Дело № 2-1369/2019 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Елизово Камчатского края | 23 сентября 2019 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Степаненко А.В., с участием
представителя истца Залиловой А.А, действовавшей на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет, зарегистрированной в реестре за №-№,
представителя ответчика государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонного) Сергеты Л.Ф., действовавшей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пахомовой ИО1 к государственному учреждению управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и возложении обязанности,
установил:
Пахомова О.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонному) (далее по тексту Учреждение), в котором просила:
- признать решение Учреждения об отказе в установлении трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
- обязать Учреждение включить в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды:
ухода за несовершеннолетними детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в регионе Крайнего Севера (Камчатский край);
нахождения в статусе индивидуального предпринимателя на территории Камчатского края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- назначить трудовую пенсию по старости с даты обращения – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-7).
В обоснование своих исковых требований истец ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Учреждение с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости, предоставив все необходимые для этого документы. Решением Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что ответчик вопреки требованиям пенсионного законодательства Российской Федерации не включил в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вышеуказанные периоды работы.
В судебное заседание истец Пахомова А.В. не явилась, направив в суд своего представителя Залилову А.А., которая уточнила исковые требования в части возложения на ответчика обязанности включить в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода нахождения истца в статусе индивидуального предпринимателя на территории Камчатского края, указывая на то, что на ответчика необходимо возложить обязанность включить указанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 122).
Представитель ответчика Сергета Л.Ф. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению в части возложения обязанности на Учреждение включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период нахождения Пахомовой ИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в статусе индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части иск не признала по основаниям, указанным в возражениях на него (л.д. 49-52).
Изучив иск, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) представленные доказательства, отвечающие признакам относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела по существу, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Пахомова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин Российской Федерации, проживающая в селе <адрес>, зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, родившая троих детей - ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, являвшегося ребенком-инвалидом, обратилась в Учреждение с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости (л.д. 8, 9, 10, 11, 12, 13, 20, 21, 40, 53-107).
Решением Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № Пахомовой О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ в связи с тем, что истец не достигла на дату обращения возраста 52 лет 08 месяцев, а также в связи с тем, что она проработала менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, поскольку по расчетам Учреждения стаж работы истца в районах Крайнего Севера составил 7 лет 06 месяцев 25 дней (л.д. 24-25, 54).
При расчете специального стажа работы Пахомовой О.В. в районах Крайнего Севера пенсионным органом в него не были включены периоды, в отношении которых между сторонами ведется спор:
ухода истцом за несовершеннолетними детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
осуществления истцом индивидуальной предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015 года.
До 01.01.2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ в редакции, действовавшей, на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены, в том числе статьей 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:
1) одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;
1.2) женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
2) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера
6) женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;
В силу части 2 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
В силу Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 января 1983 года № 12, Камчатский край отнесен к районам Крайнего Севера.
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 3 частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ) в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
При исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Согласно подпунктам «а» и «б» пункту 4 Правил № 1015 при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 01.01.1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт «а» пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2001 года и с 01.01.2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 01.01 по 31.12.2001 года - документами территориальных налоговых органов (подпункт «в» пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт «г» пункта 6 Правил № 1015).
В соответствии с пунктом 8 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил № 1015 (пункт 10 Правил № 1015).
Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 43 Правил № 1015).
Пунктом 47 Правил № 1015 предусмотрено, что исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня.
Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», - по день, предшествующий дню назначения страховой пенсии.
Согласно пункту 58 Правил № 1015 при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При отсутствии волеизъявления застрахованного лица орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, применяет указанные правила подсчета стажа, если без их применения право на страховую пенсию не возникает.
Аналогичные положения были предусмотрены Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Приказом Министра труда России от 17.11.2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» был установлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 года № 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Статьей 88 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2002 года, было определено, что с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в настоящем разделе Закона, устанавливается пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца.
С учетом специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (статья 12 Закона), работой на Крайнем Севере (статья 14 Закона), а также пенсия за выслугу лет (раздел V Закона).
