Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2192/2017 ~ М-2046/2017 от 05.09.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2017 года                    город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Осиповой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Пряничниковой Ю.С.,

с участием: старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Эдилова А.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-2192/2017 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Стандарт» и МУП «Горэнерго» о возложении обязанности установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета холодного водоснабжения в МКД,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Ленинского района города Нижнего Тагила в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Стандарт», МУП «Горэнерго», в котором просит возложить на ООО «Стандарт» в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по оснащению, за счет средств собственников помещений многоквартирного дома, собираемых по строке «содержание и текущий ремонт» по единой счет-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг и аккумулируемых на расчетном счете управляющей компании, многоквартирного дома по адресу: <адрес>, коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды и сдать в эксплуатацию установленный прибор учета ООО «Стандарт»; возложить на МУП «Горэнерго» в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по приемке в эксплуатацию установленного ООО «Стандарт» в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды и производить начисления платы за оказываемые коммунальные услуги по показаниям общедомового прибора учета потребления холодной воды.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения ресурсоснабжающими организациями требований Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в ходе которой в бездействии ООО «Стандарт» установлены нарушения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. А именно, ответчиком, в нарушение п. 12 ст. 13 ФЗ №261-ФЗ в многоквартирном доме по <адрес> не установлен коллективный (общедомовой) прибор учета холодной воды. Между МУП «Горэнерго» (ресурсоснабжающая организация) и ООО «Стандарт» (исполнитель коммунальной услуги) заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с п. 1.1. которого МУП «Горэнерго» осуществит услугу холодного водоснабжения и водоотведения для целей предоставления коммунальных услуг исполнителю. Согласно п. 1.4 в п. 3.2 договора указан перечень домов, в отношении которых осуществляется поставка коммунальных ресурсов, соответственно в указанном пункте в частности указан многоквартирный дом по <адрес>. Из справки от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору водоснабжения следует, что на момент прокурорской проверки, то есть <...>, указанный многоквартирный дом коллективным (общедомовым) прибором учета воды не оснащен. Аналогичная информация содержится и на сайте государственной инспекции жилищного и строительного надзора Свердловской области. Отсутствие прибора учета влечет нарушение жилищных прав неопределенного числа потребителей в многоквартирных домах на оплату фактически полученных коммунальных услуг. Дом находится в управлении Управляющей компании ООО «Стандарт», что следует из вышеуказанного договора . Ресурсоснабжающей организацией является ответчик МУП «Горэнерго». В установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени многоквартирный дом по адресу: г. Н.Тагил, <адрес> ответчиком не оборудован коллективным прибором учета. Оборудование многоквартирного дома общедомовым прибором учета воды предусмотрено законом, соответствует интересам граждан, проживающих в нем, является их обязанностью, а не правом.

В судебном заседании прокурор поддержал основание и предмет исковых требований, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представители ответчиков ООО «Стандарт», МУП «Горэнерго» в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует разрешению спора по существу в отсутствие указанных лиц.

Заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 указанного Кодекса, либо иными способами, установленными законом.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Подпунктом «д» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее Правила N 354) указана обязанность потребителя обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в установленные Правилами сроки.

При этом под потребителем, в соответствии с п. 2 Правил N 354 понимается лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества установлено п. 33 Правил N 354.

В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

В соответствии с частью 1 - 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные, в том числе, к системам централизованного теплоснабжения.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

С целью осуществления такого учета до ДД.ММ.ГГГГ на собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность по обеспечению оснащения таких домов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии, что предусмотрено частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении.

В судебном заседании установлено и стороной ответчиков не оспаривается, что управление многоквартирным домом, расположенным в <адрес> осуществляет ООО «Стандарт», ресурсоснабжающей организацией является – МУП «Горэнерго», что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ и приложением к договору, списком МКД <адрес>.

В соответствии частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Пунктом 5 ч. 1.1 данной статьи, предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предусматривает обеспечение постоянной готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Из положений части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491), в соответствии с пунктом 16 которых надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (часть 5 статьи 161, статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Коллективные (общедомовые) приборы учета теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения входят в состав общего имущества многоквартирного дома, о чем указано в пункте 6 Правил N 491.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

В Правилах N 354, также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг, по обеспечению установки и вводу в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт «с» пункта 31 Правил N 354).

Таким образом, обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, отнесено приведенными выше нормами к числу обязанностей управляющей организации на основании заключенного договора управления многоквартирным домом.

Поскольку действия управляющей организации по обеспечению ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета вытекают из функций этой организации по управлению и оплачиваются потребителями в составе платы, предусмотренной договором управления, следовательно, как отдельная услуга, данное действие, рассматриваться не может.

Затраты по вводу в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета не могут зависеть от задолженности отдельных жильцов дома, обслуживаемого управляющей организацией, поскольку взыскание такой задолженности относится к правоотношениям, возникающим непосредственно между управляющей организацией и должником и не должно оказывать влияний на права иных потребителей коммунальных услуг.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В силу ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Частью 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Из системного толкования данных норм следует, что собственники многоквартирных домов, введенные в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года (день вступления в силу Федерального закона N 261-ФЗ) обязаны до 01 июля 2012 обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае не выполнения данной обязанности собственниками многоквартирного дома, выполнение указанных действий возлагается в обязательном порядке на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Из материалов дела усматривается, и сторонами не оспаривается, что многоквартирный жилой <адрес> введен в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, и при этом по настоящее время не оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды.

Таким образом, суд возлагает на ООО «Стандарт», как управляющею организацию, обязанность оснастить данный многоквартирный жилой дом коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды за счет средств собственников помещений в МКД, собираемых по строке «содержание и текущий ремонт» и сдать в эксплуатацию установленный прибор учета в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а на МУП «Горэнерго» следует возложить обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по приемке в эксплуатацию установленного ООО «Стандарт» прибора учета холодной воды в многоквартирном доме, и производить начисления платы на оказываемые коммунальные услуги по показаниям общедомового прибора учета потребления холодной воды.

Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Предложенный прокурором срок продолжительностью до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом необходимости совершения действий по оснащению многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды и сдачи в эксплуатацию, носит разумный характер.

При этом изменение срока исполнения решения суда, в том числе с учетом финансовых возможностей ответчика, возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Требования прокурора по делу удовлетворены, ответчики от уплаты судебных расходов не освобождены.

При определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчиков в доход бюджета, необходимо учитывать размер государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.

Как следует из материалов дела, прокурор обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, по требованиям неимущественного характера подлежит взысканию с ответчиков государственная пошлина в сумме <...>, с каждого.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Стандарт» в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по оснащению многоквартирного <адрес> коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды за счет средств собственников помещений в МКД, собираемых по строке «содержание и текущий ремонт» и сдать в эксплуатацию установленный прибор учета.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Горэнерго» в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по приемке в эксплуатацию установленного обществом с ограниченной ответственностью «Стандарт» прибора учета холодной воды в многоквартирном <адрес>, и производить начисления платы на оказываемые коммунальные услуги по показаниям общедомового прибора учета потребления холодной воды.

Взыскать с общества с общество с ограниченной ответственностью «Стандарт» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Горэнерго» государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 16 октября 2017 года.

Председательствующий .

.

.

.

.                    

2-2192/2017 ~ М-2046/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Н.Тагил
Ответчики
ООО Стандарт
МУП Горэнерго
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Осипова Н.Ю.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
05.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2017Передача материалов судье
08.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2017Судебное заседание
16.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2018Дело оформлено
25.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее