Дело № 2-838/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2017 года пгт Советский
Советский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи -Ксендз И.С.
при секретаре - Гринкевич А.А.
с участием истца - Супонина Г.Н.
представителя ответчика - Отморского В.А., действующего на основании доверенности № от 09.01.2017г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Советский Республики Крым гражданское дело по иску Супонина Г.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о возобновлении начисления пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Супонин Г.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) в котором просит отменить распоряжения ответчика о приостановлении и прекращении выплаты пенсии, обязать ответчика возобновить выплату пенсии с 01 декабря 2015г. при предъявлении истцом имеющихся у него документов об установлении личности.
Исковые требования мотивированы тем, что истец получает трудовую пенсию с 2012 г. Ответчик приостановил истцу выплату пенсии с 01.06.2016г., поскольку он с декабря 2015 года не получает ее по религиозным убеждениям по причине проставления в платежных поручениях штрих-кодов, цифровых кодов и СНИЛС. Истец является гражданином Российской Федерации, имеет право на получение трудовой пенсии, в связи с чем ему необходимо возобновить выплату пенсии. Из документов, удостоверяющих личность он имеет удостоверение личности участника общественного учреждения «Общество удостоверяющих себя личностей» - «основной документ», паспорт гражданина Украины, военный билет, свидетельство об удостоверении тождественности личности. Указывает на то, что на основании этих документов он может получать пенсию, без предоставления паспорта гражданина РФ.
В уточненном исковом заявлении истец просил суд признать его право на получение пенсии, действия ответчика незаконными, признать его право отказаться от кода ПФР и штрих-кода УФПС, отменить распоряжение ответчика о прекращении выплаты пенсии и обязать произвести выплату пенсии с 01 декабря 2015г. при предъявлении имеющихся у него документов, подтверждающих личность, возраст, место жительство и гражданство.
В судебном заседании Супонин Г.Н. просил удовлетворить исковые требования с учетом их изменения. Суду пояснил, что получает пенсию с 2012 года. После вхождения Крыма в состав Российской Федерации был документирован паспортом гражданина Российской Федерации, однако по религиозным соображениям свой паспорт испортил, другой паспорт получать не будет. От получения назначенной пенсии не отказывался до тех пор, пока не увидел, что в платежных поручениях имеются цифровые коды, что противоречит его убеждениям. Он неоднократно обращался в органы ПФ в Советском районе с просьбой не указывать в платежных документах штрих-коды, цифровые коды и СНИЛС, однако ответчик его просьбы проигнорировал. По этой причине он был вынужден отказаться от получения пенсии. В результате чего, ответчик сначала приостановил, а потом прекратил выплату ему пенсии, что противоречит действующему законодательству и ограничивает его конституционные права. 04 апреля 2017 года он обратился в отдел ПФРФ в Советском районе с заявлением о возобновлении пенсии, однако его заявления не приняли по той причине, что он не предъявил паспорт гражданина РФ. Имеющиеся у него документы, а именно удостоверение личности участника общественного учреждения «Общество удостоверяющих себя личностей» - «основной документ», паспорт гражданина Украины, военный билет, свидетельство об удостоверении тождественности личности, не были приняты во внимание при их предъявлении. В связи с чем до настоящего времени он не получает пенсию.
Представитель ответчика - Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное), действующий на основании доверенности – Отморский В.А. иск не признал по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, просил в иске отказать. Полагает, что исковые требования необоснованны, ответчиком не были нарушены нормы действующего законодательства при приостановлении и прекращении выплаты пенсии. Действующее законодательство позволяет отказаться от штрих-кода и других цифровых изображений на платежном поручении. По просьбе истца, такие данные были скрыты и не передавались для формирования платежного поручения. Наличие цифр на платежном поручении объяснил тем, что они сформированы Центром по выплате пенсии и обработке информации ПФ РФ по Республике Крым. Возобновить выплату пенсии на основании заявления Супонина Г.Н. от 04.04.2017г. они не могут, поскольку он отказывается предъявить паспорт гражданина РФ, а также другой документ, удостоверяющий личность гражданина РФ. Представленные истцом удостоверение личности участника общественного учреждения «Общество удостоверяющих себя личностей» - «основной документ», паспорт гражданина Украины, военный билет, свидетельство об удостоверении тождественности личности не являются таковыми. Полагает, что со стороны истца имеет место злоупотребление правом, поскольку он не получая паспорт, нарушает закон.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, пенсионное дело пенсионера Супонина Г.Н., суд считает исковые требования Супонина Г.Н. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьёй 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу п. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В статье 28 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется свобода совести, свобода, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подлежащего применению к спорным отношениям и вступившего в законную силу с 01.01.2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с частью 6 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
В судебном заседании было установлено, что истцу с 13 декабря 2012 года была назначена пенсия и осуществлялась ее выплата.
В соответствии с информацией ОМВД России по Советскому району исх.№ от 23.10.2017 года Супонин Г.Н. является гражданином Российской Федерации, документирован паспортом гражданина Российской Федерации. (л.д.61)
Из материалов пенсионного дела № пенсионера Супонина Геннадия Николаевича следует, что он является получателем пенсии с 2012 года. На основании решения от 10.11.2016г. истцу выплата пенсии была прекращена на основании ч.1 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» по причине неполучения пенсии в течение 6 месяцев.
На основании распоряжения о приостановлении пенсии истцу с 01.06.2016 года была приостановлена выплата пенсии на основании ч.1 ст. 24 Федерального закона «О страховых пенсиях» (л.д.106)
Супонин Г.Н. 04.04.2017г. обратился в отдел ПФ РФ в Советском районе с заявлением о возобновлении выплаты пенсии с декабря 2015г., его заявление также содержало просьбу на платежном поручении не оформлять штрих-код, цифровую нумерацию и СНИЛС. (л.д.23)
На основании ч 1. ст. 24 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016 г.) "О страховых пенсиях" приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае:
1) неполучения установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
2) неявки инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы - на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
3) достижения лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствия документов, подтверждающих его обучение по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения получателя страховой пенсии по случаю потери кормильца после достижения им возраста 18 лет, подтвержденного документом указанной организации (сведениями, имеющимися в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение), - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанному лицу исполнилось 18 лет, либо месяцем, в котором истек срок обучения;
4) истечения срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство), - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок действия указанного документа;
5) поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
6) поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и отсутствия заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы.
В соответствии с ч.1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016 г.) "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае:
1) смерти пенсионера либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим. В случае, если в соответствующем решении суда указана дата объявления гражданина умершим или признания его безвестно отсутствующим, срок прекращения выплаты пенсии определяется исходя из указанной даты;
2) истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 5 и 6 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
3) утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица;
4) непредставления пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 143-ФЗ)
5) отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.
Вместе с тем в судебном заседании было установлено, что Супонин Г.Н. не получал пенсию ввиду наличия в платежных документах штрих-кодов, цифровых кодов и СНИЛС, что противоречит его религиозным взглядам, при этом он не отказывался от получения пенсии в общем как таковой.
Таким образом, положения Федерального закона «О страховых пенсиях», на которые ссылался ответчик при приостановлении и прекращении выплаты пенсии Супонину Г.Н. не предусматривают такого основания для приостановления и прекращения выплаты пенсии как отказ от ее получения ввиду наличия в платежных документах штрих-кодов, цифровых кодов и СНИЛС.
Более того, из заявления Супонина Г.Н. (л.д.23) и ответов отделов Пенсионного Фонда Российской Федерации (л.д.24,26) следует, что истцом были заявлены требования о возобновлении выплаты пенсии.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что распоряжения ответчика о приостановлении и прекращении выплаты пенсии Супонину Г.Н. ограничивают конституционные права истца на социальное обеспечение, в связи с чем подлежат отмене, а исковые требования о возобновлении выплаты пенсии с 01 декабря 2015 года - удовлетворению.
В соответствии с п. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Приказа Минтруда России от 28.11.2014 года N 958н "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" определено, что для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии.
В пункте 53 названного Перечня в качестве документов, удостоверяющих личность, возраст и наличие гражданства Российской Федерации, перечислены: а) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, выданный Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом; б) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, выданный Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, Министерством иностранных дел Российской Федерации, дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации; в) служебный паспорт гражданина Российской Федерации, выданный Министерством иностранных дел Российской Федерации; г) дипломатический паспорт гражданина Российской Федерации, выданный Министерством иностранных дел Российской Федерации; д) временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы.
