РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 17 января 2023 года
Красноглинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Арефьевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Степаненко Н.В.,
с участием представителя административного ответчика Корольковой А.Ю. служебное удостоверение УР №,
представителя заинтересованного лица – Государственного автономного учреждения <адрес> «Организационный центр спортивных мероприятий» - Мямина А.С., действующего на основании доверенности от <дата>,
представителя заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Мастер Профи» Давитавян Д.В., действующей на основании доверенности от <дата>,
представителя заинтересованного лица – Государственного автономного учреждения <адрес> «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» Лаврентьевой М.А., действующей на основании доверенности № от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-229/2023 (2а-3247/2022) по административному иску Кругловой Ю. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № об оспаривании исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Круглова Ю.В. обратилась в суд с административным иском к МИФНС № по <адрес> об оспаривании исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ на основании решения налогового органа.
В обоснование требований указано, что <дата> МИФНС № по <адрес> за ГРН № из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи исключено как фактически недействующее Автономная некоммерческая организация «Центр творческого развития «Оперение-Поволжье» (далее по тексту АНО «ЦТР «Оперение-Поволжье»).
Признание АНО «ЦТР «Оперение-Поволжье» фактически недействующим, а, следовательно, его исключение из ЕГРЮЛ является незаконным, так как данные факты не соответствуют действительности.
АНО «ЦТР «Оперение-Поволжье» создано в 2016 году и зарегистрировано в ИФНС России по <адрес> за ЕГРЮЛ 1166313169390.
С момента регистрации и до исключения из ЕГРЮЛ организация осуществляло деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В том числе, организация с 2019 года до 2021 год включительно участвовала как ответчик по спорам, вытекающим из предмета деятельности, в том числе по взысканию задолженности по искам, с которыми обратились в арбитражный суд контрагенты (кредиторы) организации. При этом в указанный период по расчетному счету организации были движения средств, исполнялись обязательства по договорам, оплачивалась пошлина. <дата> налоговым органом было принято решение № о предстоящем исключении АНО «ЦТР «Оперение-Поволжье» из ЕГРЮЛ, о чем в Вестнике государственной регистрации в номере журнала 47 (814) часть 2 от <дата> было опубликовано соответствующее объявление. В соответствии с действующим законодательством организация в лице руководителя обратилась в налоговый орган в течение трех месяцев с письменными возражениями относительно исключения ее из ЕГРЮЛ. Мотивированное возражение было направлено в адрес ИФНС почтой. В качестве оснований для возражений указаны в том числе, не исполненные судебные акты и нарушения прав кредиторов по перечисленным выше судебным спорам. Ответ на возражения организация не получила. Сведения об исключении из ЕГРЮЛ АНО «ЦТР «Оперение-Поволжье» были обнаружены лишь <дата>, получив от контрагента ГАУ <адрес> «Центр инновационного развития кластерных инициатив ГАУ «ЦИК СО». АНО «ЦТР «Оперение-Поволжье» является действующей организацией и признаки недействующего юридического лица отсутствуют, следовательно, прекращение его правоспособности нарушает права и законные интересы ее учредителей, одним из которых является Круглова Ю.В.. Административный истец просит суд: признать незаконным внесение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес> в Единый государственный реестр юридических лиц записи № от <дата> об исключении АНО «ЦТР «Оперение-Поволжье» (ОГРН 1166313163390); обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес> исключить сведения о прекращении деятельности АНО «ЦТР «Оперение-Поволжье» ОГРН 1166313163390) в связи с исключением из Единого государственного реестра юридический лиц.
Определением Самарского областного суда от <дата> дело по иску Кругловой Ю.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № об оспаривании исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц передано по подсудности в Красноглинский районный суд <адрес>.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении судебного заседания ходатайство не заявила, не воспользовалась правом на ведение дела в суде через представителя.
Представитель МИФНС № по <адрес> Королькова А.Ю. в судебном заседании возражала на административные исковые требования, указав, что у налогового органа имелись основания, необходимые для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, из Межрайонной ИФНС России № по <адрес> поступили справки по форме 266-О от <дата> (Справка о непредставлении юридическим лицом в течение 12 месяцев документов отчетности) и 266-С (Справка об отсутствии движения денежных средств по счетам или отсутствии открытых) в отношении АНО «ЦТР «Оперение-Поволжье», на основании которых принято решение № от <дата> и внесена запись в ЕГРЮЛ о предстоящем исключении недействующего юридического лица (ГРН 2206301465181 от <дата>). Решение № от <дата> опубликовано в Журнале Вестник государственной регистрации часть 2 № (814) от <дата> / 3670. Инспекцией соблюден предусмотренный действующим законодательством механизм раскрытия информации о принятом решении о предстоящем исключении юридических лиц, направленный на своевременное информирование участников гражданско-правовых отношений о фактах деятельности юридических лиц и о принятии в отношении них соответствующих решений. Обязанность иным способом уведомлять о принятом решении Инспекцией решения о предстоящем исключении законом не предусмотрена. Заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица АНО «ЦТР «Оперение-Поволжье» из ЕГРЮЛ, в том числе истцом, в Инспекцию предоставлены не были. Регистрирующим органом <дата> в государственный реестр была внесена запись об исключении юридического лица АНО «ЦТР «Оперение-Поволжье» из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (ГРН 2216303839233). Просили в удовлетворении исковых требований Кругловой Ю.В. отказать.
Представитель заинтересованного лица – Государственного автономного учреждения <адрес> «Организационный центр спортивных мероприятий» - Мямин А.С., действующий на основании доверенности от <дата> в судебное заседание явился, просил в удовлетворении исковых требований Кругловой Ю.В. отказать.
Представитель заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Мастер Профи» Давитавян Д.В., действующая на основании доверенности от <дата> в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении исковых требований Кругловой Ю.В. отказать, дополнив, что МИФНС соблюдена процедура исключения недействующего юридического лица, также обращает внимание, что административным истцом нарушен срок обращения в суд с административным иском, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Представитель заинтересованного лица – Государственного автономного учреждения <адрес> «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» Лаврентьева М.А., действующая на основании доверенности № от <дата> в судебное заседание явилась, просила удовлетворить исковые требования Кругловой Ю.В., дополнив, что прекращение правоспособности АНО «ЦТР «Оперение-Поволжье» нарушает права и законные интересы Государственного автономного учреждения <адрес> «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» как кредитора, с возражения по данному вопросу в Инспекцию не обращались.
Представители заинтересованных лиц Межрайонной ИФНС № по <адрес>, ООО «Атмосфера» <адрес>, ООО Санаторий «Р. Б.» <адрес>, ООО «Авто-Миг» <адрес>, ООО «Областной молодежный культурно-развлекательный центр «Звезда» <адрес>, в судебное заедание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, не уведомили суд об уважительности свое й неявки в судебное заседания, не просили об отложении рассмотрения административного дела.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судами установлено, что с <дата> АНО «ЦТР «Оперение-Поволжье» состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № по <адрес>; в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации общества.
В течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении из реестра автономной некоммерческой организации как недействующего юридического лица, АНО «ЦТР «Оперение-Поволжье» не представляла документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации отчетности, и не осуществляла операций по открытым банковским счетам.
<дата> МИФНС России № по <адрес> в отношении АНО «ЦТР «Оперение-Поволжье» принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, которое опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 № (814) от <дата>.
<дата> МИФНС России № по <адрес> внесло в ЕГРЮЛ запись № об исключении из реестра АНО «ЦТР «Оперение-Поволжье» об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в числе прочего выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих;
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
В силу статьи 21.1 Федерального закона от <дата> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Приказом Федеральной налоговой службы от <дата> N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" установлено, что сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона от <дата> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 данного Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Поскольку в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, АНО «ЦТР «Оперение-Поволжье» не представило документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, у налогового органа имелись правовые основания для признания данного лица фактически прекратившим свою деятельность и исключения его из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном статьей 21.1 Федерального закона от <дата> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В целях реализации положений Федерального закона от <дата> N 129-ФЗ и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" в части обеспечения публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, приказом ФНС России от <дата> N САЭ-3-09/355@ установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации". Сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ в журнал "Вестник государственной регистрации" представляют налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующие органы).
Сведения о принятом решении о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, направляемые регистрирующими органами для публикации в журнале "Вестник государственной регистрации", должны содержать: наименование регистрирующего органа; адрес регистрирующего органа; полное наименование юридического лица; ОГРН и дату его присвоения (при наличии); сведения о регистрации юридического лица до <дата> (в случае отсутствия ОГРН): регистрационный номер и дату регистрации; ИНН юридического лица (при наличии); номер решения о предстоящем исключении; дату решения о предстоящем исключении.
Форма размещения в журнале сведений о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, определяется редакцией журнала "Вестник государственной регистрации".
В данном конкретном случае объявление в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 от <дата> N 47 (814) о предстоящем исключении недействующего юридического лица АНО «Оперение-Поволжье» из ЕГРЮЛ соответствует перечисленным выше требованиям.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом непредставления АНО «Оперение-Поволжье» в течение двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, отсутствия банковских счетов и сведений о возбуждении процедуры банкротства, решение ИФНС по <адрес> N 13813 от <дата> о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является правильным, оснований для признания его незаконным у суда не имеется.
При отсутствии заявлений кредиторов, включая Государственного автономного учреждения <адрес> «Центр инновационного развития и кластерных инициатив», и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, поданных в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 от <дата>, оснований для удовлетворения требований Кругловой Ю.В. о признании недействительной записи от <дата> N 2216300239164 в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности АНО «Оперение-Поволжье» у суда не имеется.
При этом суд отклоняет доводы представителя заинтересованного лица – Государственного автономного учреждения <адрес> «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» Лаврентьевой М.А. о наличие у недействующего юридического лица перед учреждением неисполненных обязательств, исключение общества из ЕГРЮЛ нарушает права учреждения как кредитора общества. В силу пункта 7 статьи 22 Федерального закона от <дата> N 129-ФЗ если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица в регистрирующий орган не направлены заявления кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, то регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи. В данном случае в течение последних 12 месяцев, предшествующих дате принятия инспекцией решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица, общество не представляло документы налоговой отчетности и не осуществляло операций по банковским счетам. ГАУ СО не направил свои возражения против исключения общества из реестра. При этом доказательств того, что общество осуществляет деятельность не представлено.
Порядок исключения, включающий проверку наличия оснований для такого исключения, принятие решения, опубликование решения о предстоящем исключении в органах печати административным ответчиком соблюдены.
Доказательства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока, предусмотренного частью 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, в материалы дела не представлены.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Кругловой Ю.В. о признании недействительным решения об исключении общества из ЕГРЮЛ.
на основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Кругловой Ю. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № об оспаривании исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено <дата>.
Судья Арефьева Н.В.
Копия верна.