Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1692/2021 ~ М-837/2021 от 12.03.2021

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

29 апреля 2021 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хоменко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1692/21 по иску Кузнецова С. А. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Кузнецова С. А. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 9.12.2020 г. №РД-1509.

Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2021 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хоменко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1692/21 по иску Кузнецова С. А. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,

установил:

Кузнецов С.А. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-1509 от 9.12.2020 г. ему отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 518 м2 по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). В качестве основания для отказа указано, что согласно данным картографической основы Единого государственного реестра недвижимости на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположен объект, данные о правообладателе которого в ЕГРН отсутствуют. На земельном участке отсутствуют какие-либо объекты. Единственное строение, согласно публичной кадастровой карте, которое частично находится на испрашиваемом земельном участке – строящийся жилой дом. Строительство жилого дома им согласовано с Главой г.о. Самара. Просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-1509 от 9.12.2020 г.

В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте разбирательства дела извещён, просил о рассмотрении дела без своего участия.

Департамент градостроительства г.о. Самара в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте разбирательства дела извещён, отзыва на иск не представил.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истцу с 17.06.2020 г. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства площадью 481 ± 7 м2 по адресу: <адрес> участок образован путём раздела земельного участка с кадастровым номером .

Истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов. Согласно проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 13) испрашиваемый земельный участок имеет площадь 518 м2 и примыкает к принадлежащему истцу земельному участку с кадастровым номером со стороны <адрес>.

Распоряжением от 9.12.2020 г. №РД-1509 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцу в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка (л.д. 11-12).

Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорен им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

Поскольку ответчик не представил суду доказательств направления истцу копии данного постановления, суд, исходя из презумпции добросовестности участников правоотношений, не может сделать вывод о пропуске заявителем установленного п.1 ст.219 КАС РФ срока на обращение в суд.

В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учёта в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с п.4, 9 ст.11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

Согласно п.12 ст.11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 г. №762 утверждены форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе и требования к подготовке схемы расположения земельного участка.

Согласно п.13 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.

В соответствии с п.1 ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.

Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, предварительного утверждения схемы расположения земельного участка не требуется. Заявитель обязан осуществить подготовку такой схемы и приложить её к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При одобрении заявления уполномоченный орган одновременно принимает решение о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы его расположения.

Схема расположения испрашиваемого истцом земельного участка, как усматривается из его заявления, была ранее подготовлена, но не утверждена.

Соответственно, подача истцом ответчику заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляла собой реализацию второго этапа вышеописанной процедуры.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства наделен полномочиями по приёму заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара (во всех случаях), а также по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации г.о. Самара о предоставлении земельных участков и заключении договоров купли-продажи земельных участков, а также по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в её утверждении, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ (пп.4 п.1 указанного постановления).

Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принять решение по существу заявления.

Специальной процедуры принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка закон не устанавливает.

Оспариваемое решение мотивировано ссылкой на пп.2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп.1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 ст.39.16 ЗК РФ. При этом ответчик ссылается на пп.4 ст.39.16 ЗК РФ, в силу которого решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершённого строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещённые в соответствии со ст.39.36 ЗК РФ, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершённого строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нём здания, сооружения, объекта незавершённого строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные ч.11 ст.55.32 ГрК РФ.

Таким образом, выбранное ответчиком основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка направлено на защиту предусмотренного ст.39.20 ЗК РФ исключительного права собственников зданий и сооружений (включая объекты незавершённого строительства) на приобретение прав на земельный участки, занятые этими строениями и необходимые для их использования. Соответственно, данное основание не применимо, по отношению к собственнику строений, также в ситуации, когда объект может быть размещён на земельном участке на основании сервитута или без предоставления земельного участка и без установления сервитута, или если строения признаны самовольными постройками и принято решение об их сносе, которое не исполнено (по смыслу закона речь идёт о приравнивании земельного участка в этом случае к незастроенному).

В соответствии с пп.4 п.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий, бездействия органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц действует доказательственная презумпция несоответствия закону оспариваемых решений, действий, бездействия, бремя доказывания обратного возложено на ответчиков.

В подтверждение наличия на испрашиваемом земельном участке объекта капитального строительства ответчик предоставил скриншот публичной кадастровой карты (pkk5.rosreestr.ru).

Однако в пп.4 ст.39.16 ЗК РФ идёт речь о наличии на испрашиваемом земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства, принадлежащих гражданам или юридическим лицам. Соответственно, для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по данному основанию недостаточно одного факта нахождения на нём строения, необходимо также, чтобы соответствующий объект находился в частной собственности иного, помимо заявителя, лица.

Ответчик не представил суду доказательств наличия на испрашиваемом земельном участке объекта, принадлежащего на праве собственности какому-либо гражданину или юридическому лицу.

Более того, в оспариваемом решении прямо указано, что в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах на объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке.

Следовательно, вывод ответчика о наличии на испрашиваемом земельном участке здания, сооружения, объекта незавершённого строительства, принадлежащего гражданину или юридическому лицу, не соответствует обстоятельствам дела, а отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основанию, предусмотренному пп.4 ст.39.16 ЗК РФ, не соответствует закону.

Кроме того, истец признаёт, что на испрашиваемой территории расположена часть возведённого им жилого дома, строительство которого не завершено.

Из публичной кадастровой карты, скриншоты которой представлены в материалы дела обеими сторонами (л.д. 27, 57), с очевидностью усматривается наличие дома, расположенного частично на принадлежащем истцу земельном участке с кадастровым номером а частично – на испрашиваемой им территории, при этом иных строений на испрашиваемой территории не имеется.

Строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером (из которого путём раздела был образован земельный участок с кадастровым номером ) было согласовано истцу Главой г.о. Самара в порядке, установленном ст.51.1 ГрК РФ (л.д. 28-29).

Доказательств того, что указанный выше дом возведён иным лицом, ответчик не представил, предположение о том, что стороннее лицо могло осуществить строительство дома частично на принадлежащем истцу земельном участке, суд расценивает как невозможное.

Безусловно, выход истца при строительстве дома за пределы принадлежащего ему земельного участка, самовольное занятие прилегающей территории является противоправным. Однако данное обстоятельство не тождественно наличию на испрашиваемом истцом земельном участке здания, сооружения, объекта незавершённого строительства, принадлежащего гражданину или юридическому лицу, следовательно, не может служить основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по тому основанию, которое указал ответчик (пп.4 ст.39.16 ЗК РФ).

Поскольку при недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения органа государственной власти, суд признаёт такое решение незаконным, не проверяя наличие иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (п.61 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ»), суд в рамках настоящего дела не рассматривает вопрос о наличии законных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка.

Следует отметить, что разрешение ситуации, связанной с самовольным занятием истцом земельного участка, возможно либо путём его предоставления истцу для размещения строящегося дома, либо путём предъявления требования об освобождении им самовольно занятого земельного участка. До настоящего времени такое требование истцу не предъявлялось.

В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является в данном случае разумным.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Кузнецова С. А. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 9.12.2020 г. №РД-1509.

Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 17.05.2021 г.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-1692/2021 ~ М-837/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузнецов С.А.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
12.03.2021Регистрация административного искового заявления
15.03.2021Передача материалов судье
17.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2021Подготовка дела (собеседование)
16.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2021Судебное заседание
17.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее