Решение по делу № 2-409/2012 ~ М-341/2012 от 27.03.2012

К делу № 2 -409/ 12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

17.05.2012 года                      Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего       Ожева М.А.,

при секретаре                         Хатхакумовой С.Р.,

с участием:

прокурора Черненко И.А.,

истца            Каторгиной О.А.,

представителя администрации МО «Майкопский район» Лебедевой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Майкопского района в интересах Каторгиной Олеси Алексеевны к администрации муниципального образования «Майкопский район» и к Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,

установил:

Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, пояснив следующее. Проведённой прокуратурой <адрес> установлено, что ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

На основании Распоряжения главы администрации МО "Краснооктябрьское сельское поселение" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит на учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных учреждениях и иных указанных в законе учреждениях.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Исходя из ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством МО «<адрес>» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, введении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ).

Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление кассовых выплат производится с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств.

Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст. 158 БК РФ Главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьей.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом РА "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Постановлением Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ , утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 5 Порядка установлено, что объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 10 Порядка закреплено, что по желанию получателя при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с Приложением к настоящему Порядку.

В соответствии с Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года" в настоящее время среднерыночная стоимость 1 квадратного метра общей жилой площади в <адрес> утверждена в размере 23250 рублей.

При таких обстоятельствах размер социальной выплаты для приобретения жилья в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи 1 человек (в данном случае ФИО1 составляет 767250 рублей (33 кв. м. * 23250), которые подлежат взысканию в пользу истца с администрации МО "<адрес>" и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсации республиканского бюджета Республики Адыгея.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Прокурор может обратиться с заявлением в суд о защите нарушенных и оспариваемых прав гражданина на жилище, основанием для которого явилось обращение к нему гражданина. ФИО1 обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением по вопросу защиты жилищных прав, в котором указала, что самостоятельно их восстановить не может.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор просил взыскать с администрации МО "<адрес>" и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу ФИО1 за счет субвенции социальную выплату в размере 767250 рублей на приобретение жилья.

Прокурор в судебном заседании исковое требование уточнил, увеличив размер иска, по следующим основаниям. В соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2012 года", к моменту рассмотрения дела по существу среднерыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в <адрес> утверждена в размере 23850 рублей. Таким образом, размер социальной выплаты для приобретения жилья в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи 1 человек составляет 787050 рублей (33 кв. м. * 23850 рублей). На основании изложенного, прокурор просит суд взыскать с администрации МО "<адрес>" и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу представляемой им истицы за счет субвенции социальную выплату в размере 787050 рублей на приобретение жилья.

Истица в судебном заседании иск поддержала.

Представитель ответчика от администрации МО «<адрес>»иск признала.

Представитель ответчика от Министерства образования и науки Республики Адыгеяв судебное заседание не явился, в письменном отзыве ответчика изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Также в своем отзыве ответчик пояснил следующее. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Финансовое обеспечение данных гарантий является расходным обязательством субъекта РФ. Согласно статье 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот наделены городские округа и муниципальные районы Республики Адыгея. Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ года утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, в соответствии с которым по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения. Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый перио<адрес> 2014 годов» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа не имеющих закрепленных жилых помещений, которые направлены в местные бюджеты. В местный бюджет муниципального образования «<адрес>» направлено 5 930,5 тыс. рублей. В настоящее время внесены изменения в Закон Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый перио<адрес> 2014 годов» в части выделения дополнительных средств органам местного самоуправления на исполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 10,2 млн. рублей. Министерство образования и науки Республики Адыгея, являясь казенным учреждением, выполняет функции администратора субвенций местным бюджетам на выполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, предусмотренных вышеназванным законом о республиканском бюджете. Расходов на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, по Министерству образования и науки Республики Адыгея не предусмотрено.

