Дело №2-401/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Шалинское Красноярского края 15 августа 2014 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Сидоренко А.В.,
с участием прокурора Симоненко С.А.,
заявителей Олейника С.С., Яньковой Т.П.,
представителя заявителя Олейника С.С. – Корневой Е.Е.,
заинтересованного лица – председателя избирательной комиссии муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края Юрченко С.Н.,
заинтересованного лица – Анжаева В.Б.,
представителя заинтересованного лица Анжаева В.Б. – Молоткова В.Л.,
при секретаре Маркиной И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям кандидатов на должность главы муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края Яньковой Татьяны Павловны и Олейника Сергея Сергеевича об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края Анжаева Владимира Борисовича,
У С Т А Н О В И Л:
Кандидат на должность главы муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края Янькова Татьяна Павловна обратилась в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края Анжаева Владимира Борисовича.
Заявленные требования мотивированы тем, что решением избирательной комиссии муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края от 5 августа 2014 года (далее - решение избирательной комиссии) зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края Анжаев Владимир Борисович (далее – кандидат Анжаев В.Б.). Вместе с тем, указанное решение избирательной комиссии подлежит отмене. В соответствии с под.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. В соответствии с под.п. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен кандидатом. Аналогичная норма содержится в под.п. «з» п. 10 ст. 29 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» (далее – Закон Красноярского края). В соответствии с п. 14 ст. 37 Федерального закона при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом, оборотная сторона является продолжением лицевой стороны соединенной нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя. Аналогичная норма содержится в п. 7 ст. 28 Закона Красноярского края. Подписной лист №1, представленный кандидатом Анжаевым В.Б., содержащий подписи 13 граждан, не заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, а также кандидатом Анжаевым В.Б. Данное нарушение является в соответствии с приведенными нормами Федерального закона основанием для признания подписей 13 избирателей недействительными. Следовательно, по указанному основанию, подписи 13 лиц, проставивших подписи в поддержку выдвижения кандидата Анжаева В.Б. в подписном листе №1, являются недействительными. В соответствии с под.п. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением №6 к Федеральному закону. Аналогичная норма содержится в под.п. «и» п. 10 ст. 29 Закона Красноярского края. В соответствии с п. 14 ст. 37 Федерального закона при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах, при этом, оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя, аналогичная норма содержится в п. 7 ст. 28 Закона Красноярского края. Подписной лист №2, представленный кандидатом Анжаевым В.Б., содержащий подпись 1 гражданина, не содержит предусмотренные приложением №6 к Федеральному закону графы и сведения, а именно о наименовании выборов, дате голосования, сведении о кандидате и другие. Данное нарушение является в соответствии с приведенными нормами Федерального закона основаниями для признания подписи 1 избирателя недействительной. По указанному основанию, указанная подпись 1 гражданина, проставившего подпись в поддержку выдвижения кандидата Анжаева В.Б. в подписном листе №2, является недействительной. В соответствии с под.п. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, содержащем специально неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, аналогичная норма содержится в под.п. «з» п. 10 ст. 29 Закона Красноярского края. Подписной лист №2, представленный кандидатом Анжаевым В.Б., содержащий подпись 1 гражданина, содержит специально неоговоренное исправление в графе, содержащей сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей и дату внесения подписи указанным лицом. Данное нарушение является в соответствии с указанными нормами Федерального закона основаниями для признания подписи 1 избирателя недействительной. Следовательно, по указанному основанию, подпись 1 гражданина, проставившего подпись в поддержку выдвижения кандидата Анжаева В.Б. в подписном листе №2, является недействительной. Таким образом, все подписи, представленные кандидатом Анжаевым В.Б. в поддержку своего выдвижения, являются недействительными. При этом, не могут считаться достоверными подписями те подписи, которые являются недействительными. Для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района должно быть представлено минимум 10 достоверных и действительных подписей избирателей, кандидатом Анжаевым В.Б. не представлено ни одной достоверной и действительной подписи избирателей. В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в случае, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Решение избирательной комиссии от 5 августа 2014 года о регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Анжаева Владимира Борисовича было принято с нарушением под.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона. В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона, одним из принципов проведения выборов в Российской Федерации является принцип участия граждан Российской Федерации в выборах на равных основаниях. Одновременное участие на выборах кандидатов, зарегистрированных в нарушение требований Федерального закона и Закона Красноярского края, и кандидатов, зарегистрированных в соответствии с требованиями Федерального закона, влечет нарушение указанного выше принципа и нарушает права кандидатов, зарегистрированных в соответствии с требованиями Федерального закона.
