ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-12473/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2020 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.,
судей Габдуллина Р.Г. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 26 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 31 октября 2019 года по административному делу № 2а-2825/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тюльган-Иволга» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.
Проверив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И., изложившего содержание кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Общество с ограниченной ответственностью «Тюльган-Иволга» (далее по тексту – административный истец, ООО «Тюльган-Иволга») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных административных исковых требований ООО «Тюльган-Иволга» указало, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Установленная по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере <данные изъяты>.
Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.
Решением Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Тюльган-Иволга» удовлетворены; постановлено: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Правительства Оренбургской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тюльган – Иволга» судебные расходы в размере <данные изъяты>.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 26 марта 2020 года, административный ответчик - Правительство Оренбургской области ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций в части взыскания судебных расходов с Правительства Оренбургской области. В обоснование доводов кассационной жалобы ее автор указывает, что Правительство Оренбургской области не является органом, утвердившим результаты кадастровой стоимости спорного земельного участка, который поставлен на кадастровый учет после утверждения перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровая стоимость этого земельного участка определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области. По утверждению заявителя кассационной жалобы, приведенные факты и обстоятельства судами в должной мере при разрешении вопроса о распределении судебных издержек во внимание приняты не были, что повлекло принятие неправильного судебного акта.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом. В судебное заседание стороны не явились, ходатайство об отложении рассмотрения дела не направили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера допущены судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела, влекущие отмену постановленных судебных актов в части распределения судебных расходов.
Так, при разрешении заявления ООО «Тюльган – Иволга» о возмещении судебных расходов, понесенных им в связи с рассмотрением административного дела и возлагая эти расходы на Правительство Оренбургской области, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, является Правительство Оренбургской области, что влечет возложение на него судебных расходов административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит приведенные выводы судов ошибочными, не соответствующими требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Пунктом 4 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам.
Как следует из содержания части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Из содержания абзаца 3 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Как разъяснено в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Пунктом 2.2.6 Положения о филиале Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области, утвержденного приказом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 30 декабря 2016 года № П/533, к основным видам деятельности филиала отнесено определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 действовавшего на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по настоящему административному делу Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года № 113, данный Порядок определяет правила определения кадастровой стоимости зданий, помещений в случаях осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости; при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости; осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», влекущих изменение его кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость здания, помещения в перечисленных выше случаях определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
Из материалов административного дела следует, что кадастровая стоимость, принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, была определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, о чем составлен акт определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденный сотрудником отдела кадастрового учета.
Исходя из приведенного правового регулирования, с учетом особенностей правоотношений, связанных с оспариванием кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, следует, что ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Оренбургской области является государственным органом, осуществившим функции по государственной кадастровой оценке в отношении спорного объекта недвижимости.
Исходя из общих положений главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы подлежат присуждению стороне, в пользу которой состоялось решение суда и взыскиваются с лица, чьи действия повлекли возникновение для противоположной стороны негативные последствия.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Сведения о кадастровой стоимости, полученные в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, являющихся основанием для определения такой кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Из системного толкования названных положений закона следует, что для субъектов правоотношений, вытекающих из кадастровой оценки объектов недвижимости, правовые последствия возникают со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о результатах определения кадастровой стоимости.
Применительно к рассматриваемому делу, правовые последствия для ООО «Тюльган – Иволга» наступили вследствие внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка размер которого был определен актом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области.
Таким образом, с произвольным освобождением ФГБУ «ФКП Росреестр» по Оренбургской области от возмещения понесенных административным истцом судебных расходов и возложением их на Правительство Оренбургской области, согласиться нельзя.
В связи с чем, постановленные судами по данному административному делу судебные акты в части взыскания с Правительства Оренбургской области судебных расходов подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Оренбургского областного суда от 26 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 31 октября 2019 года в части взыскания с Правительства Оренбургской области судебных расходов отменить и направить административное дело в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Оренбургский областной суд в ином составе суда.
Председательствующий:
Судьи: