дело №2а-118/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 09 февраля 2018 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Романовой О.А.,
с участием представителя административного истца Шагиева В.В., Павлюк Е.П.,
представителя административного ответчика администрации Костомукшского городского округа Петуховой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Шагиева В.В. к администрации Костомукшского городского округа об оспаривании бездействия,
установил:
Шагиев В.В. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что 26.06.2014 между ним и административным ответчиком был заключен договор №27/8 аренды земельного участка, согласно которому ему был передан в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № Х, категория земель: земли населенных пунктов. Земельный участок был предоставлен для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 10.11.2014 в соответствии с п. 7.1 договора им получено разрешение на строительство сроком до 10.11.2024, а также получено разрешение на снос зеленых насаждений №798 от 17.06.2016, в котором указан срок пользования с 16.06.2016 по 16.06.2017. Он ежемесячно оплачивает арендную плату, готов приступить к строительству дома, однако фактически не имеет доступа к арендованному участку в связи с отсутствием дороги. Схемой организации подъездного пути к земельному участку с кадастровым номером № Х предусмотрены дороги вдоль земельных участков по ул. <адрес>, пер. <адрес>. Дороги, предусмотренные схемой, отсутствуют, имеется временная подсыпанная дорога вдоль земельных участков № Х по ул. <адрес>, которая не обеспечивает доступ к его земельному участку, отсутствует водоотведение и коммуникации. Неоднократно обращался к административному ответчику с заявлениями о строительстве дороги, восстановлении дренажной канавы. В ответах, административный ответчик указывала, что работы запланированы: на декабрь 2014 года; июль 2015 года; 2016 год; 2017 год. Считает, что вышеуказанные ответы являются отписками, затягивающими сроки выполнения работ по строительству дороги. Просит признать незаконным бездействие административного ответчика, заключающееся в отсутствии транспортной доступности к земельному участку № Х с кадастровым номером № Х, отсутствии коммуникаций и системы водоотведения, возложить на административного ответчика обязанность по обеспечению транспортной доступности, включая устройство коммуникаций и системы водоотведения в срок до 01.07.2018.
Определением суда от 15.01.2018 на основании ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Административный истец Шагиев В.В., извещённый о месте и времени рассмотрение дела, в суд не явился.
Представитель административного истца Шагиева В.В., Павлюк Е.П., действующая на основании нотариальной доверенности, представила письменное заявление о восстановлении процессуального срока для обращения в суд, поддержала требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, и пояснила, что истец неоднократно обращался к административному ответчику, а также в прокуратуру и в суд, просит восстановить срок на обращение в суд. С 2014 года административный ответчик не принял мер по разработке проектно-сметной документации, в связи с отсутствием проезда и системы водоотведения, административный истец не может использовать земельный участок по назначению.
Представитель административного ответчика администрации Костомукшского городского округа Петухова О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, и пояснила, что в администрации города утверждена программа комплексного развития транспортной инфраструктуры на период 2017-2030 годы. Разработка проектно-сметной документации на строительство внутриквартальных дорог и проездов запланировано на 2018 год, а строительство на 2023-2024 годы. В ответах администрация не обещала Шагиеву В.В. произвести строительство дороги. Административным истцом не указаны уважительные причины пропуска срока обращения в суд, в связи с чем, оснований для восстановления срока не имеется.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В представленном письменном отзыве указал, что полномочия по организации водоснабжения, водоотведения населения, а также по осуществлению дорожной деятельности, перераспределены не были и должны в полном объеме исполняться органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 5 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Частью 7 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проанализировав представленные доказательства и мотивы, по которым административный истец пропустил установленный срок для обращения в суд, суд приходит к выводу об уважительности причин и возможности его восстановления.
При этом суд учитывает, что административный истец неоднократно предпринимал меры по защите нарушенного права, решение по обращению о транспортной доступности и функционированию системы водоотведения до настоящего времени не принято.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением администрации Костомукшского городского округа от 27.05.2013 №429 присвоено название улицы, образованной на территории коттеджной застройки напротив блоков <данные изъяты> и <данные изъяты>, вдоль ул. <адрес> и ул. <адрес> - улица <адрес>.
На основании постановления администрации Костомукшского городского округа от 24.04.2014 №414 26.06.2014 между администрацией Костомукшского городского округа и Шагиевым В.В. заключён договор №27/8 аренды земельного участка, согласно которому Шагиеву В.В. был передан в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № Х, категория земель: земли населенных пунктов. Земельный участок был предоставлен для индивидуального жилищного строительства без права самостоятельного перепрофилирования использования участка. Земельный участок передан по акту приема-передачи от 26.06.2014. Административному истцу 10.11.2014 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома № Х, срок действия разрешения до 10.11.2024, 17.06.2016 выдано разрешение №798 на снос зеленых насаждений на участках земли, отчужденных от Гослесфонда и входящих в состав земель населенных пунктов Костомукшского городского округа, срок пользования установлен с 16.06.2016 по 16.06.2017.
Согласно акту обследования от 15.06.2016 земельного участка с кадастровым номером № Х, земельный участок, предоставленный административному истцу для индивидуального жилищного строительства, расположен на болоте, требуется проведение мелиоративных мероприятий.
Как следует из материалов дела, административный истец, в период с 2014 по 2015 год неоднократно обращался с заявлением к административному ответчику по вопросу транспортной доступности к земельному участку, а также водоотведения (ремонта дренажной канавы).
Согласно ответам администрации Костомукшского городского округа следовало, что работы по строительству дороги, по очистке дренажной системы запланированы на 2014, 2015, 2016 годы.
Из ответов Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК от 02.07.2015 и 12.07.2016, в том числе адресованного административному истцу следует, что при разработке администрацией Костомукшского городского округа проектной документации по ул. <адрес>, которая запланирована на 2017 год и после прохождения государственной экспертизы, заявка на финансирование строительства будет направлена для включения объекта в федеральную целевую программу «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года», утвержденную постановлением Правительства РФ от 09.06.2015 №570.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 35 Устава МО «Костомукшский городской округ» к полномочиям администрации городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2011 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №257-ФЗ) определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 9 статьи 6 Федерального закона №257-ФЗ установлено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 10 Федерального закона №257-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Как указано в приказе Минтранса России от 20.05.2009 № 80 «О Едином государственном реестре автомобильных дорог» в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
Порядок кадастрового учета недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество урегулирован главой 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Доводы представителя административного ответчика о том, что постановлением администрации Костомукшского городского округа от 23.01.2017 №22 утверждена программа комплексного развития транспортной инфраструктуры МО «Костомукшский городской округ на 2017-2030 годы, в соответствии с которой разработка проектно-сметной документации по ул. <адрес> запланирована на 2018 год, а строительство дороги на 2023-2024 годы, не могут быть приняты во внимание судом по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением администрации Костомукшского городского округа от 27.05.2013 №429 присвоено название улицы, образованной на территории коттеджной застройки напротив блоков <данные изъяты> и <данные изъяты>, вдоль ул. <адрес> и ул. <адрес> - улица <адрес> в г. Костомукша, Республики Карелия. Согласно справке от 02.02.2018, представленной МКУ «Комитет по управлению муниципальной собственностью Костомукшского городского округа» следует, что в реестре муниципальной собственности МО «Костомукшский городской округ» отсутствует объект (сооружение) - автомобильная дорога, расположенная по адресу: <адрес>.
Из информации ОГИБДД ОМВД России по г. Костомукше от 07.02.2018 №33/4-421 следует, что провести обследование автомобильной дороги по ул. <адрес> в г. Костомукша, Республики Карелия на предмет организации дорожного движения, не представилось возможным, в связи с ее фактическим отсутствием.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что со стороны администрации Костомукшского городского округа допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и в непринятии мер по оформлению права собственности на автомобильную дорогу, что влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав административного истца на безопасность дорожного движения, и транспортную доступность к земельному участку № Х с кадастровым номером № Х, предоставленному для индивидуального жилищного строительства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 г. N 1-П, от 14 мая 2003 г. N 8-П, от 14 июля 2005 г. N 8-П, от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 26 февраля 2010 г. N 4-П, от 14 мая 2012 г. N 11-П, от 10 марта 2016 г. N 7-П).
Исходя из принципов разумности, обеспечивая соблюдение баланса интересов сторон, с учётом особенностей порядка формирования статей бюджета, особенностей института муниципального заказа, суд приходит к выводу, что административный ответчик обязан совершить действия по постановке автомобильной дороги ул. <адрес> в г. Костомукша, Республики Карелия на кадастровый учет в срок до 31 декабря 2018 года.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 35 Устава МО «Костомукшский городской округ» к полномочиям администрации городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ (далее Федеральный закон № 416-ФЗ) закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона№ 416-ФЗ).
Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 964-пр утвержден свод правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления».
Сводом правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления» подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № Х расположен на болоте, требуется проведение мелиоративных мероприятий.
Из ответа главы администрации Костомукшского городского округа от 24.11.2014 №1/1752 следует, что водоотводная канава по ул. <адрес> будет осуществлена в декабре 2014 года, из ответа от 15.07.2015 №1/1169 следует, что очистка дренажной трубы через дорогу по ул. <адрес> будет выполнена до конца июля 2015 года.
Письмом администрации Костомукшского городского округа от 18.07.2015 №1/1255 административный истец был уведомлен, что разработка проектно-сметной документации по ул. <адрес> (с устройством дренажа) запланирована на 2016 год и после прохождения экспертизы будет направлена для включения в федеральную программу.
Доказательств, принимаемых администрацией Костомукшского городского округа мер к надлежащему функционированию системы водоотведения по ул. <адрес> в г. Костомукша Республики Карелия, суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что со стороны административного ответчика допущено бездействие по исполнению обязанностей в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Исходя из принципов разумности, обеспечивая соблюдение баланса интересов сторон, с учётом особенностей порядка формирования статей бюджета, особенностей института муниципального заказа, суд приходит к выводу, что административный ответчик обязан совершить действия, направленные на надлежащее функционирование системы водоотведения по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. <адрес> в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в срок до 01 сентября 2018 года.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 227, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Костомукшского городского округа в части необеспечения транспортной доступности и системы водоотведения к земельному участку № Х с кадастровым номером № Х, расположенному по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Костомукшского городского округа в срок до 31 декабря 2018 года совершить предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" действия по постановке на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования по ул. <адрес> в г. Костомукша, Республики Карелия с последующей регистрацией права собственности, о чем сообщить в суд и административному истцу Шагиеву В.В..
Обязать администрацию Костомукшского городского округа в срок до 01 сентября 2018 года принять меры, направленные на надлежащее функционирование системы водоотведения по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. <адрес> в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", о чем сообщить в суд и административному истцу Шагиеву В.В..
В остальной части административного искового заявления, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья И.А. Сафарян
Мотивированное решение составлено 14 февраля 2018 года.