дело №2-222(1)/2021
УИД 64RS0034-01-2021-000200-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2021 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Корсаковой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Константиновой Е.В.,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потаповой Т.А. к Тагирбекову Р.Ш. о признании недействительными результаты межевания земельного участка, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости, признании отсутствующим право аренды и права собственности,
установил:
Потапова Т.Н. обратилась с указанным иском в суд и просила суд признать недействительным результаты межевания на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, снять земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с государственного кадастрового учета; признать отсутствующим право аренды Тагирбекова Р.Ш. на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; признать отсутствующим право собственности Тагирбекова Р.Ш. на нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 12 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (том 1 л.д.4-7).
В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Данный участок Потапова Т.А. получила в порядке наследования по закону, как наследница умершего 21 марта 2008 года ФИО. Наследодателю ФИО земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен на основании постановления администрации Саратовского района Саратовской области от 03.11.1994 г. №486, при проведении землеустроительных работ в целях уточнения границ принадлежащего истцу земельного участка было выявлено полное наложение кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером №, правообладателем которого является Тагирбегов Р.Ш., и фактических границ земельного участка истца. Местоположение границ участка ответчика было установлено без учета расположения земельного участка истца. Постановка земельного участка ответчика на кадастровый учет в границах, указанных в межевом плане, лишает истца права уточнить границы принадлежащего ему на праве собственности участка.
Истец Потапова Т.Н. и ее представитель в судебном заседании участия не принимали, обратились к суду с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Тагирбегов Р.Ш. в судебное заседание не явился, извещен надлежащем образом.
Третье лицо - администрация Саратовского муниципального района Саратовской области обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в материалы дела представлен письменные отзыв на иск.
Третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, филиал ГБУ «Федеральная кадастра палата Росреестра» по Саратовской области, кадастровый инженер ФИО1 в суд своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, самозащиты права (ст. 12 ГК РФ).
В силу положений с ч. 1 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранение всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно разъяснениям п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу ст.ст. 304, 305 Гражданского кодекса РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом и договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Процедура постановки земельных участков на кадастровый учет до 01.01.2017 регламентировалась Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшим на момент проведения межевания земельного участка с кадастровым номером №) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы. При установлении или изменении единиц кадастрового деления территории Российской Федерации соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правовых актов органа кадастрового учета.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В силу ч. 1 ст. 35 Закона кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.
Результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования (ст. 37 Закона).
В соответствии со ст. 38 Закона (в редакции, действовавшей на момент проведения межевания земельного участка ответчика) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (части 1-3 в редакции, действовавшей на момент проведения межевания земельного участка ответчика) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование), аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В статье 40 закона (части 1-3 в редакции, действовавшей на момент проведения межевания земельного участка ответчика) закреплено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
В соответствии с п.п. 3, 11, 14.1, 14.5-14.7 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003) межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.
Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.
Процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.
Согласованные границы объекта землеустройства закрепляются межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства.
Допускается закрепление границы межевыми знаками в виде естественных или искусственных предметов, обеспечивающих закрепление поворотной точки границы на период проведения работ (временный межевой знак), или в виде искусственного предмета, закрепленного в земле или твердом покрытии и обеспечивающего постоянство местоположения на местности поворотной точки границы объекта землеустройства после проведения землеустройства (долговременный межевой знак).
Необходимость установления долговременных межевых знаков определяет заказчик межевания. Он же утверждает тип межевого знака из числа образцов, рекомендуемых исполнителем работ.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493 (с изм. от 25.01.1999) "Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» утверждены формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан (форма N 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма N 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Саратовского района Саратовской области № 486 от 03.11.1994 года отведены земельные участки под индивидуальное жилищное строительство из земель <адрес> 0,20 га ФИО (том 1 л.д. 22).
Постановлением администрации Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области № 21 от 18.03.2008 года «О присвоении почтового адреса земельному участку № ФИО» в связи с инвентаризацией земельных участков, расположенных в Расковском муниципальном образовании, было постановлено: присвоить адрес местонахождения земельного <адрес> принадлежащий ФИО на основании свидетельства на право собственности на землю, № от 08.11.1994 год (т. 1 л.д. 25).
На основании постановления главы администрации Саратовского муниципального образования Саратовской области № 271 от 08.04.2009 года земельный участок <адрес>, кадастровый номер №, был отнесен к категории земель: земли населенных пунктов (т.1 л.д. 23).
Данный участок Потапова Т.А. получила в порядке наследования по закону, как наследница умершего 21 марта 2008 года ФИО.
При выполнении работ по уточнению границ земельного участка кадастровым инженером выявлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, является ранее учтенным, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В ходе натурного исследования местности и геодезической съёмки территории было определено фактическое местонахождение земельного участка с кадастровым номером №. На данной территории, где должен располагаться ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером №, был ошибочно поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Согласно сведениям ЕГРН данный земельный участок на праве аренды принадлежит Тагирбекова Р.Ш..
Таким образом, как установлено кадастровым инженером земельный участок с кадастровым номером № сформирован за счет территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности истцу Потаповой Т.Н..
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы №.03/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной АНЭПО «Эксперт-Саратов» (том 4 л.д. 155-225), определить на местности местоположение границ земельного участка площадью 2000 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по имеющимся в деле документам, возможно.
По обстоятельствам отсутствия вынесенных в натуру и закрепленных на местности фактических границ земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> произвести сравнительный анализ на предмет установления соответствия (отсутствие такового) место положение границ исследуемого земельного участка, указанных в кадастровых делах и в правоустанавливающих документах, в сведениях госфонда данных, полученных в результате землеустройства, фактическому местоположению границ данного земельного участка, не представляется возможным.
Определить на местности границы и местоположение земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по имеющимся в деле документам, возможно.
По обстоятельствам отсутствия вынесения в натуре и закрепленных на местности фактических границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, произвести сравнительный анализ на предмет установления соответствия (отсутствие такового) местоположения границ исследуемого земельного участка, указанных кадастровых делах и в правоустанавливающих документах, сведения госфонда данных, полученным в результате землеустройства, фактическому местоположению (приложению) границ данного земельного участка, не представляется возможным.
По итогам сопоставления местоположения документальных границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, определенных в рамках экспертного исследования с кадастровыми границами земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, определённых на основании актуальных сведений ЕГРН, установлено их взаимное 100% наложение.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, содержатся в Выпискеиз ЕГРН № КУВИ-002/2020-177217 от 17.02.2021 года - объект недвижимости: здание (хозблок площадью 12 кв.м.) с кадастровым номером № расположен в пределах земельного участкас кадастровым номером №,принадлежащим Тагирбекову Р.Ш., расположенного адресу: <адрес> В рамках натурного экспертного исследования местности от 22 марта 2021 года производством геодезической съемки территории местности наличие в пределах границ земельного участка с кадастровым номером №, определенных экспертным исследованием на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, каких-либо строений (сооружений) - не установлено.
Оснований не доверять данному заключению не имеется, поскольку заключение дано экспертами, обладающими специальными познаниями, имеющими высшее образование, стаж экспертной работы. При производстве экспертизы эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ. В ходе проведения экспертизы проводился осмотр земельных участков. При даче заключения экспертами использовалась специальная литература, правоустанавливающие документы. Заключение экспертов является полным и обоснованным, заинтересованности экспертов в исходе дела не установлено. В связи с чем, суд кладет данное заключение в основу решения по делу.
Иных допустимых доказательств, опровергающих выводы экспертов, сторонами суду не представлено.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, оценивая доказательства, представленные сторонами, по правилам ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований как в части признания недействительными результатов межевания земельного участка ответчика, так и, соответственно, в части исключения соответствующих сведений о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, на оплату услуг представителей; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
Как следует из п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (например, решение суда первой инстанции, определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения, судебный акт суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, которым завершено производство по делу на соответствующей стадии процесса).
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 21 января 2016 г. положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (ст. ст. 98, 102, 103 ГПК РФ, ст. 111 КАС РФ, ст. 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении: иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда); иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения); требования о взыскании неустойки, которая уменьшается судом в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства, получением кредитором необоснованной выгоды (ст. 333 ГК РФ); требования, подлежащего рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, за исключением требований о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 111 указанного кодекса).
Определением Саратовского районного суда Саратовской области от 01 марта 2021 года по делу была проведена судебная землеустроительная экспертиза, расходы по оплате проведения которой возложены на истца. Как следует из ходатайства представителя автономной некоммерческой экспертно-правовой организации «ЭКСПЕРТ-САРАТОВ» стоимость проведения экспертизы составила 78500 руб., которая на день сдачи экспертного заключения в суд не была оплачена.
Сведениями о том, что на момент принятия решения указанная экспертиза оплачена, суд не располагает. В связи с изложенным, учитывая удовлетворение судом исковых требований, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу автономной некоммерческой экспертно-правовой организации «Эксперт-Саратов» стоимость указанной экспертизы в сумме 78500 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Потаповой Т.А. к Тагирбекову Р.Ш. о признании недействительным результаты межевания земельного участка, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости, признании отсутствующим право аренды и права собственности, удовлетворить.
Признать недействительным результаты межевания на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения, содержащие описание местоположения границ (координаты характерных точек) земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с государственного кадастрового учета.
Признать отсутствующим право аренды Тагирбекова Р.Ш. на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., расположенный но адресу: <адрес>
Признать отсутствующим право собственности Тагирбекова Р.Ш. на нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 12 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
Взыскать с Тагирбекова Р.Ш. в пользу АНЭПО «Эксперт-Саратов» расходы по проведению экспертизы в размере 78500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения Саратовский районный суд Саратовской области (07 июня 2021 года).
Судья: