая 1998 г. основанием послужил приказ Управления здравоохранения Администрации г.Саранска №116 от 22 мая 1998 г.)
Принята в поликлиническое отделение №1 МСЧ ОАО «Лисма» с 01 июня 1998 г. цеховой медсестрой в порядке перевода с МСЧ «Лисма», приказ №148 к/и от 25 июня 1998 г. (запись №10).
Согласно записи № 11 следует, что 07 октября 1998 г. МСЧ реорганизовано в Управление социальной сферы (УСС), приказ №768 от 07 октября 1998 г.
Однако, имеется запись «Запись под №11 считать недействительной».
Приказом №41 к/и от 22 февраля 2000 г. переведена в МСЧ ОАО «Лисма» старшей медсестрой в поликлинику №1.
Приказом №449к от 23 июля 2001 г. уволена в порядке перевода в Негосударственное учреждение здравоохранения МСЧ «Лисма-Мед» (л.д.9-14).
Приказом ОАО «Лисма» от 07 октября 1998 г. № 768 во исполнение плана реструктуризации с 10 октября 1998 г. упразднены как самостоятельные структурные подразделения Управление общественного питания и товарообменных операций (УОПиТО), Управление социального развития (УСР) и на их базе создано Управление социальной сферы (л.д. 19).
Из справки №278 от 28 ноября 2013 г., выданной ОАО «Лисма» от следует, что Кузнецова Т.В. действительно работала в структурных подразделениях ОАО «Лисма» на полную ставку, полный рабочий день в том числе «медико-санитарная часть МСЧ» по профессии «цеховой медицинской сестры поликлинического отделения №1» с 01 июня 1998 г. по 10 февраля 2000 г., «старшей медицинской сестры поликлинического отделения №1» с 11 февраля 2000 г. по 02 июля 2001 г., с 01 июля 2002 г. по 30 июня 200 3 г., с 01 апреля 2004 г. по 30 ноября 2005 г., «Старшей медицинской сестры» с 01 декабря 2005 г. по 07 сентября 2007 г. (л.д.15).
Кроме того, согласно акту документальной проверки оценки пенсионных прав от 15 декабря 2014 г. по факту работы Кузнецовой Т.Н. за период ОАО «Лисма» структурного подразделения МСЧ за период с 07 октября 1998 г. по 10 февраля 2000 г. значится Кузнецова Т. Н..
Таким образом, в спорные периоды истец Кузнецова Т.Н. работала в Медико-санитарной части ОАО «Лисма» в должности медицинской сестры поликлинического отделения, в связи, с чем периоды работы с 07 сентября 1998 г. по 29 марта 1999 г., с 01 апреля 1999 г. по 10 февраля 2000 г. подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Специализация в период с 01 февраля 1988 г. по 30 апреля 1988 г. подлежит включению в специальный стаж работы в календарном исчислении, как и сам период работы, по следующим основаниям.
На основании приказа по МСЧ СПО «Лисма» от 01 февраля 1988 г. №57 медсестру поликлинического отделения №2 Кузнецова Т.Н. направлена на специализацию по функциональной диагностики, что подтверждается архивной справкой № А-806 (л.д.17).
Согласно копии удостоверения №22 от 29 апреля 1988 г., Кузнецова Т.Н. с 01 февраля по 20 апреля 1988 г. обучалась на очном цикле по специализации функциональной диагностики (л.д.22).
Кроме того, указанное обстоятельство подтверждается справкой, уточняющей характер работы и условий труда №111 от 15 октября 2013 г., согласно которой Кузнецова Т.Н. находилась на курсах повышения квалификации с 01 февраля 1998 г. по 30 апреля 1988 г. (приказ №57 от 01 февраля 1988 г., карточка Ф.Т.-2).
Из пояснений истца Кузнецовой Т.Н. и копии архивной справки следует, что она направлялась на специализацию как медсестра поликлинического отделения №2 МСЧ СПО «Светотехника».
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу специфики лечебной деятельности обучение на курсах повышения квалификации необходимо медицинским работникам, поскольку все перечисленные периоды направлены на выполнение общей цели - повышение уровня знаний, квалификации медицинского работника, что имеет особенно важное значение в осуществлении задач, связанных с конституционным правом каждого на здоровье, квалифицированную медицинскую помощь.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации № 186 от 05 июня 1998 г. «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» для медицинских работников прохождение курсов повышения квалификации является обязательным условием выполнения работы.
На основании статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. «Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация).».
Аналогичные положения предусмотрены статей 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Генеральной конференцией Международной организации труда от 05 июня 1974 г. были приняты Рекомендации «Об оплачиваемых учебных отпусках», положения которых действуют и в настоящее время, и они должны быть применимы к действующему законодательству. В пункте 21 рекомендаций Международной организации труда от 24 июня 1974 г. N 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления права на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав.
Согласно положениям части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Кузнецова Т.Н. направлялась на курсы повышения квалификации по инициативе работодателя, в эти периоды за ней сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата, и производились иные выплаты, предусмотренные законодательством.
В этой связи период прохождения специализации подлежит включению в специальный стаж в том же исчислении, как и период работы, во время которой истец направлялась на специализацию.
Согласно части первой статьи 19 Конституции Российской Федерации в отношении граждан недопустимо отступление от конституционного принципа равенства граждан перед законом. Все граждане, отработавшие необходимый льготный стаж, имеют равное право на получение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать незаконным решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда России в городском округе Саранск Республики Мордовия № 226131/14 от 29 января 2015 г. в части не включения Кузнецовой Т.Н. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов работы с 07 октября 1998 г. по 29 марта 1999 г., с 01 апреля 1999 г. по 10 февраля 2000 г. вМедико-санитарной части ОАО «Лисма» в должности медицинской сестры поликлинического отделения, специализации в период с 01 февраля 1988 г. по 30 апреля 1988 г.
В соответствии с частью первой статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии – 18 ноября 2014 г. Кузнецова Т.Н. с учетом включенных судом периодов работы истца и зачтенных периодов работы ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия она не имела достаточного специального стажа, а именно стаж составлял 29 лет 11 месяцев 18 дней.
Между тем, согласно справке уточняющей характер работы или условий труда №1-8/833 от 08 мая 2015 г., Кузнецова Т.Н. работает в ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская клиническая больница» с 14 октября 2013 г. (приказ о приеме №760/К от 14 октября 2013 г.) по настоящее время в должности медицинской сестры отделения функциональной диагностики на 1,0 ставку.
С учетом отработанного периода специальный стаж Кузнецовой Т.Н. на 03 декабря 2014 г. составил 30 лет 3 дня, а следовательно, у неё возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
При таких обстоятельствах заявленные истцом Кузнецовой Т.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения №226131/14 от 29 января 2015 г. в части невключения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и возложения обязанности включить периоды работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 03 декабря 2014 г. подлежат удовлетворению.
При подаче искового заявления истцом Кузнецовой Т.Н. оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей по квитанции от 09 апреля 2015 г. (л.д. 6).
В силу статьи 98 ГПК Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Принимая во внимание, что требования истца Кузнецовой Т.Н. оплачены государственной пошлиной в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, а также удовлетворение требований истца, суд находит, что в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Кузнецовой Т. Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения №226131/14 от 29 января 2015 г. в части невключения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 03 декабря 2014 г., удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 226131/14 от 29 января 2015 г. в части не включения Кузнецовой Т. Н. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов работы с 07 октября 1998 г. по 29 марта 1999 г., с 01 апреля 1999 г. по 10 февраля 2000 г. в должности медицинской сестры Управления социальной сферы (УСС) ОАО «Лисма», специализации в период с 01 февраля 1988 г. по 30 апреля 1988 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить Кузнецовой Т. Н. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении периоды работы с 07 октября 1998 г. по 29 марта 1999 г., с 01 апреля 1999 г. по 10 февраля 2000 г., специализацию в период с 01 февраля 1988 г. по 30 апреля 1988 г. в должности медицинской сестры поликлинического отделения МСЧ ОАО «Лисма».
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Кузнецовой Т. Н. трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 03 декабря 2014 г.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Кузнецовой Т. Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного суда
г.Саранска Республики Мордовия С.Г. Скуратович
мотивированное решение составлено 25 мая 2015 г.