Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-344/2012 от 22.10.2012

Судья Сутягина С.А.                                                        Дело № 7-344/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Сентякова Наталья Николаевна, при секретаре Рогалевой Н.В.,

с участием представителя административного органа – П.О.Г, (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 29 октября 2012 года жалобу заместителя главного врача Удмуртской Республики «родильный дом №3 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее по тексту – БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР») Булатов А.Г. на постановление №39 руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР от 28 апреля 2012 года и решение судьи Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 24 сентября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Булатов А.Г.,

установил:

        согласно пункту 1 части 19 статьи 33 Федерального закона от 08 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в переходный БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР» является получателем бюджетных средств ТВ (средств, выделенных Фондом социального страхования Российской Федерации, выделенных на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года).

Постановлением №39 руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР от 28 апреля 2012 года заместитель главного врача БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР» Булатов А.Г. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.14 КоАП РФ, выразившегося в том, что в ноябре 2011 года и.о.главврача больницы допустил нецелевое использование средств государственного внебюджетного фонда, полученных в связи с оказанием медицинской помощи женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, и ему назначено наказание в виде административного штрафа <данные изъяты>

Не согласившись с указанным постановлением, Булатов А.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить.

Решением судьи Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 июня 2012 года постановление №39 руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР от 28 апреля 2012 года отменено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Не согласившись с данным решением, руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда постановлено с нарушением норм процессуального и материального права.

Решением судьи Верховного суда Удмуртской     Республики решение судьи Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Булатова А.Г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд.

Решением судьи Индустриального районного суда г.Ижевска от 24 сентября 2012 года постановление №39 руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР от 28 апреля 2012 года о привлечении Булатова А.Г. к административной ответственности по ч.2 ст.15.14 КоАП РФ оставлено без изменения. Из постановления исключены суждения о необоснованном начислении оплаты в части младших медицинских сестер.

На указанное решение судьи Булатов А.Г. подал жалобу в Верховный Суд Удмуртской Республики, в котором просил постановление административного органа отменить и производство по делу прекратить.

В судебное заседание Булатов А.Г., извещенный о месте и времени судебного разбирательства, не явился, жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Представитель административного органа П.О.Г, в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав объяснения участников процесса, прихожу к следующим выводам.

Приказом Управления здравоохранения Администрации г.Ижевска от 04 октября 2011 года № 250лс на период отпуска главного врача БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР» Лапина обязанности главного врача возложены на заместителя главного врача по оргмедработе Булатов А.Г..

Из материалов дела следует, что в декабре 2011 года БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР» на основании приказа и.о.главного врача Булатова А.Г. от 16.12.2011 года №177 «О заработной плате», платежного поручения №12062 от 23.12.2011, Списка личных счетов сотрудников на перечисление заработной платы за декабрь 2011 года, расчетно-платежной ведомости №7190 за первую половину декабря 2011 года к расходному кассовому ордеру №3899 от 26.12.2011 года, за счет средств Отделения ФСС по Удмуртской Республике, выделенных на оплату услуг по медицинской помощи оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, санитаркам и младшим медицинским сестрам отделений выплачены денежные средства в размере 32789,71 рублей.

Из протокола об административном правонарушении следует, что оплата труда санитарок и младших медицинских сестер отделений БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР», которые не имеют медицинского и фармацевтического образования в РФ и непосредственно не участвуют в оказании стационарной медицинской помощи женщинам в период родов и послеродовой период, произведена в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, что является нецелевым использованием средств государственного внебюджетного фонда.

Нормой ч.2 ст.15.14 КоАП РФ установлена ответственность должностного лица за использование средств государственных внебюджетных фондов получателя средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 года № 1233 «О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни» утверждены Правила финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни (далее – Правила №1233). Пунктом 8 подпунктом «б» Правил № 1233 установлено, что Средства на оплату услуг, перечисленные территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются медицинскими организациями, в которых:

оказана стационарная помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, - на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала (в размере 40 - 55 процентов указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации), оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, изделиями медицинского назначения, мягким инвентарем, приобретение медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин;

Приказом Минсоцздравразвития РФ от 01.02.2011 № 72н утвержден Порядок расходования средств, перечисленных медицинскими организациями на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни (далее – Порядок №72н)

Согласно пункту 6 Порядка №72н средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются в соответствии с положением об оплате труда между врачами-специалистами и средним медицинским персоналом, непосредственно оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, между врачами-специалистами, средним и младшим медицинским персоналом, непосредственно оказывающими стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого в соответствии с критериями качества медицинской помощи, предусмотренными приложением N 2;

Таким образом, можно сделать вывод, что денежные средства должны распределяться между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим стационарную помощь, с учетом оценки по критериям, указанным в приложении.

В соответствии с основными положениями стандартизации в здравоохранении, утвержденными приказом Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС от 19 января 1998 г. № 12/2:

медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Медицинскую услугу определяют как:

Простую - неделимая услуга, выполняемая по формуле <пациент> + <специалист> = <один элемент профилактики, диагностики или лечения>;

Сложную - набор простых медицинских услуг, который требует для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического оснащения, специальных помещений и т.д., отвечающий формуле <пациент> + <комплекс простых услуг> = <этап профилактики, диагностики или лечения>;

Комплексную - набор сложных и (или) простых медицинских услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием проведения определенного этапа лечения (стационарный, реабилитационный и т.д.) по формуле <пациент> + <простые + комплексные услуги> = < проведение профилактики, установление диагноза или окончание проведения определенного этапа лечения>.

По функциональному назначению медицинские услуги определяются как:

Лечебно-диагностические - направленные на установление диагноза или лечение заболевания, включая оказание помощи при физиологических родах и в неонатологии при отсутствии патологии со стороны новорожденного;

Профилактические - диспансеризация, вакцинация, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санпросветработа;

Восстановительно-реабилитационные - связанные с социальной и медицинской реабилитацией больных;

Транспортные - перевозка больных с использованием службы "скорой помощи" и "санавиации", оказание неотложной медицинской помощи в процессе транспортирования;

По условиям оказания медицинские услуги подразделяются на:

- помощь в амбулаторно-поликлинических условиях;

- помощь в процессе транспортирования ("скорая помощь", "санавиация");

- помощь в условиях стационара.

Таким образом, можно сделать вывод, что оказание помощи в стационарных условиях отнесено к условиям оказания медицинских услуг, которая в свою очередь определена, как мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику, диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость. Исходя из понятий простой, сложной и комплексной услуги, можно сделать вывод, что оказанием ее занимается непосредственно специалист, осуществляющий проведение профилактики, установлении диагноза или окончания проведения определенного этапа лечения.

В соответствии с пунктом 9 Порядка организации первичной медико-санитарной помощи (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.07.2005 года № 487) Стационарная помощь, предоставляемая населению муниципальных образований в больничных и стационарно-поликлинических учреждениях, включает:

- оказание неотложной медицинской помощи больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;

- диагностику, лечение острых, хронических заболеваний, отравлений, травм, состояний при патологии беременности, в родах, в послеродовом периоде, при абортах и прочих состояний, требующих круглосуточного медицинского наблюдения или изоляции по эпидемическим показаниям;

- восстановительное лечение и реабилитацию.

Таким образом, вышеуказанный комплекс мероприятий, определенный как стационарная помощь, не содержит прямых указаний на действия, которые выполняют в соответствии со своим функциональными обязанностями санитарки отделений БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР».

Действительно из анализа положений Правил №1233 и Порядка №72н следует, что в число медперсонала, непосредственно оказывающего стационарную медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и в послеродовый период, имеющего право на дополнительные выплаты из средств, полученных в рамках родовых сертификатов, включены не только врачи-специалисты, но и младший медицинский персонал, к которому согласно Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (далее Квалификационный справочник») отнесены должности младшей медицинской сестры и санитарки.

В соответствии с Квалификационным справочником и согласно представленной должностной инструкции санитарки, утвержденной главным врачом БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР» Л.А.Н., основными обязанностями санитарок являются соблюдение санитарно-эпидемиологического режима: содержание в чистоте палат и других помещений, инструментария, предметов индивидуального ухода больного, уход за родильницами с постельным режимом и т.п.

        Указанное, свидетельствует, что такая категория медицинского персонала, как санитарки, не принимает участия в непосредственном оказании стационарной помощи женщинам и детям, указанным в Приказе №72н.

        Полагаю, что те услуги, которые оказываются данным медицинским персоналом, хотя и производятся в медицинских учреждениях, но не являются медицинскими услугами и медицинской помощью в прямом смысле. Эти услуги, хотя и направлены (во многих случаях) на пациента, носят обеспечивающий характер по отношению к медицинским услугам и определяются исходя из требований оказания медицинских услуг. Их можно отнести к инфраструктурным (дополнительно к медицинским) услугам. Инфраструктурные услуги могут рассматриваться как обеспечение основного рабочего процесса – оказания медицинских услуг медицинским персоналом, направленных на облегчение состояния пациентов, и в целом определяют условия оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях.

        Таким образом, санитарки БУЗ УР «Роддом № 3 МЗ УР» непосредственно не оказывают стационарную медицинскую помощь, что исключает возможность распределения им средств на оплату услуг за счет соответствующих средств Фонда обязательного медицинского страхования. Соответственно, оплата санитаркам БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР» за счет средств ФОМС произведена с нарушением целевого назначения денежных средств.

        Аналогичная правовая позиция, части санитарок, высказана Верховным Судом Российской Федерации в пункте 10 раздела «Производство по делам об административных правонарушениях» Обзора законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта2010 года.

       На основании изложенного, полагаю, что выводы руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора УР и судьи районного суда о незаконном начислении санитаркам БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР» оплату услуг по медицинской помощи из средств ФСС, как лицам непосредственно не оказывающим стационарную медицинскую помощь женщинам в период родов и послеродовой период, являются верными.

       Исходя из положений пункта 9 Порядка организации первичной медико-санитарной помощи (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.07.2005 года № 487) фактически стационарная помощь включает в себя комплекс мероприятий по манипуляции с больными.

        В соответствии с Квалификационным справочником и должностными обязанностями, к обязанностям младшей медицинской сестры отнесено проведение несложных медицинских манипуляций (постановка банок, горчичников, компрессов, пузырей со льдом, постановку всех видов клизм).

      Из изложенного следует, что младшие медицинские сестры оказывают стационарную медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. В связи с чем, не исключается возможность получения названных выплат данной категорией работников БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР». Поэтому выводы административного органа о необоснованном начислении младшим медицинским сестрам БУЗ УР «Роддом №3 МЗ УР» оплату услуг по медицинской помощи из средств ФСС, как лицам непосредственно не оказывающим стационарную медицинскую помощь женщинам в период родов и послеродовой период, являются ошибочными, поэтому подлежат исключению из постановления № 39 от 28 апреля 2012 года руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление №39 руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР от 28 апреля 2012 года и решение судьи Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 24 сентября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.14 КоАП РФ, в отношении Булатова А.Г. оставить без изменения, жалобу Булатова А.Г. - без удовлетворения.

Судья                                  Сентякова Н.Н.

Копия верна: Судья

7-344/2012

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Булатов Альберт Гильевич
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Сентякова Наталья Николаевна
Статьи

КоАП: ст. 15.14 ч.2

Дело на странице суда
vs--udm.sudrf.ru
25.10.2012Материалы переданы в производство судье
29.10.2012Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее