Дело № 2-142/2020 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Очерский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Козловой В.А.
при секретаре Шардаковой В.А.
с участием прокурора Бартова И.Н.
представителя администрации Очерского городского округа Пермского края Бурдина А.П.,
рассмотрев 27 мая 2020 года в открытом судебном заседании в г.Очер Пермского края гражданское дело № 2-142/2020 по исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края к администрации Очерского городского округа Пермского края о возложении обязанности совершить определенные действия по устранению нарушений в месте нахождения детского сада «Солнышко», «Мери Попинс» г.Очер,
установил:
прокурор Очерского района Пермского края обратился в суд с иском к администрации Очерского городского округа Пермского края о возложении обязанности по установлению в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу, перед участками дорог, проходящими вдоль территории детских дошкольных учреждений: детского сада «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, частного детского сада «Мери Попинс» по адресу: <адрес>, дорожных знаков 1.23 «Дети» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;
о возложении обязанности в срок до 1 октября 2020 года организовать обустройство тротуаров (пешеходных дорожек): по ул.Гоголя от пересечения с ул.Калинина до пересечения с ул.Революционная г. Очер с обеих сторон от входа в здание частного детского сада «Мери Попинс» по адресу: г.Очер, ул.Революционная, 25; по ул.Революционная от пересечения с ул.Гоголя до входа в здание детского сада «Солнышко» по адресу: г.Очер, ул.Революционная, 18а; на участке от ул.Революционная до ул.Малышева г.Очер по стороне, прилегающей к зданию и территории детского сада «Солнышко» по адресу: г.Очер, ул.Революционная, 18а, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильного общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*»;
о возложении обязанности с даты вступления в силу решения суда полностью ограничить движение транспортных средств на участке от ул.Революционная до ул.Малышева г.Очер в месте нахождения детского сада «Солнышко» по адресу: г.Очер, ул.Революционная, 18а, до устранения нарушений СП 252.1325800.2016 в части соблюдения расстояния от здания детского сада до линии градостроительного регулирования улично-дорожной сети проездов в жилых зонах, СП 42.13330.2011 в части организации обустройства тротуара (пешеходной дорожки) с обеих сторон от входа в здание детского сада, ГОСТ Р 52289-2004. в части установки вдоль территории детского сада дорожных знаков 1.23 «Дети», а также включения данного участка в состав автомобильных дорог Очерского городского поселения с разработкой проекта организации дорожного движения.
Требования мотивированы тем, что при проверке исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения вблизи образовательных учреждений установлены нарушения санитарных, технических норм, ответчиком не исполняются обязанности по соблюдению требований безопасных условий в сфере обеспечения безопасности образовательных учреждений. Отсутствие тротуаров и требуемых дорожных знаков на рассматриваемых участках улиц Революционная, Гоголя, Малышева г.Очер создает реальную угрозу безопасности участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних, и лишает их возможности безопасного передвижения на указанных участках дорог и улиц.
В судебном заседании прокурор Бартов И.Н. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Очерского городского округа Пермского края Бурдин А.П. в судебном заседании признал иск в части требований обустройства участков дороги дорожными знаками 1.23 «Дети» рядом с образовательными учреждениями, заявленными в иске; обустройства тротуаров; об ограничении движения транспортных средств. Указал, что в заявленный срок требования в сфере обеспечения безопасности образовательного учреждения будут устранены.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что по результатам проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения вблизи образовательных учреждений проведенной прокуратурой Очерского района установлено, что в нарушение норм, возле детского сада «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, являющегося структурным подразделением МБОУ «Очерская СОШ «2», не выдерживаются расстояния от детских дошкольных учреждений до линий градостроительного регулирования («красных линий») улично-дорожной сети проездов в жилых зонах. Установлено, что расстояние от стены здания до проезжей части составляет 3 м. 40 см., а расстояние от крыльца до входа в здание до проезжей части составляет 1 м. 90 см.
Вместе с тем, п. 5.5* СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» утвержденных приказом Минрегион России от 28 декабря 2010 года № 820, расстояния от детских дошкольных учреждений и общеобразовательной школы (стены здания) до «красной линии» в городах составляет 25 метров.
Аналогичная норма содержится в п. 6.1.6 СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 573/пр, согласно которому расстояние от зданий отдельно стоящих дошкольных образовательных организаций до линии градостроительного регулирования улично-дорожной сети проездов в жилых зонах не менее 25 метров – в городах, в сельской местности не менее 10 метров.