В обоснование иска прокурор представил следующие доказательства:

заявление Каторгиной О.А. от 23.03.2012 на имя и.о. прокурора Майкопского района, с просьбой выступить в защиту её прав и законных интересов для получения субсидии на обеспечение жильем и обратиться в её интересах в суд;

копия паспорта Каторгиной О.А. 09.01.1993 г.р., зарегистрированного по адресу: пос. Табачный, ул. Садовая, 20;

заявление Каторгиной О.А, на имя главы администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» Сычеву И.Н., согласно которому на 28 июля 2011 в ее учетном деле изменений нет;

постановление администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» №270 от 06.05.2010 года о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Каторгиной О.А., 1993 г.р., как относящуюся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, так как отец <данные изъяты> собственного жилья ФИО1 не имеет, проживает на жилплощади опекуна; дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ;

письмо от 01.04.2010 г. руководителя Управления образования администрации МО «Майкопский район» Федосеева А. на имя главы администрации МО «Красноктябрьское сельское поселение» Сычева И.Н. с просьбой о постановке Каторгиной О.А., 1993 г.р. на льготную очередь по улучшению жилищных условий детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения;

свидетельство о рождении Каторгиной О.А, 09.01.1993 г.р., согласно которому отцом ее указан Каторгин А.Ю., матерью Каторгина Н.В.;

постановление от 14.11.2002 года №469 о назначении Михайлюк В.М., опекуном над несовершеннолетней Каторгиной О.А.;

решение Майкопского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

свидетельство о смерти Каторгиной Н.В., умершей 15 мая 1998 г.;

уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений от 12 марта 2010 года, согласно которому сведения на имя Каторгиной О.А., 1993 г.р., не могут быть предоставлены, поскольку в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют;

сообщение ОТИ по Майкопскому району от 30.03.2010 г. №971 о том, что по состоянию на 30.03.2010 г. за Каторгиной О.А. право собственности не зарегистрировано;

справка №626 от 01.04.2010 г., выданная руководителем Управления образования администрации МО «Майкопский район» Федосеевым А. Каторгиной О.А. о том, что она в соответствии с ФЗ от 21.12.1996 г. №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей-сирот, в связи с тем, что ее мать - <данные изъяты>

в соответствии со справкой ФСГРКК по Майкопскому району №03\014/2010-457 от 12.03.2010 г., справкой ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» ЦТИ по Майкопскому району №971 от 30.03.2010 г. за Каторгиной О.А. жилье в Майкопском районе не закреплено;

заявление Каторгиной О.А. от 30.04.2012 г. на имя главы администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» Сычева И.Н. с просьбой поставить её в очередь на получение жилья по программе сирота, так как закрепленного жилья не имеет;

уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений от 19 апреля 2012 года, согласно которого на имя Каторгиной О.А,, 1993 г.р., не может быть предоставлена, поскольку в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют;

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещениеустанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения у истца возникло с момента постановки его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в льготный список детей-сирот, то есть с30.04.2010года.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на семью из одного человека установлен 33 кв. м.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных на эти цели финансовых средств. На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств, вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, введении которого они находятся. Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат производится с единого счета бюджета.

На основании ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств. Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй. Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 29 марта 2012 года №143 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на второй квартал 2012 года» и приложения к этому же приказу средняя рыночная стоимость по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республике Адыгея для расчетов размеров субсидий составляет 23850 руб. Таким образом, размер предоставляемой субсидии должен составить 33 кв.м. х 23850 руб. = 787050 руб.

Совокупность представленных истцом документов свидетельствует об обоснованности заявленных им и уточненных в судебном заседании требований.

С учетом данных обстоятельств, суд считает требования истца законными и обоснованными и удовлетворяет их.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Майкопского района в интересах Каторгиной Олеси Алексеевны удовлетворить.

Взыскать с администрации муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Каторгиной Олеси Алексеевны, 09.01.1993 года рождения, уроженки г. Майкопа Республики Адыгея за счет субвенции социальную выплату в размере 787050 (семьсот восемьдесят семь тысяч пятьдесят) рублей на приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его вынесения.

Судья         подпись

Копия верна: судья                                Ожев М.А.

2-409/2012 ~ М-341/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Каторгина О.А.
Черненко И.А.
Ответчики
Министерство образования и науки
Администрация МО "Майкопский район"
Суд
Майкопский районный суд Республики Адыгея
Судья
Ожев Мурат Асланович
Дело на странице суда
maikopskyr--adg.sudrf.ru
27.03.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2012Передача материалов судье
02.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2012Подготовка дела (собеседование)
28.04.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2012Судебное заседание
22.05.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее