Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3242/2017 ~ М-3178/2017 от 13.07.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 августа 2017 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Дурновой Н.Г.., при секретаре Шамбер Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЛукмА. А. М. о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара,

установил:

ЛукмА. А.М. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № . В обоснование заявления указывает, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением № о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок б/н, площадью <данные изъяты> кв.м, для ведения садоводства. Истица является ветераном Великой Отечественной войны.

Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка.

Основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило то, что земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпункте 19 статьи 39.16 ЗК РФ. При этом Департамент ссылается на подп.2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. Департамент указывает, что согласно сведениям содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара и представленным документам часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования. Департамент указывает на то, что в силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Административный истец считает отказ незаконным в силу того что схема расположения испрашиваемого земельного участка была подготовлена кадастровым инженером с учетом красных линий (схемы прилагаются) и участок полностью находится за красной линией. Земельный участок находится в общем ряду с остальными индивидуальными домами и мест общего пользования там нет.

Департамент ссылается на п. 6 ст.11.9 ЗК РФ, в котором говорится о том, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ. Однако согласно схеме испрашиваемого земельного участка отчетливо видно, что земельный участок граничит с соседними участками. В данном случае изломанность линий, вкрапливания и чересполосица отсутствуют.

Образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Проект межевания территории и планировки для застроенных участков - юридический документ, который имеет схематическое отображение и служит для упрощения процесса возведения строений, учитывая уже имеющиеся постройки. ЛукмА. А.М. обратилась за предоставлением земельного участка под садоводство, а не под строительство. В случае с ЛукмА. А.М. разрешение на строительство не требуется, так как она обратилась за предоставлением земельного участка для целей не связанных со строительством.

Также отмечает, что Департамент градостроительства городского округа Самара не указал реквизиты утвержденного проекта планировки ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры.

Просит признать незаконным     распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ЛукмА. А.М. в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара возобновить рассмотрение заявления ЛукмА. А.М. №№ ДД.ММ.ГГГГ предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления, установленных законом действий, связанных с осуществлением действий по утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: Самарская <адрес>, участок б/н, для ведение садоводства и принятию решения о предоставлении ЛукмА. А.М. указанного земельного участка.

В судебное заседание истец не явилась, представила ходатайства о рассмотрении дела в ее отсутствие

Ответчик Департамент градостроительства г.о. Самара по доверенности Нилова О.В. не признала заявленные требования, представила мотивированный отзыв.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Административный истец ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в Департамент с заявлением о № о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок б/н, площадью <данные изъяты> кв.м, для ведения садоводства по основаниям ст. 9 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ГД "О земле".

К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копия паспорта и копия удостоверения ветерана.

Административным истцом не было приложено к заявлению документов свидетельствующих об основаниях пользования и принадлежности истцу испрашиваемого участка, а также документов о членстве в каком-либо СНТ.

Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ ЛукмА. А. М. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка.

Основаниями для отказа в заключении данного соглашения являются пункт 19 статьи 36.16 Земельного кодекса РФ, подпункт 1, 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорено им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пунктом 1 постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент наделен полномочиями, в том числе, по:

-приему заявлений граждан и юридических лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, о предоставлении земельного участка без проведения торгов, о проведении аукциона по продаже земельного участка или на право заключения договора аренды земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, о заключении соглашений об установлении сервитута на земельный участок, о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков, заявлений о перераспределении земельных участков и иных заявлений, связанных с распоряжением земельными участками;

-принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.

Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истца о перераспределении земельных участков.

Согласно пункту 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются;

1)    документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2)    схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует

проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3)    проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;

4)    документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5)    заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6)    подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

Руководствуясь пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Согласно пп.1.2. п8 ст. 39.15 ЗК РФ Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

Ответчиком представлены сведения из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, из которых видно, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, участок б/н, расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) согласно Карты правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61. Использование объектов недвижимости в указанной зоне возможно в соответствии с градостроительными регламентами указанной зоны, установленными в статье 30 данных Правил.

При этом часть спорного объекта расположена на территории общего пользования, поскольку находится в границах красных линий проезда, прохода, которым пользуется неограниченный круг людей.

Информационная система обеспечения градостроительной деятельности согласно пункту 1 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ представляет собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений

Кроме того согласно служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ. ( п.7) согласно Топографического материала Департамента <данные изъяты> границы испрашиваемого участка объекта налагаются на границы сложившегося землепользования ( литера 59в).

Правилами предусмотрено, что при использовании и застройке земельных участков соблюдение требований градостроительных регламентов является обязательным наряду с нормативами и стандартами, установленными уполномоченными органами в целях обеспечения безопасности жизни, деятельности и здоровья людей, надежности сооружений, сохранения окружающей природной и культурно-исторической среды, иными обязательными требованиями. Применительно к каждой территориальной зоне статьи 30 указанных Правил установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

Для земельного участка и иного объекта недвижимости разрешенным считается такое использование, которое соответствует, в том числе градостроительному регламенту (статья 3 Правил застройки и землепользования).

Согласно пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Соответственно действующее законодательство устанавливает запрет на приватизацию земельных участков, расположенных на территории общего пользования.

Таким образом, в силу подпункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, что в свою очередь является основанием для отказа в предварительном согласовании представления земельного участка в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ.

В ходе разбирательства дела ответчик представил в защиту принятого им и ос-париваемого истцом распоряжения предоставленные ему при рассмотрении заявления ЛукмА. А.М.    сведения из единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара согласно которым земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, участок б/н, расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) и часть земельного участка испрашиваемого истицей относится к территории общего пользования.

Факт наличия в единой информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара данных о расположении испрашиваемого земельного участка в зоне Ж-2 территории общего пользования, а также наложения на границы сложившегося землепользования являлись    основания для вынесения распоряжения ДД.ММ.ГГГГ. РД 1227 об отказе предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Следовательно у Департамента имелось основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренное подпунктом 1 и 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ.

Учитывая особенности предмета судебного разбирательства в формате административного судопроизводства, наличие информации, содержащейся в информационном ресурсе Департамента градостроительства г.о. Самара, лишал ответчика права принять иное правоприменительное решение по заявлению ЛукмА. А.М. о предварительном согласовании земельного участка..

На основании ст. 218 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Принимая     во внимание данные обстоятельства, и учитывая,    что    в соответствии с приведенной выше нормой процессуального права, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий, права либо свободы гражданина не были нарушены, что имеет место в данном случае, суд считает, что    требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

Решил:

В удовлетворении административного искового заявления ЛукмА. А. М. о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара    № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка из земель государственная собственность на которые не разграничена, обязании возобновить рассмотрение заявления и совершить действия по утверждению схемы расположения земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: Самарская область, город Самара, Октябрьский район, <адрес>, участок б/н, отказать

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11.08.17 г.

Судья                (подпись)            Дурнова Н.Г.

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-3242/2017 ~ М-3178/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лукманова А.М.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Дурнова Н. Г.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
13.07.2017Регистрация административного искового заявления
13.07.2017Передача материалов судье
14.07.2017Решение вопроса о принятии к производству
14.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.07.2017Предварительное судебное заседание
08.08.2017Судебное заседание
11.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее