Судья Мартышенко С.Н. Дело №33-14521
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 октября 2011 года г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего: Порутчикова И.В.
судей Абрамова Д.М.,
Сачкова А.Н.
при секретаре Магакьян Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамова Д.М.
дело по кассационной жалобе Администрации г.Батайска на решение Азовского городского суда от 29.08.2011 года,
УСТАНОВИЛА:
Волочек А.С. обратился в суд с заявлением к Администрации г.Батайска, Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области о признании незаконным бездействия, заключающегося в уклонении от изъятия путем выкупа земельного участка площадью … кв.м, поставленного на кадастровый учет, принадлежащего заявителю на праве собственности, об обязании указанных субъектов заключить договор о выкупе земельного участка. В обоснование заявления указано, что заявителю принадлежит вышеназванный земельный участок на праве собственности (Азовский район), на земельном участке возведено для нужд муниципального образования «город Батайск» водорегулирующее сооружение для защиты от катастрофического подтопления, строительство осуществлено по заказу Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано 16.12.2008 года. Работы проведены без изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, по существу земельный участок отчужден без согласия собственника, что нарушает его земельные права, в связи с чем и заявлены указанные выше требования.
Представители Администрации г.Батайска и Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области просили заявление оставить без удовлетворения.
Решением Азовского городского суда от 29.08.2011 года требования Волочек А.С. удовлетворены частично: признано незаконным бездействие Администрации г.Батайска в вопросе выкупа земельного участка площадью … кв.м, принадлежащего Волочек А.С. Администрация г.Батайска обязана произвести выкуп земельного участка. В удовлетворении требований к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области отказано.
В кассационной жалобе Администрация г.Батайска просит отменить решение суда в части удовлетворения требований связи с незаконностью обжалуемого решения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Администрации г.Батайска – Ковалевской Ю.А., председателя КУИ г.Батайска – Крючковой Т.В., просивших решение отменить, представителя Волочек А.С. – Степанова И.В., возражавшего против отмены решения, представителя ГАУ РО «Ростовоблстройзаказчик» - Крупенкина С.И., просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда пришла к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что Волочек А.С. является сособственником земельного участка общей площадью … кв.м в Азовском районе. На территории земельного участка без согласия собственника и без принятия решения об изъятии части земельного участка осуществлено строительство водорегулирующего сооружение для защиты от катастрофического подтопления для нужд муниципального образования «город Батайск», строительство осуществлено по заказу Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано 16.12.2008 года.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено следующее:
1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны и безопасности;
объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
3. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Согласно статье 55 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Статьей 279 ГК РФ предусмотрено:
1. Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
2. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
3. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
4. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Разрешая спор, суд исходил из содержания вышеприведенных правовых норм и указал, что строительство сооружения осуществлено для нужд муниципального образования «город Батайск», объект введен в эксплуатацию, часть земельного участка под объектом не изъята на возмездной основе у собственника, что нарушает его права, предусмотренные ГК РФ и Земельным кодексом РФ, таким образом, процедура изъятия земельного участка, прямо предусмотренная федеральным законодательством, существенно нарушена, поэтому в качестве способа защиты гражданского права следует применить обязание органа местного самоуправления осуществить выкуп земельного участка.
Выводы суда не противоречат материалам дела и приведенным в в решении требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств, приведенной в решении, указание на нарушение судом норм материального права противоречит содержанию вышеприведенных норм и фактическим обстоятельствам.
Оснований к отмене решения, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, не установлено.
При таком положении кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения в пределах ее доводов и требований, а решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст.360-362 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Азовского городского суда от 29.08.2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г.Батайска – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: