Дело №2-878/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2018 года г. Орёл
Северный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Раковой Н.Н.,
при секретаре Щуровой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению Гориной Елены Альбертовны к Казенному учреждению Орловской области «Центр занятости населения Северного района города Орла» об обязании выдать предложение о досрочном назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Горина Е.А. обратилась в Северный районный суд г. Орла с исковым заявлением, предъявленным к Казенному учреждению Орловской области «Центр занятости населения Северного района города Орла» (далее КУ ОО «ЦЗН Северного района г. Орла» об обязании выдать предложение о досрочном назначении пенсии. В обоснование заявленных требований истец указала, что с 28.03.2018г. она признана безработной. 20.06.2018г. Горина Е.А. обратилась в КУ ОО «ЦЗН Северного района г. Орла» с заявлением о выдаче предложения о досрочном назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости. 19.07.2018г. истец получила ответ, который содержал завуалированный отказ. Горина Е.А. полагает, что у КУ ОО «ЦЗН Северного района г. Орла» имелись все основания для выдачи ей предложения о досрочном назначении пенсии, поскольку 21.02.2018г. с Гориной Е.А. расторгнут трудовой договор, в связи с сокращением штата работников в организации; с марта 2018г. истцу присвоен статус безработного; 18.04.2018г. Гориной Е.А. исполнилось 53 года, её страховой стаж составляет более 25 лет, истец согласна на оформление пенсии досрочно, у ответчика отсутствует возможность трудоустройства Гориной Е.А. на протяжении более восьми месяцев. При этом, за период нахождения на регистрационном учете, органом службы занятости Гориной Е.А. было предложено восемь вариантов работы, по которым трудоустройство не состоялось, в связи с решениями потенциального работодателя. Истец от трудоустройства не отказывалась, несмотря на то, что ответчик давал направления на работу, не являющуюся подходящей для Гориной Е.А, то есть без учета уровня её профессиональной подготовки, квалификации. Кроме того, при перерегистрации в службе занятости, были периоды, в которые направления на работу не выдавались по причине отсутствия вакансий, что также подтверждает отсутствие возможности для трудоустройства истца. На основании изложенного, Горина Е.А. просила суд признать незаконными действия ответчика по выдаче ей направлений на работу, не являющуюся подходящей для истца. Признать незаконным действие КУ ОО «ЦЗН Северного района г. Орла» по отказу в выдаче предложения о досрочном назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости. Обязать ответчика выдать Гориной Е.А. предложение о досрочном назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.
В судебном заседании Горина Е.А. исковые требования уточнила, просила суд по основаниям, изложенным в исковом заявлении признать незаконными действия ответчика по выдаче истице направлений на работу, не являющуюся для неё подходящей. Признать бездействие ответчика в части не выдачи предложения о досрочном назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости Гориной Е.А., незаконным. Возложить обязанность на КУ ОО «ЦЗН Северного района г. Орла» выдать Гориной Е.А. предложение о досрочном назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.
Представитель истца, действующий на основании пункта 6 статьи 53 ГПК РФ, Сырцева О.А. уточненные требования Гориной Е.А. поддержала.
В судебное заседание представитель ответчика, надлежаще извещенный о дате и времени слушания дела, не явился, в ходатайстве, направленном в адрес суда просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель КУ ОО «ЦЗН Северного района г. Орла» Никитина Г.И. уточненные исковые требования не признала по следующим основаниям. Центр занятости населения, в первую очередь, оказывает государственные услуги. Назначение пенсий, в том числе досрочных, является социальной гарантией. Решение о направлении гражданина на досрочную пенсию принимается в течение всего периода безработицы, то есть в течение всего периода безработицы гарантирована государственная социальная поддержка в виде выплаты пособия. Оснований для направления Гориной Е.А. на досрочную пенсию отсутствуют, поскольку Центром занятости осуществляется подбор подходящей работы с учетом её профессии, должности, вида деятельности, профессиональной квалификации, опыта работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, заключения о рекомендуемом характере условий труда, транспортной доступности, а так же требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах, вакантных должностях. Гориной Е.А. постоянно выдаются направления на работу. Кандидатура Гориной Е.А. отклонялась работодателями по различным причинам. Вывод об отсутствии возможности для трудоустройства гражданина делается органом службы занятости. Непродолжительный срок оказания содействия истице в трудоустройстве, наличие вакантных должностей не позволяет сделать вывод об отсутствии у органов службы занятости населения возможности для трудоустройства Гориной Е.А.
Представитель третьего лица – Управления труда и занятости Орловской области, надлежаще извещенный о дате и времени слушания дела, не явился, в ходатайстве, направленном в адрес суда просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражал.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Закон Российской Федерации от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В силу пункта 8 части 1 статьи 7.1-1 ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации; организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; психологическая поддержка безработных граждан; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности; организация проведения оплачиваемых общественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации; содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
В соответствии со статьей 4 указанного Закона, подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
На основании статьи 32 ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 11 и 12 указанного Федерального закона. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, отвечающим условиям для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам страховой пенсии по старости, установленным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включая сумму фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Судом установлено, что Горина Е.А. в 2004 году окончила Орловскую региональную академию государственной службы и ей присуждена квалификация юрист по специальности «юриспруденция» (диплом ВСБ 0408350).
Как усматривается из трудовой книжки Гориной Е.А., истица с 16.09.2013г. работала <данные изъяты>.
21.02.2018г. трудовой договор с Гориной Е.А. расторгнут в связи с сокращением штата работников организации, на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
01.03.2018г. Горина Е.А. обратилась в КУ ОО «ЦЗН Северного района г. Орла» с заявлением о предоставлении государственной услуги по поиску подходящей работы. С 28.03.2018г., после предоставления необходимых документов, Горина Е.А. была зарегистрирована в качестве безработного. Приказом директора КУ ОО «ЦЗН Северного района г. Орла» Никитиной Г.И. от 06.04.2018г. №096 П 15/182 Гориной Е.А. назначено пособие по безработице.
20.06.2018г. Горина Е.А. обратилась в КУ ОО «ЦЗН Северного района г. Орла» с заявлением о выдаче предложения о досрочном назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.
Письмами от 19.07.2018 г. и от 22.08.2018г. в ответ на заявление Гориной Е.А., ответчиком было сообщено, что направление граждан на пенсию по старости досрочно не относится к числу гарантированных государством мер социальной защиты поддержки граждан, и право принимать решения о выдаче предложения на пенсию по старости досрочно предоставляется органам службы занятости населения и не носит заявительного характера. Истцу было предложено активизировать поиск работы с целью возможного трудоустройства.
Судом установлено, что ранее ответчиком истице были выданы направления на работу: 28.03.2018г. в ООО «Газпром теплоэнерго Орел» по профессии ведущий юрисконсульт с заработной платой 21500 рублей, работодатель отклонил кандидатуру, в связи с несоответствием требований; 06.04.2018г. в БУ ОО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» по профессии главный юрисконсульт с заработной платой от 18000 до 20500 рублей, результат - работодатель кандидатуру отклонил по результатам собеседования; 22.05.2018г. в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина» по профессии ведущий юрисконсульт с заработной платой от 25000 рублей, результат - работодатель отклонил кандидатуру, в связи с несоответствием предъявленным требованиям; 05.07.2018г. в ООО «Текстильщик» по профессии юрист с заработной платой от 11163 рублей, по результатам собеседования кандидатура отклонена; 19.07.2018г. в ООО «Светотехника» по профессии юрисконсульт с заработной платой от 11200 рублей, результат – отсутствие вакансии; 22.08.2018г. в ООО «Высокие технологии будущего» по профессии юрисконсульт с заработной платой от 11163 рублей, по результатам собеседования кандидатура отклонена работодателем; 10.09.2018г. в ПАО «Орелстрой» по профессии юрисконсульт с заработной платой от 30000 рублей до 32000 рублей, результат – закрытие вакансии 26.09.2018г.; 10.09.2018г. в ЗАО «Центр долгового управления» по профессии юрисконсульт с заработной платой от 17000 рублей до 25000 рублей, результат по итогам собеседования – не соответствует требованиям работодателя; 25.09.2018г. в ООО «Дирекция по эксплуатации зданий №5 г. Орла»
по профессии юрисконсульт с заработной платой 11163 рублей, результат – отсутствие вакансии. Кроме того, в период рассмотрения дела, 19.11.2018г. и 20.11.2018г. Гориной Е.А. были выданы направления на работу соответственно в УФССП России по Орловской области по профессии судебный пристав – исполнитель и БУЗ ОО «Городская больница им. С.П. Боткина» по профессии юрисконсульт.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что предложенная истцу ответчиком работа являлась подходящей в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 3 статьи 4 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Факт отказа работодателей от кандидатуры истицы о незаконности действий ответчика не свидетельствует, поскольку в силу действующего законодательства, государственная служба занятости оказывает содействие в поиске подходящей работы, но не гарантирует обязательное трудоустройство работника.
Также ответчиком производились следующие действия по оказанию истцу содействия в трудоустройстве: предоставление перечня вариантов подходящей работы; информирование о положении на рынке труда; организация профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; предложение принять участие в оплачиваемых общественных работах.
Таким образом, ответчиком, наряду с непосредственным поиском работы для истца, проводились дополнительные мероприятия (консультационные, психологические и другие), которые имели целью повышение его трудовой самореализации.
По смыслу положений статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", одним из обязательных условий для выдачи предложения о назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на пенсию по старости, является отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства гражданина. При отсутствии данного условия оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится.
Решение об отсутствии возможности для трудоустройства гражданина принимается органом трудоустройства населения.
В силу части 1 статьи 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1 подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Выдача предложения о досрочном назначении пенсии, в соответствии с указанной выше нормой Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1, является правом, а не обязанностью службы занятости, и представляет собой одну из мер дополнительной государственной поддержки некоторых категорий безработных граждан при условии невозможности их дальнейшего трудоустройства.
Данный подход к реализации права, предусмотренного п. 2 ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1, соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 ноября 2004 года N 400-О.
Судом установлено, что как по состоянию на 20.06.2018г., когда истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче предложения о направлении на досрочную пенсию по старости, так и на день рассмотрения иска, ответчик не исчерпал все возможности для трудоустройства истца.
Доводы Гориной Е.А. о том, что ей предлагалась не подходящая работа, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании норм права.
Учитывая, что выдача предложения о назначении пенсии является правом, а не обязанностью службы занятости, и представляет собой одну из мер дополнительной государственной поддержки некоторых категорий безработных граждан при условии невозможности их дальнейшего трудоустройства, что не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу об отказе истице в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2018░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░