Также установлено, что участок от ул. Революционная до ул. Малышева г. Очер, на который выходит крыльцо детского сада «Солнышко», отсутствует в перечне автомобильных дорог, находящихся в собственности Очерского городского округа, также данный участок не входит в Проект организации дорожного движения улично-дорожной сети ул. Революционная в г. Очер, соответственно данный участок движения транспортных средств не является автомобильной дорогой.
Кроме того, возле детского сада «Солнышко» отсутствуют пешеходные дорожки (тротуары) оборудованные в соответствии с требованиями технических регламентов и государственных стандартов с обеих сторон от входа в здание детского сада, то есть по направлению движения от ул. Малышева и по направлению движения по ул. Революционная г. Очер со стороны ул. Гоголя, г. Очер, имеется лишь пешеходная дорожка со стороны ул. Ленина, г. Очер. При этом, имеется техническая возможность обустройства тротуара по ул. Революционная г. Очер, в соответствии с нормативными требованиями - шириной 1,5 м. Со стороны ул. Малышева г. Очер обустройство пешеходной дорожки без переноса проезжей части проезда от ул. Революционная до ул. Малышева г. Очер технически невозможно.
Также, в непосредственной близости от детского сада «Солнышко» в задании по адресу: г. Очер, ул. Революционная, д. 25 размещена группа пребывания детей частного детского сада «<данные изъяты>» ИП Рыльковой Е.М., указанный детский сад является образовательным учреждением, при этом, тротуары при подходах к зданию ул. Революционная и ул. <адрес> г. Очер отсутствуют.
В расположении с указанными дошкольными учреждениями отсутствуют основные и повторные знаки 1.23 «Дети», установленные на расстоянии соответственно 90-100 м., повторный – на расстоянии не более 50 м. от начала опасного участка, имеющиеся знаки не соответствуют указанным требованиям, поскольку установлены не на щитах со светоотражающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета (л.д. 9-10).
Нахождение дошкольных учреждений на данном участке автодороги подтверждено распечаткой карты указанных улиц <адрес>, фотоматериалами, актами проверок (л.д. 11-18).
Из представленного реестра «Дороги, находящейся в муниципальной собственности Очерского городского поселения» (раздел 1 подраздел 4) следует, что участок автодороги от ул. Революционная до ул. Малышева г. Очер, отсутствует в указанном перечне автомобильных дорог (л.д. 19-24).
Согласно технического паспорта улично-проезжей сети ул. Ленина, ул. К.Маркса, ул. Революционная г. Очер, разработанного на основании муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Очерского городского поселения и <данные изъяты>», первый участок ул. Революционная составляет протяженность от дома № 1 до ул. Ленина (км. 0+00 - км. 0+249); второй участок от детского сада «Солнышко» до дома № 109 (км. 0+00 – км. 1+783).
Сведения об участке автомобильной дороги от ул. Революционная до ул. Малышева г. Очер указанный технический паспорт не содержит, не входит в Проект организации дорожного движения улично-дорожной сети ул. Революционная в г. Очер.
Вместе с тем, по указанному участку автодороги осуществляется постоянное движение транспортных средств.
Осуществление движения транспортных средств от ул. Революционная до ул. Малышева г. Очер нарушает требования закона по безопасным условиям обучения воспитанников детского сада «Солнышко», создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, а также жизни и здоровью посетителей данного дошкольного учреждения.
09 августа 2019 года прокурором Очерского района вынесено представление и.о. главы Очерского муниципального района об устранении выявленных нарушений (л.д. 51-53).
Из ответа на представление и.о. главы Очерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что принято решение об установке шести дородных знаков на ограничение движения грузовых транспортных средств на участке дороги от <адрес> до <адрес>, из которых два знака – 3.1.1, один знак 3.18.2, два знака 3.4, один знак 8.3.1; об информировании в средствах массовой информации; о вынесении постановления об ограничении движения на указанном участке дороги; о проведении конкурсной процедуры по определению поставщика дорожных знаков (л.д. 54).
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих об исполнении представления прокурора в указанный срок, в том числе отсутствие необходимых денежных средств.
При этом, указанные обстоятельства создают условия для нарушения основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а именно, принципов приоритета жизни и здоровья граждан, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения вблизи образовательных учреждений, что не допустимо.
