Дело № 2-335/2015
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 апреля 2015 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Муковкиной Т.И.при секретаре Пугач О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Сортавала в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Сортавальского муниципального района и Муниципальному казенному образовательному учреждению Сортавальского муниципального района Республики Карелия «Средняя общеобразовательная школа №3» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Прокурор обратился в суд с иском к ответчикам по тем основаниям, что прокуратурой г.Сортавала была проведена проверка исполнения образовательными учреждениями Сортавальского муниципального района законодательства об антитеррористической защищенности, которая показала, что в МКОУ Сортавальского муниципального района РК «СОШ №3» необходимые меры по обеспечению комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, а также по предупреждению террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения не приняты. Здание МКОУ Сортавальского муниципального района РК «СОШ №3» не оборудовано системой видеонаблюдения, что подтверждается письмом Районного комитета образования администрации Сортавальского муниципального района от 26.02.2015 г. №99. Прокурор, ссылаясь на ст.2 Конституции РФ, п.п.1 и 7 ст.2 ФЗ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», ч.13 ст.30 ФЗ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.6.48 СП 118.13330.2012. «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», п.п.2, 15 ч.3 ст.28, п.8 ч.1 ст.41 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.7.1 ст.14, п.6.1 ст.15, п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просит обязать МКОУ Сортавальского муниципального района РК «СОШ №3» в срок до 01.09.2016 оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> системой видеонаблюдения; обязать администрацию Сортавальского муниципального района в срок до 01.09.2016 года обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания МКОУ Сортавальского муниципального района РК «СОШ №3», расположенного по адресу: <Адрес обезличен> системой видеонаблюдения.
В судебном заседании прокурор Храмцова Е.Л. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков Кабаев В.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что в указанный прокурором срок они предпримут меры для установления систем видеонаблюдения.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, под «неопределенным кругом лиц» следует понимать круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Принимая во внимание, что школа является учреждением социального назначения, численный состав которого меняется, конкретизировать круг лиц, чьи права и законные интересы нарушаются, не представляется возможным. В данном случае, суд полагает, что прокурор, установив нарушение закона, вправе обратиться в суд с указанным заявлением.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой г.Сортавала была проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в отношении МКОУ Сортавальского муниципального района РК «СОШ №3», в ходе которой установлено, что здание школы не оборудовано системой видеонаблюдения.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу положений п.п.1, 7 ст.2 указанного Федерального закона, одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина и приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (пункт 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2).
Согласно пункту 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», являющихся актуализированной редакцией объединенных СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 г. № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Приказом № 2013 от 11.11.2009 Министерства образования и науки РФ «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, увеличить объемы финансирования из собственных внебюджетных средств на реализацию мероприятий по комплексной безопасности; органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Также Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания (письмо №03-1423), в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному году. При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраной, инженерно-технических средств охраны, в том числе системы видеонаблюдения и контроля. Оборудование здания дошкольного образовательного учреждения системой видеонаблюдения, по своей сути, является одной из мер, направленных на обеспечение безопасности воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц и входит в систему профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
В соответствии с пп.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу ч.7 ст.28 данного закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Поскольку бездействие МКОУ Сортавальского муниципального района РК «СОШ №3» приводит к нарушению прав на охрану жизни и здоровья учащихся, а также его работников, суд находит, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению и следует возложить обязанность на МКОУ Сортавальского муниципального района РК «СОШ №3» оборудовать здание образовательного учреждения, расположенное по адресу <Адрес обезличен> системой видеонаблюдения.
Согласно с п.3 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу п.7.1 ст.14, п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п.1.2 и п. 6.1 Устава МКОУ Сортавальского муниципального района РК «СОШ №3», учредителем образовательного учреждения является Сортавальский муниципальный район; функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Сортавальского муниципального района, финансовое обеспечение осуществляется за счет средств Сортавальского муниципального района.
Поскольку в силу Устава и вышеуказанных норм администрация обладает полномочиями по финансированию учреждения, поэтому на Администрацию Сортавальского муниципального района следует возложить обязанность обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурор просит установить срок для устранения нарушений до 01.09.2016. Указанный срок исполнения судебного решения является разумным и достаточным для устранения выявленных недостатков.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, ст.ст. 333.17-333.19 НК РФ с ответчика МКОУ Сортавальского муниципального района РК «СОШ №3» подлежит взысканию в соответствующий бюджет государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден. Учитывая социальную значимость учреждения, имеющиеся трудности с финансированием его деятельности, суд считает возможным уменьшить размер взыскиваемой госпошлины до <Данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение Сортавальского муниципального района Республики Карелия «Средняя общеобразовательная школа №3» в срок до 01.09.2016 оборудовать здание образовательного учреждения, расположенное по адресу <Адрес обезличен> системой видеонаблюдения.
Обязать Администрацию Сортавальского муниципального района в срок до 01.09.2016 обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания Муниципального казенного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия «Средняя общеобразовательная школа №3», расположенное по адресу <Адрес обезличен> системой видеонаблюдения.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия «Средняя общеобразовательная школа №3» госпошлину в бюджет Сортавальского муниципального района в сумме <Данные изъяты> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.И. МуковкинаМотивированное решение изготовлено 10.04.2015.