В силу пункта «в» статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 в общий трудовой стаж включаются наравне с работой, указанной в статье 89 Закона, следующие периоды: уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности.
Таким образом, из смысла статей 88 и 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 следует, что и до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации») уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях не включался. Включался этот период, относящийся к иной общественно полезной деятельности, только в общий трудовой стаж.
Из трудовой книжки истца, свидетельств о рождении ее детей от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Пахомова О.В. не работала, как неработающая мать осуществляла уход за своими малолетними детьми (л.д. 11, 12, 14, 72, 93, 95).
Указанные периоды не были включены Учреждением в специальный стаж работы истца в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что соответствует приведенным в настоящем решении положениям пенсионного законодательства Российской Федерации, в связи с чем не согласиться в указанной части с оспариваемым решением у суда причин не имеется.
Доводы стороны истца о том, что в названные периоды она находилась в отпуске по уходу за детьми, являются необоснованными, поскольку согласно трудовой книжке истца ДД.ММ.ГГГГ она была уволена с работы по статье 31 КЗОТ РСФСР по уходу за ребенком дошкольного возраста и на работу была принята после этого только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14, 72).
В соответствии со сведениями межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 85-87) и от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 123-124), а также налоговой декорацией по налогу, уплачиваемому в связи с упрощенной системой налогообложения за 2018 год (л.д. 35-37) Пахомова О.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем. За 2018 год Пахомова О.В. в качестве индивидуального предпринимателя начислила страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей и уплатила их в размере 22 355 рублей.
При таких обстоятельствах дела Учреждение в нарушение требований пенсионного законодательства не включило в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения Пахомовой О.В. в статусе индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В указанной части оспариваемое решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № следует признать незаконным с возложением на Учреждение обязанности включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период нахождения Пахомовой О.В. в статусе индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Несмотря на частичное удовлетворение исковых требований и возложение на ответчика обязанности включить указанный период работы истца в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, у суда нет оснований не согласиться с пенсионным органом в том, что даже в этом случае, у Пахомовой О.В. на дату ее обращения в Учреждение с заявлением о назначении страховой пенсии по старости – ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Так у истца отсутствовало на ДД.ММ.ГГГГ право для досрочного назначения страховой пенсии по старости:
- по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, поскольку ребенок-инвалид ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер до достижения им возраста 8 лет - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 96, 97, 98, 99);
- по пункту 1.2 части 1статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, поскольку на день обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости истцу не исполнилось 57 лет и ребенок-инвалид ФИО4., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер до достижения им возраста 8 лет;
- по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, поскольку на день обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости у истца отсутствовал стаж работы не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера;
- по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, поскольку на день обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости у истца отсутствовал стаж работы не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, а также ей не исполнилось ни 55 лет, ни 52 лет 08 месяцев.
Поэтому у суда не имеется причин для удовлетворения требований истца о возложении на Учреждение обязанности назначить ей досрочную страховую трудовую пенсию по старости с даты обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 2 статьи 108 ГПК РФ в окончательной форме решение было изготовлено в понедельник 30 сентября 2019 года, так как окончание пятидневного срока, отпущенного на изготовление решения в мотивированной форме частью 2 статьи 199 ГПК РФ, приходилось на нерабочий день субботу 28 сентября 2019 года.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Пахомовой ИО1 к государственному учреждению управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным решение государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочно страховой пенсии по старости в части не включения в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения Пахомовой ИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в статусе индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное) включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период нахождения Пахомовой ИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в статусе индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Отказать в удовлетворении исковых требований Пахомовой ИО1 о возложении на государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное) обязанности:
включить в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Пахомовой ИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения периоды ухода за несовершеннолетними детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в регионе Крайнего Севера (Камчатский край);
назначить Пахомовой ИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения трудовую пенсию по старости с даты обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30 сентября 2019 года.
Председательствующий | Д.П. Федорцов |