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Как установлено ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствие со ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В части 1 статьи 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» указано, что деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
В перечне документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 года № 2438-р содержатся следующие стандарты и правила: «ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»; «ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; «ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования». Разделы 3, пункты 3.2-3.15, 4, 5.2.1, 5.2.3, 5.2.5, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.4, 5.4.6, 5.5.1-5.5.3, 5.6.1, 5.6.2, 6.1, 6.2, Приложения А-Д, Ж; СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*».
Приказом Минстроя России от 15.08.2018 N 520/пр утверждены Изменения № 1 к СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". В п.11.4. СП 42.13330.2011 установлено, что улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы.
Пунктом 11.5. СП 42.13330.2011 расчетные параметры улиц и дорог в городах указаны в таблице 8, согласно которой, ширина пешеходной части тротуара улиц и дорог местного значения в жилой застройке составляет 1,5 м., ширина пешеходной части тротуара проездов – 1 м. (основные), 0,75 м. (второстепенные).
В силу п.4.5.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования элементы обустройства. Общие требования», утвержденные и введенные в действие Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст, в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений (СП 42.13330.2011). Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны.
Пунктом 5.1.17. ГОСТ Р 52289-2004 установлено, что на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Допускается применять и другие знаки на таких щитах в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках.
В силу п.5.2.25. ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территории детских учреждений или часто пересекаемых детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.
Согласно п. 5.1.17. ГОСТ Р 52289-2004 знак 1.23 «Дети» применяют на щитах со светоотражающей пленкой желто-зеленого цвета.
В силу пп. 8 п. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в образовательной организации.
Вместе с тем, в соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 27 декабря 2019 года), к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Доводы представителя ответчика о невозможности включения данного участка автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> в месте нахождения детского сада «Солнышко» по адресу: <адрес> городского поселения с разработкой проекта организации дорожного движения, суд считает несостоятельными, поскольку осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Представителем ответчика не представлено доказательств о принятии мер по устранению вышеуказанных нарушений осуществления дорожной деятельности вблизи образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, обеспечение безопасности образовательных учреждений и осуществление дорожной деятельности, в том числе установки дорожных знаков, пешеходных переходов, обустройство тротуаров по сторонам проезда, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в силу их доказанности, установленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью воспитанников образовательных учреждений, безопасности дорожного движения вблизи образовательных учреждений, несут риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинение вреда жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Очерского района Пермского края удовлетворить.
Возложить на администрацию Очерского городского округа следующие обязанности:
в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу установить перед участками дорог, проходящими вдоль территории детских учреждений: детского сада «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, частного детского сада «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, дорожные знаки 1.23 «Дети» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;
обязать администрацию Очерского городского округа Пермского края в срок до 01 октября 2020 года организовать обустройство тротуаров (пешеходных дорожек): по ул.Гоголя от пересечения с ул.Калинина до пересечения с ул.Революционная с обеих сторон от входа в здание частного детского сада «Мери Попинс» по адресу: г.Очер, ул.Революционная, 25; по ул.Революционная от пересечения с ул.Гоголя до входа в здание детского сада «Солнышко» по адресу: г.Очер, ул.Революционная, 18а; на участке от ул.Революционная до ул.Малышева г.Очер по стороне, прилегающей к зданию и территории детского сада «Солнышко» по адресу: г.Очер, ул.Революционная, 18а, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*»;
обязать администрацию Очерского городского округа Пермского края с даты вступления решения суда в законную силу полностью ограничить движение транспортных средств на участке от ул.Революционная до ул.Малышева г.Очер в месте нахождения детского сада «Солнышко» по адресу: г.Очер, ул.Революционная, 18а, до устранения нарушений СП 252.1325800.2016 в части соблюдения расстояния от здания детского сада до линии градостроительного регулирования улично-дорожной сети проездов в жилых зонах, СП 42.13330.2011 в части организации обустройства тротуара (пешеходной дорожки) с обеих сторон от входа в здание детского сада, ГОСТ Р 52289-2004. в части установки вдоль территории детского сада дорожных знаков 1.23 «Дети»;
включить участок от ул.Революционная до ул.Малышева г.Очер в месте нахождения детского сада «Солнышко» по адресу: г.Очер, ул.Революционная, 18а в состав автомобильных дорог Очерского городского поселения с разработкой проекта организации дорожного движения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме, начиная с 29 мая 2020 года.
Судья: подпись
Копия верна: судья В.А. Козлова