Кандидат на должность главы муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края Олейник С.С. также обратился в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края Анжаева Владимира Борисовича, по аналогичным основаниям, что указаны заявителем Яньковой Т.П.
Указанные гражданские дела, определением Манского районного суда Красноярского края от 14.08.2014 г. соединены в одно производство.
В судебном заседании, заявители Олейник С.С. и Янькова Т.П., а также представитель заявителя Олейника С.С. – Корнева Е.Е. действующая на основании устного ходатайства, заявленные требования поддержали по основаниям указанным в заявлениях, заявитель Янькова Т.П. и представитель заявителя Олейника С.С. – Корнева Е.Е. дополнительно указали, что решение избирательной комиссии о регистрации в качестве кандидата Анжаева В.Б., нарушает права кандидатов, зарегистрированных на законных основаниях, поскольку решение о регистрации кандидата Анжаева В.Б. принято избирательной комиссией незаконно, на основании подписных листов не соответствующих закону, что нарушает равенство кандидатов перед законом.
В судебном заседании председатель избирательной комиссии Муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края Юрченко С.Н., пояснила, что обжалуемое решение избирательной комиссии о регистрации кандидата Анжаева В.Б. принято с нарушением закона, поскольку предоставленные Анжаевым В.Б. подписные листы не отвечают требованиям закона, о чем она(Юрченко) выразила особое мнение в протоколе заседания избирательной комиссии от 5.08.2014 г., на котором было принято решение о регистрации Анжаева В.Б. в качестве кандидата. В ходе работы избирательной комиссии, Анжаев В.Б. неоднократно обращался с вопросами касающимися выборов, комиссия отвечала данные на вопросы. Кроме того, кандидат Анжаев В.Б. просил распечатать ему приложение №6 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», содержащее форму подписного лиса, указанное приложение было распечатано комиссией на одном листе и вручено кандидату Анжаеву В.Б. С вопросами о том, на скольких листах должен быть представлен подписной лист и о том, как должен быть оформлен подписной лист, кандидат Анжаев В.Б. в комиссию не обращался, каких-либо консультаций или разъяснений по вопросу оформления подписного листа Анжаеву В.Б. комиссией не давалось. При приеме от кандидата Анжаева В.Б. подписных листов, правильность заполнения и соблюдения формы подписных листов, не проверялась, поскольку проверка подписных листов осуществляется рабочей группой избирательной комиссии. Анжаевым В.Б. было представлено в избирательную комиссию два подписных листа, содержащих в общей сложности 14 подписей избирателей, листы были скреплены между собою отрезком бумаги, других подписных листов или их копий, в избирательную комиссию кандидатом Анжаевым В.Б. не предоставлялось. При проверке подписных листов кандидата Анжаева В.Б., рабочей группой Избирательной комиссии, ею(Юрченко), как председателем комиссии было установлено, что подписные листы не соответствуют требованиям закона. Исполнение подписного листа на двух листах бумаги, таким образом, что часть предусмотренных законом сведений содержится на одном листе, а часть сведений содержится на другом листе, законом не допускается, на что ею(Юрченко) было обращено внимание комиссии и отражено особое мнение в протоколе заседания комиссии, однако, в той связи, что решение о регистрации кандидата принимается коллегиально, путем голосования всех членов избирательной комиссии, большинством голосов членов избирательной комиссии было принято решение о регистрации Анжаева В.Б. в качестве кандидата.
В судебном заседании, заинтересованное лицо Анжаев В.Б. пояснил, что с заявлениями Олейника С.С. и Яньковой Т.П. не согласен, заявления удовлетворению не подлежат, представил отзыв, согласно которому, при подаче документов в Избирательную комиссию, все листы и подписи, были проверены и признаны действительными. Им(Анжаевым) в Избирательную комиссию был представлен один подписной лист с 14 подписями избирателей, что подтверждается ведомостью проверки подписных листов от 1.08.2014 г. и подтверждением получения документов на регистрацию кандидата. Представленный им(Анжаевым) подписной лист, который сшит, сброшюрован, склеен и дополнительно скреплен заверяющей подписью, составляет единое целое, то есть, один подписной лист, который соответствует по форме приложению №6 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Представленный им(Анжаевым) подписной лист, состоящий из двух листов, скреплен и заверен его подписью, что не противоречит действующему законодательству. П. 14 ст. 37 Федерального закона №67 от 12.06.2002 г., предусматривает, что заверение подписного листа, в случаях, если лист состоит из более чем одной стороны листа, производится в конце после окончания нумерации подписей избирателей. Согласно П.п. «з» п. 6.4 ст. 38 ФЗ №67 от 12.06.2002 г. заверяющая подпись ставится лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей в конце подписного листа, который может быть исполнен на лицевой и оборотной стороне листа, а также на нескольких листах и заверяются после последней подписи избирателя. Ссылка Яньковой Т.П. на нарушение п. 14 ст. 37 Федерального закона несостоятельна и не подтверждена. Согласно п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, определен перечень нарушений, по которым подписи признаются недействительными, среди которых п. 14 ст. 37 Федерального закона, не указан. Янькова Т.П. злоупотребляет своим правом в целях отвлечения законного зарегистрированного кандидата от предвыборной деятельности и реализации права быть избранным главой на выборах 14.09.2014 г. Права кандидата Яньковой Т.П. обжалуемым решением избирательной комиссии не нарушено.
Дополнительно заинтересованное лицо Анжаев В.Б. в судебном заседании пояснил, что им(Анжаевым В.Б.) в Избирательную комиссию был предоставлен один подписной лист состоящий их двух сшитых листов бумаги, а указание в протоколе об итогах сбора подписей на предоставление двух подписных листов, является опиской. Затем в ходе судебного разбирательства Анжаев В.Б. пояснил, что им было представлено в Избирательную комиссию два идентичных подписных листа, один из которых был ему возвращен Избирательной комиссией, чем и объясняется запись в протоколе об итогах сбора подписей о предоставлении в Избирательную комиссию двух подписных листов. Затем в ходе судебного заседания Анжаев В.Б. указал, что им был представлен в Избирательную комиссию один подписной лист размером формата А3, который состоит из двух склеенных листов размером формата А4. При изготовлении подписного листа, с положениями Федерального закона о форме подписного листа, а также приложением №6 к Федеральному закону, он(Анжаев) не знакомился, поскольку не имел свободного времени.
Представитель заинтересованного лица Анжаева В.Б. - Молотков В.Л. действующий на основании устного ходатайства, пояснил, что со стороны заявителей имеет место не верное толкование норм материального права, заинтересованное лицо Анжаев В.Б. предоставил в Избирательную комиссию один подписной лист. В итоговом протоколе заседания комиссии нарушений не установлено, ссылка на то обстоятельство, что Анжаевым В.Б. нарушена форма подписного листа, несостоятельна. П. 8 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ говорит о том, что форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования – оформляется согласно приложению №6 к указанному федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными или недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. В п. 8 ст.28 Закона Красноярского края говорится, что после окончания сбора подписей, уполномоченные представители избирательного объединения подсчитывают общее число собранных подписей избирателей и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы. Протокол подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения. В подписном листе указывается нумерация избирателей, реквизиты, округ, ФИО кандидата, его данные и т.д. Подписной лист представленный Анжаевым В.Б., имеет форму идентичную приложению №6 к Федеральному закону №67-ФЗ, подписной лист продолжается и у него есть начало и конец, подписи избирателей и кандидата. Представленный подписной лист является подписным листом «со сквозной нумерацией», следовательно, второй лист является продолжением первого, что допускается действующим законодательством при оформлении подписных листов. Закон не содержит установленного формата подписного листа. Заинтересованным лицом Анжаевым В.Б. закон воспринят правильно, предоставлено два листа, как один подписной лист. Комиссия это восприняла также правильно, нарушений в действиях комиссии нет. Подписной лист прошит и пронумерован. Обжалуемое решение комиссии о регистрации Анжаева В.Б. в качестве кандидата, является законным и обоснованным. В удовлетворении заявлений Яньковой Т.П. и Олейника С.С. необходимо отказать.
Прокурор Симоненко С.А. по результатам рассмотрения дела, пришел к заключению, что кандидатом на должность главы муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края Анжаевым В.Б. предоставлен в Избирательную комиссию один подписной лист на одном листе формата А3, который имеет две стороны лицевую и обратную. Кандидатом Анжаевым В.Б. выполнены все требования действующего законодательства, основании для удовлетворения заявлений Олейника С.С. и Яньковой Т.П. об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края Анжаева Владимира Борисовича не имеется.
Заслушав мнение участником процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 261 ГПК РФ, суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.
<данные изъяты>
В соответствии с п. 4 ст. 28 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» (далее - Закон Красноярского края), в поддержку выдвижения кандидата, избиратель ставить свою подпись в подписном листе.
Согласно п. 1 ст. 29 Закона Красноярского края регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно п. 4 ст. 29 Закона Красноярского края избирательная комиссия проверят правильность оформления подписных листов.
Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона, форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования быть оформлена согласно приложению №6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно под.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона, основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно под.п. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.
Согласно под.п. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Подпунктом «и» п. 10 ст. 29 Закона Красноярского края также предусмотрено, что недействительными подписями считаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений №6, 7.1 и 8 к Федеральному закону.
Из формы подписного листа в приложении №6 к Федеральному закону, следует, что подписной лист начинается с указания на выборы главы с указанием наименования муниципального образования, даты голосования. Затем в подписном листе записано, что нижеподписавшиеся поддерживают самовыдвижение или выдвижение кандидата на должность главы по наименованию муниципального образования, гражданина с указанием гражданства, фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности или рода занятий, места жительства. Далее подписной лист представляет из себя таблицу: в первой графе которой указан номер по порядку, во второй - фамилия, имя, отчество, в третьей - год рождения, в четвертой - адрес места жительства, в пятой серия и номер паспорта, в шестой - дата внесения подписи, в седьмой - подпись. Заканчивается подписной лист удостоверением подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, с указанием его данных и даты внесения. Подписывает этот лист кандидат и указывает дату.
Согласно п. 14 ст. 37 Федерального закона, при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя. Аналогичная норма содержится в п. 7 ст. 28 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае».
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 11 мая 2012 года N 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Таким образом, исходя из буквального толкования положений Федерального закона (п. 14 ст. 37), а также Закона Красноярского края (п. 7 ст. 28), что требует приведенная правовая позиция Конституционного суда РФ, заполнение подписного листа допускается только с лицевой и оборотной стороны. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя. Следовательно, подписной лист – это отдельный лист бумаги, оформленный в соответствии с приложением №6 к Федеральному закону, в пределах заполнения подписного листа с лицевой и оборотной стороны, поскольку Федеральным законом допускается заполнение подписного листа только с лицевой и оборотной стороны, с обязательным заверением подписного листа на оборотной стороне.
Возможности иного варианта оформления подписного листа, в том числе, оформления одного подписного листа на двух листах бумаги, когда один лист бумаги содержит только часть формы подписного листа установленную законом, а второй лист бумаги является продолжением первого и содержит оставшуюся часть формы подписного листа, Федеральный закон не допускает. Каждый лист, на котором имеются подписи в поддержку выдвижения кандидата, считается подписным, а не продолжением предыдущего, и должен быть изготовлен по форме, предусмотренной приложением №6 Федерального закона, в пределах лицевой и оборотной стороны одного подписного листа (одного листа бумаги), как того требует закон.
Как следует из материалов дела, 23.06.2014 г. решением Нарвинского сельского совета депутатов №8, на 14 сентября 2014 г. назначены выборы главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края (т.2 л.д.20).
Согласно решению Избирательной комиссии Красноярского края от 14.11.2012 г. №72/447-6, полномочия избирательной комиссии муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края (далее – Избирательная комиссия) возложены на территориальную избирательную комиссию Манского района Красноярского края, председателем которой, на основании решения Избирательной комиссии Красноярского края от 15.12.2010 г. №123/705, назначена Юрченко Светлана Николаевна (т.2 л.д.16, 17).