Согласно пункту 36 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 года N 885н доставка пенсии производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Конституция Российской Федерации возлагает на Президента Российской Федерации как главу государства решение вопросов гражданства Российской Федерации (п. «а» ст. 89) и устанавливает, что Президент Российской Федерации осуществляет свои полномочия посредством издания указов и распоряжений (ч. 1 ст. 90).
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» был введён в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации.
Пунктом 2 данного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации. На основании ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, согласно п. 1 которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 84 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 года N 4462-1 нотариус удостоверяет тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии.
Частью 1 ст. 42 Основ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) определено, что при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина.
Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, за исключением случая, предусмотренного ч. 3 названной статьи (ч. 2 ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
Из приведенных положений ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате следует, что целью выдачи свидетельства о тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии, не может быть удостоверение личности обратившегося за совершением нотариального действия, а также удостоверение гражданства этого лица, поскольку это не предусмотрено действующим федеральным законодательством.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не относят нотариуса к числу органов государственной власти Российской Федерации либо должностных лиц, наделенных в установленном порядке полномочиями по выдаче документа, удостоверяющего личность гражданина, что дает основание для вывода о том, что выданное нотариусом свидетельство об установлении тождественности личности с лицом, изображенным на фотографической карточке, не обладает юридическими признаками документа, удостоверяющего личность. Ввиду этого выдаваемое нотариусом в соответствии со ст. 84 Основ свидетельство об удостоверении тождественности личности с лицом, изображенным на фотографии, не может служить документом, удостоверяющим личность гражданина, исходя из требований, предъявляемых к такому документу пенсионным законодательством, поскольку не удостоверяет личность лица, не подтверждает его гражданство, а лишь удостоверяет факт тождественности личности с лицом, изображенным на фотографии, и не содержит юридически значимой информации, необходимой для целей пенсионного обеспечения.
В судебном заседании было установлено, что истец был документирован паспортом гражданина РФ, но в настоящее время паспорт испорчен, новый паспорт он не желает получать по религиозным мотивам. Из документов, удостоверяющих личность, он имеет удостоверение личности участника общественного учреждения «Общество удостоверяющих себя личностей» - «основной документ», паспорт гражданина Украины, военный билет, свидетельство об удостоверении тождественности личности.
Принимая во внимание вышеизложенное, имеющиеся у истца документы не могут быть допустимыми документами для удостоверения личности при доставке пенсии и ее получении.
В тоже время истец не лишен возможности получить временное удостоверение личности, выдаваемое уполномоченным органом при утрате либо порче паспорта.
Таким образом, данный иск подлежит частичному удовлетворению. Решение ГУ Управление ПФР в г. Феодосии (межрайонное) от 10 ноября 2016 года без номера о приостановлении (прекращении) выплаты пенсии Супонину Геннадию Николаевичу подлежит отмене, а выплата пенсии по Супонину Г.Н. – возобновлению с 01 декабря 2015г.
Относительно требований истца о признании его права отказаться от кода ПФР и штрих-кода УФПС при получении пенсии, суд приходит к выводу об их необоснованности, поскольку право истца отказаться от кода ПФР и штрих-кода УФПС при формировании платежного поручения было реализовано ответчиком. Из копии поручения на доставку пенсии (л.д.86) следует, что оно не содержит кода ПФР и штрих-кода УФПС. Кроме того, представитель ответчика пояснил, что поручение на доставку пенсии формируется Центром по выплате пенсий и обработке информации ПФРФ по Республике Крым, вместе с тем истец не заявлял таких требований к данному структурному подразделению ПФРФ по Республике Крым, не просил суд привлечь его к участию в деле в качестве соответчика.
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, каждая сторона доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В виду того, что истцом не доказаны обстоятельства, обосновывающие его остальные требования к ответчику, суд считает их не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Супонина Г.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о возобновлении начисления пенсии, удовлетворить частично.
Отменить решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) от 10 ноября 2016 года без номера о прекращении выплаты пенсии Супонину Геннадию Николаевичу.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) возобновить выплату пенсии по старости Супонину Геннадию Николаевичу с 01 декабря 2015 года.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалованное решение не отменено.
Судья Ксендз И.С.