Дело № 2-2411/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 сентября 2014 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Балакиной А.В.,
при секретаре Рукавициной А.Н.,
с участием прокурора Тарасовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению члена территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с правом совещательного голоса Чегодаева ФИО6 о признании незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по ответу на жалобу, обязании выдать ответ на жалобу о нарушении сроков рассмотрения обращения,
УСТАНОВИЛ:
Чегодаев З.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по ответу на жалобу, обязании выдать ответ на жалобу о нарушении сроков рассмотрения обращения.
В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте им в ТИК была направлена жалоба о нарушении сроков рассмотрения обращений. До настоящего времени ответ на жалобу не получен. Просит признать незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по ответу на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ года. Обязать Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ выдать ответ на жалобу о нарушении сроков рассмотрения обращений.
Заявитель – Чегодаев З.Н. о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, что подтверждается телефонограммой, в суд не явился.
Заинтересованное лицо – Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального района о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, направила в суд заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
Суд, заслушав прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с последующими внесенными в него изменениями и дополнениями, который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом, могут устанавливаться Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае регулируется Законом Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
В соответствии с удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ года, Чегодаев ФИО7 является членом территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с правом совещательного голоса, назначенным кандидатом в депутаты Земского собрания Пермского муниципального района VI созыва по одномандатному избирательному округу № ФИО4 (л.д. 4).
ДД.ММ.ГГГГ Чегодаев З.Н. в адрес Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по электронной почте направил жалобу о нарушении сроков рассмотрения обращений от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении копий документов комиссии, а именно – информацию, предоставленную кандидатам в депутаты Земского собрания Пермского муниципального района для размещения на информационных стендах, оборудованных в помещениях Участковых избирательных комиссий; от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении копий документов комиссии, а именно – информацию об участковых избирательных комиссиях с указанием их составов, адресов, ФИО их членов; от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении копий документов комиссии, а именно – решения комиссии с протоколами и предложениями, принятые в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (кроме тех, которые выложены в свободном доступе в разделе «выборы» на сайте администрации Пермского района); от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении копий документов комиссии, а именно – агитационные материалы, зарегистрированные комиссией с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении копий документов комиссии, а именно – документы, предоставленные комиссии кандидатами при выдвижении и регистрации; от ДД.ММ.ГГГГ о работе электронной почте; от ДД.ММ.ГГГГ о не оповещении членов ТИК о заседаниях, и о нарушении режима работы ТИК; от ДД.ММ.ГГГГ о решении ТИК, предусмотренном п. 22 Регламента Территориальной избирательной комиссии о распределении обязанностей по направлениям деятельности ТИК (л.д. 4-7).
Согласно пункту 4 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Согласно п.п. «г» п. 23 ст. 29 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член комиссии с правом решающего голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.
Пункт 7 статьи75вышеуказанного Федерального закона устанавливает, что решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию Субъекта Российской Федерации, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом6 этой статьи, согласно которому такие решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию. В соответствии с данным пунктом комиссия обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: оставить жалобу без удовлетворения (подпункт «а»), отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу (подпункт «б»), отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие) (подпункт «в»).
Полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации определеныстатьей 23 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии сподпунктом «к» пункта 10названной статьи избирательная комиссия субъекта Российской Федерации рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.
В случае обжалования в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации как в вышестоящую комиссию решений и действий (бездействия) нижестоящей избирательной комиссии она обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: оставить жалобу без удовлетворения; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие) (пункт 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002года N67-ФЗ).
Таким образом, ответы на жалобу были направлены Чегодаеву З.Н. Избирательной комиссией Пермского края ДД.ММ.ГГГГ. за №, поэтому давать ответ на жалобы Территориальной избирательной комиссии не было необходимости (л.д.12-24).
Суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ Чегодаев З.Н. обратился в Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района с заявлением о признании незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по ответу на жалобу, обязании выдать ответ на жалобу о нарушении сроков рассмотрения обращения.
По результатам разрешения возникшего спора суд пришел к выводу, что бездействие избирательной комиссии в данном случае отсутствует, поскольку вся информация предоставлена в свободном доступе, поэтому у Чегодаева З.Н. имелась возможность получить данную информацию. Не предоставлением данной информации по заявлению Чегодаева З.Н. от ДД.ММ.ГГГГ права заявителя не нарушены. Поскольку, члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, которым является Чегодаев З.Н., имеет доступ на получение информации о деятельности избирательной комиссии, о документах, находящихся в распоряжении комиссии.
При рассмотрении дела судом не установлено и фактов незаконного отказа в предоставлении копий документов комиссией. Поскольку, в материалах дела имеются ответы по жалобе Чегодаева З.Н. о нарушении сроков рассмотрения обращений о предоставлении копий документов. Данные ответы получены Чегодаевым З.Н., о чем приложены копии ответов Избирательной комиссии Пермского края (л.д. 12-24).
Заявитель же в силу действующего процессуального законодательства обязан также доказывать утверждения о нарушении его избирательных прав в результате не предоставления информации для размещения на информационных стендах.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что со стороны Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района не было совершено действий (бездействия), нарушающих права заявителя Чегодаева З.Н. Территориальной избирательной комиссией Пермского района не было создано препятствий осуществлению прав и свобод Чегодаева З.Н., на него не была возложена какая-либо обязанность.
Статья21Декларации прав и свобод человека и гражданина,ст.33Конституции Российской Федерации предусматривает право человека и гражданина на обращение в государственные органы и к должностным лицам и право на получение ответа на свое обращение. Это право Чегодаева З.Н. было реализовано.
Суд пришел к выводу о том, что законные права и интересы заявителя не были нарушены, т.к. испрашиваемые документы им были получены и ответы даны.
Оспариваемое заявителем бездействие носит фактический характер и не содержит в себе властных распоряжений, предписаний адресованных непосредственно заявителю, а следовательно, и не порождает непосредственно для заявителя никаких правовых последствий.
Кроме того, пункт 4 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что комиссия должна в пределах своей компетенции рассматривать поступившие обращения о нарушении закона и проводить проверки по этим обращениям и дать письменные ответы в пятидневный срок. Тогда как, Чегодаев З.Н. обратился в Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района с заявлением о признании незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по ответу на жалобу, обязании выдать ответ на жалобу о нарушении сроков рассмотрения обращения. Обращение Чегодаева З.Н. не содержит сведений о нарушении закона и проведении проверки по выявлению нарушений, следовательно, в данном случае пункт 4 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не применяется. Таким образом, ответ на обращение Чегодаева З.Н. должен быть предоставлен в разумный срок в соответствии с Законом РФ от 02.05.2006 года № 59 «О рассмотрении обращений Граждан», коим пятидневный срок не является.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности с доводами заявителя и требованиями действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Чегодаев З.Н. оспаривает бездействие комиссии, которое не нарушает его прав как члена территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления члена территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района с правом совещательного голоса Чегодаева ФИО8 о признании незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по ответу на жалобу, обязании выдать ответ на жалобу о нарушении сроков рассмотрения обращения отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение пяти дней со дня вынесения решения.
Судья А.В.Балакина