Согласно сведениям Администрации Манского района Красноярского края, по состоянию на 1.01.2014 г. число избирателей в Нарвинском сельсовете Манского района Красноярского края составляет 1081 человек (т.2 л.д.21).
Согласно Подтверждению получения документов для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения, 21.07.2014 г. Избирательной комиссией от Анжаева В.Б. получены документы для уведомления о выдвижении кандидатом на должность главы Нарвинского сельсовета (т. 2 л.д.32).
Согласно Подтверждению получения документов на регистрацию кандидата в порядке самовыдвижения, 28.07.2014 г. от Анжаева В.Б. Избирательной комиссией приняты документы на регистрацию кандидата в порядке самовыдвижения на выборы главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края, а именно: подписной лист на 2 листах в 1 экземпляре, протокол об итогах сбора подписей на 1 листе в 2 экземплярах, первый финансовый отчет на 1 листе в 1 экземпляре (т. 2 л.д.53).
Согласно протоколу об итогах сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края Анжаева В.Б., 24.07.2014 г. Анжаевым В.Б. представлено в Избирательную комиссию 2 подписных листа, содержащих общее количество подписей избирателей равное 14, о чем в протоколе имеется подпись Анжаева В.Б. (т.2 л.д.24).
Согласно итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения Анжаева В.Б. от 1.08.2014 г., количество заявленных подписей избирателей – 14, количество достоверных и действительных подписей избирателей – 14 (т.2 л.д.25).
Согласно ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку Анжаева В.Б. от 1.08.2014 г., количество заявленных подписей составляет – 14, все 14 подписей признаны действительными и достоверными (т.2 л.д.26-28).
Согласно подписным листам, представленным в Избирательную комиссию Анжаевым В.Б., для регистрации в качестве кандидата, Анжаевым В.Б. представлено два подписных листа, скрепленных между собою в левом верхнем углу отрезком бумаги, на котором имеется надпись «всего в настоящем документе скреплено 2(два) листа, кандидат Анжаев В.Б., 24 июля 2014 г.». Один подписной лист содержит 13 подписей избирателей, второй подписной лист содержит 1 подпись избирателя (т.2 л.д.22, 23).
Согласно протоколу заседания Избирательной комиссии от 5.08.2014 г. №9, Избирательной комиссией принято решение о регистрации Анжаева В.Б. в качестве кандидата на должность главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края. При этом, «За регистрацию» проголосовало - 6 членов избирательной комиссии, «Против регистрации» - проголосовал 1 член избирательной комиссии, воздержалось - 0. В протоколе отражено особое мнение председателя избирательной комиссии Юрченко С.Н., о том, что Анжаевым В.Б. представлены подписные листы, форма которых не соответствует требованиям установленным приложением №6 к Федеральному закону от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в связи с чем, необходимо считать все подписи в подписных листах недействительными, отказать Анжаеву В.Б. в регистрации на должность главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края (т. 2 л.д.29).
Согласно решению Избирательной комиссии от 5.08.2014 г. №9/30, Анжаев В.Б. зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края, кандидату Анжаеву В.Б. выдано соответствующее удостоверение (т. 2 л.д.30).
Согласно решениям Избирательной комиссии от 6.08.2014 г. №10/32 и №10/31, в качестве кандидатов на должность главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края зарегистрированы - Олейник Сергей Сергеевич и Янькова Татьяна Павловна соответственно (т.1 л.д.8, т.2 л.д.8).
Таким образом, судом установлено, что решением Нарвинского сельского совета депутатов №8, на 14 сентября 2014 г. назначены выборы главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края.
Кандидатом Анжаевым В.Б. в Избирательную комиссию представлено два подписных листа, содержащие в общей сложности 14 подписей избирателей, подписные листы скреплены между собою в верхнем левом углу отрезком бумаги, на котором имеется надпись «всего в настоящем документе скреплено 2(два) листа, кандидат Анжаев В.Б., 24 июля 2014 г.».
Решением Избирательной комиссии от 5.08.2014 г. №9/30, в качестве кандидата на должность главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края зарегистрирован Анжаев В.Б.
Их представленного кандидатом Анжаевым В.Б. в Избирательную комиссию протокола об итогах сбора подписей избирателей в свою поддержку, следует, что Анжаев В.Б. предоставил в Избирательную комиссию 2 подписных листа, в которых в общее количество подписей равно 14, о чем имеется подпись последнего.
Избирательная комиссия признала достоверными все 14 подписей избирателей.
11 и 13 августа 2014 г. соответственно, кандидаты на должность главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края Олейник С.С. и Янькова Т.П. обратились в суд с заявлениями об отмене решения Избирательной комиссии о регистрации в качестве кандидата на должность главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края Анжаева В.Б., по тем основаниям, что подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку Анжаева В.Б. не отвечают по своей форме и содержанию требованиям закона.
Исследовав подлинники представленных кандидатом Анжаевым В.Б. в Избирательную комиссию подписных листов (копии находятся в т.2 л.д.22-23), которые представляют собою два листа бумаги, скрепленные между собою в левом верхнем углу отрезком бумаги, на котором имеется надпись «всего в настоящем документе скреплено 2(два) листа, кандидат Анжаев В.Б.», при этом, один подписной лист содержит 13 подписей избирателей, имеет лицевую и оборотную сторону, второй подписной лист содержит 1 подпись избирателя и имеет одну заполненную сторону, учитывая приведенную правовую позицию Конституционного Суда РФ, о необходимости изготовления и оформления подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства, буквальное толкование п. 14 ст. 37 Федерального закона N67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому, допускается заполнение подписного листа только с лицевой и оборотной стороны, с обязательным заверением каждого подписного листа на оборотной стороне, а также, что возможности иного варианта оформления подписного листа, в том числе одного подписного листа на двух листах бумаги, когда один лист будет содержать часть формы подписного листа установленной законом, а второй лист будет являться продолжением первого и содержать оставшуюся часть формы подписного листа, Федеральным законом не предусмотрено, суд приходит к выводу, что Анжаевым В.Б. представлено в Избирательную комиссию два подписных листа, которые скреплены между собою отрезком бумаги.
При этом, представленный Анжаевым В.Б. подписной лист содержащий 13 подписей избирателей, начинается с лицевой стороны с указания на выборы главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края, содержит указание на дату голосования (14.09.2014г.), указание, что нижеподписавшиеся поддерживают самовыдвижение кандидата на должность главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края, гражданина РФ, имеется указание на фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должности и места жительства кандидата. Далее подписной лист представляет из себя таблицу: в первой графе которой указан номер по порядку, во второй - фамилия, имя, отчество гражданина, в третьей - год рождения, в четвертой - адрес места жительства, в пятой серия и номер паспорта, в шестой - дата внесения подписи, в седьмой - подпись. На оборотной стороне подписного листа имеется продолжение вышеуказанной таблицы с данными избирателей и подписями. Заканчивается подписной лист вышеприведенной таблицей, с данными избирателя ФИО7 ФИО15., датой внесения им подписи и его подписью (т.2 л.д.22).
Представленный Анжаевым В.Б. подписной лист содержащий 1 подпись избирателя, начинается с таблицы: в первой графе которой указан номер по порядку №14, во второй - фамилия, имя, отчество – ФИО6, в третьей - год рождения - ДД.ММ.ГГГГ в четвертой - адрес места жительства – <адрес>, в пятой серия и номер паспорта, в шестой - дата внесения подписи – 24.07.2014 г., в седьмой - подпись. Заканчивается подписной лист удостоверением подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей – Анжаевым В.Б., с указанием его данных, подписи и даты внесения подписи, а также подписью кандидата Анжаева В.Б. и датой внесения подписи – 24.07.2014 г. (т.2 л.д.23).
Оценивая соответствие представленных кандидатом Анжаевым В.Б. подписных листов требованиям закона, суд приходит к выводу, что представленные Анжаевым В.Б. подписные листы, содержащие в общей сложности 14 подписей избирателей, не соответствуют по форме приложению №6 к Федеральному закону N67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по следующим основаниям:
- на оборотной стороне подписного листа содержащего 13 подписей избирателей, отсутствует завершительная подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, с указанием его данных и даты внесения подписи, а также отсутствует подпись кандидата и дата подписания листа кандидатом (т.2 л.д.22);
- в подписном листе содержащем 1 подпись избирателя, отсутствует указание на выборы, дату голосования, отсутствуют сведения о том в связи с чем поставил свою подпись гражданин (мы нижеподписавшиеся поддерживаем самовыдвижение или выдвижение от избирательного объединения), отсутствует указание на наименование выборной должности, а также отсутствует указание на гражданство кандидата, в поддержку которого поставлена подпись, а также фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства лица, являющегося кандидатом на выборную должность (т.2 л.д.23).
Учитывая, что оба представленных Анжаевым В.Б. подписных листа, по форме не соответствуют требованиям приложения №6 к Федеральному закону N67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», все подписи избирателей, в представленных Анжаевым В.Б. двух подписных листах, в силу под.п. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», являются недействительными. Других подписных листов, с подписями избирателей, отвечающих требованиям закона, Анжаевым В.Б. в избирательную комиссию не представлено.
Кроме того, подписной лист содержащий 13 подписей избирателей, в нарушение под.п. «з» п.6.4 ст. 38 Федерального закона, не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей и кандидата, что также влечет признание всех подписей избирателей в данном подписном листе недействительными (т.2 л.д.22).
Кроме того, в подписном листе содержащем 1 подпись избирателя, в нарушение под.п. «з» п.6.4 ст. 38 Федерального закона, имеется исправление, в части сведении о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, а именно в дате рождения, специально не оговоренное лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, что также влечет признание всех подписей избирателей в данном подписном листе недействительными (т.2 л.д.23).
Поскольку, для регистрации в качестве кандидата на должность главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края, с учетом численности избирателей в Нарвинском сельсовете Манского района Красноярского края (1081 избиратель), необходимо представить в Избирательную комиссию 10 достоверных подписей избирателей, а представленные кандидатом Анжаевым В.Б. 14 подписей избирателей являются недействительными, других подписей, в необходимом количестве и признанных Избирательной комиссией достоверными, кандидатом Анжаевым В.Б. в Избирательную комиссию представлено не было, суд приходит к выводу, что решение избирательной комиссии муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края от 5.09.2014 г. №9/30 о регистрации Анжаева В.Б. в качестве кандидата на должность главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края, принято с нарушением требований, предусмотренных под.п. «д», п. 24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно, при отсутствии достаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, и согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является незаконным и подлежит отмене.
Доводы заинтересованного лица Анжаева В.Б. и его представителя Молоткова В.Л. о том, что Анжаевым В.Б. в Избирательную комиссию представлен один подписной лист, состоящий из двух листов бумаги, скрепленных и заверенных подписью кандидата, а также, что представленный подписной лист является подписным листом «со сквозной нумерацией», следовательно, второй лист является продолжением первого, что допускается действующим законодательством, являются несостоятельными и основаны на не верном толковании закона. Как уже указывалось судом, исходя из буквального содержания п. 14 ст. 37 Федерального закона, допустимо заполнение подписного листа только с лицевой и оборотной стороны, при этом, оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя, иной возможности оформления подписного листа, в том числе, одного подписного листа на двух листах бумаги, когда один лист будет содержать только часть формы подписного листа установленную законом, а второй лист будет являться продолжением первого и содержать оставшуюся часть формы подписного листа, Федеральным законом не предусмотрено. Каждый лист, содержащий подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе имеющий «сквозную нумерацию», считается подписным, а не продолжением предыдущего и должен быть изготовлен по форме, предусмотренной приложением №6 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иного законом не предусмотрено.
То обстоятельство, что в ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей от 1.08.2014 г., в графе количество подписных листов указано – 1 (т.2 л.д.26), правового значения не имеет. Как следует из материалов дела, а именно, протокола сбора подписей избирателей в поддержку кандидата Анжаева В.Б., итогового протокола проверки подписных листов, протокола заседания Избирательной комиссии от 5.08.2014 г., решения Избирательной комиссии о регистрации кандидата Анжаева В.Б., подтверждения получения документов на регистрацию кандидата Анжаева В.Б., самих подписных листов и установлено судом, что фактически кандидатом Анжаевым В.Б. представлено в Избирательную комиссию два подписных листа содержащих в общей сложности 14 подписей избирателей (т.2 л.д.22, 23, 24, 25, 29, 30, 53). Кроме того, из протокола заседания рабочей группы по проверке подписных листов от 14.08.2014 г. следует, что при составлении ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Анжаева В.Б. от 1.08.2014 г., при указании количества подписных листов была допущена техническая ошибка, вместо цифры 2 указана цифра 1 (т.2 л.д.31).
Доводы заинтересованного лица Анжаева В.Б. о том, что в перечне нарушений, по которым подписи признаются недействительными, предусмотренном п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, не имеется ссылки на п. 14 ст. 37 Федерального закона, правого значения не имеет, так как п. 14 ст. 37 Федерального закона устанавливает требования к оформлению подписного листа, наряду с приложением №6 к Федеральному закону, существо которых таково, что несоблюдение требований к подписному листу, предусмотренных п. 14 ст. 37 Федерального закона, будет само по себе свидетельствовать о несоблюдении формы подписного листа предусмотренной приложением №6 к названому Федеральному закону, поскольку, форма подписного листа, предусмотренная приложением №6 к Федеральному закону, должна быть полностью соблюдена, в пределах заполнения подписного листа с лицевой и оборотной стороны.
Доводы заинтересованного лица Анжаева В.Б. о злоупотреблении правом со стороны заявителей, являются необоснованными. Заявители являются кандидатами на должность главы указанного муниципального образования, то есть, обладают правом на обращение в суд с заявленными требованиями и обратились в суд в течение 10 дней со дня принятия Избирательной комиссией оспариваемого решения, то есть, в установленные законом сроки.
Доводы заинтересованного лица Анжаева В.Б., о том, что им(Анжаевым) в Избирательную комиссию был представлено два идентичных подписных листа, то есть, помимо имеющегося в материалах дела был предоставлен еще один идентичный подписной лист, который был возвращен ему(Анжаеву) Избирательной комиссией, чем и объясняется сделанная им(Анжаевым) запись в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, о предоставлении в Избирательную комиссию двух подписных листов, материалами дела не подтверждены. Согласно протоколу об итогах сбора подписей избирателей в поддержку Анжаева В.Б., последним представлено в Избирательную комиссию два подписных листа, с общим количеством подписей – 14. Согласно подтверждению получения документов на регистрацию кандидата в порядке самовыдвижения, Избирательная комиссия приняла от Анжаева В.Б. подписной лист в одном экземпляре, на 2 листах (т. 2 л.д.24, 53). Согласно ведомости и протоколу проверки подписных листов, Избирательной комиссией при проверке подписных листов установлено 14 подписей избирателей заявленных Анжаевым В.Б., что соответствует количеству подписей отраженных в подписных листах, которые имеются в материалах дела. Заинтересованное лицо Анжаев В.Б. также в судебном заседании указал, что им(Анжаевым) было собрано в свою поддержку 14 подписей избирателей. В судебном заседании председатель Избирательной комиссии Юрченко С.Н. пояснила, что кандидатом Анжаевым В.Б. было представлено два подписных листа, скрепленных отрезком бумаги, данные подписные листы представлены суду, иных подписных листов Анжаевым В.Б. не предоставлялось, каких-либо подписных листов Анжаеву В.Б. Избирательной комиссией не возвращалось.
Доводы прокурора Симоненко С.А. и заинтересованного лица Анжаева В.Б., о том, что Анжаевым В.Б. в избирательную комиссию представлен один подписной лист размером формата А3, состоящий из двух склеенных листов размером формата А4, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела, в частности подписными листами, которые представляют собою два отдельных листа бумаги, скрепленные между собою в верхнем левом углу отрезком бумаги, на котором Анжаевым В.Б. собственноручно указано «скреплено два листа».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199, 261 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявления кандидатов на должность главы муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края Яньковой Татьяны Павловны и Олейника Сергея Сергеевича об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края от 5.08.2014 г. №9/30 о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края Анжаева Владимира Борисовича – удовлетворить.
Признать решение избирательной комиссии муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края от 5.08.2014 г. №9/30 о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края Анжаева Владимира Борисовича - незаконным.
Решение избирательной комиссии муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края от 5.08.2014 г. №9/30 о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края Анжаева Владимира Борисовича - отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение пяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Манский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 18.08.2014 г.
Председательствующий Сидоренко А.В.