Решение по делу № 33а-8047/2019 от 03.09.2019

Судья: Седых Д.А.

Судья-докладчик: Харин Р.И. № 33а-8047/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск 1 октября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Петуховой В.Г.

судей Харина Р.И. и Гусаровой Л.В.

при секретаре Шеине М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Киренского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, Киренского муниципального образования к Думе Киренского муниципального образования об оспаривании решения, об обязании устранить нарушение,

по апелляционным жалобам Думы Киренского муниципального образования

по апелляционным жалобам главы Киренского муниципального образования

на решение Киренского районного суда Иркутской области от 4 июля 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период 2016-2018г.г. главой Киренского муниципального образования Ч.Н. от имени муниципального образования заключен ряд муниципальных контрактов и договоров с ООО «Тепловодоканал» и ООО УК «Энергия». Постановлениями главы Киренского муниципального образования Ч.Н. от 20.10.2017 Номер изъят, 01.12.2017 Номер изъят, 19.12.2017 Номер изъят установлены долгосрочные тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для ООО «Тепловодоканал» на территории г. Киренска. ООО «Тепловодоканал» передана система коммунальной инфраструктуры до 31.12.2027 года по концессионным соглашениям Номер изъят и Номер изъят от 01.09.2017г. Соглашение от имени муниципального образования подписано главой Киренского МО Ч.Н. Единственным учредителем (участником) ООО «Тепловодоканал», ООО УК «Энергия» является супруга Ч.Н.-Ч.О.. После вмешательства прокуратуры 06.12.2018 доли участия в этих коммерческих организациях переданы в доверительное управление. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии конфликта интересов в действиях главы Киренского муниципального образования при заключении вышеуказанных муниципальных контрактов с ООО «Тепловодоканал» и ООО УК «Энергия», концессионного соглашения с ООО «Тепловодоканал», установлении тарифов для ООО «Тепловодоканал». Какие-либо меры по недопущению конфликта интересов Ч.Н. как лицом, замещающим муниципальную должность, в нарушение требований ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не принимались. Ч.Н. является лицом, замещающим муниципальную должность. Несмотря на это, Ч.Н. в период с 12.03.2008 до 22.11.2018 являлся директором ООО «Водоканал», согласно выпискам из ЕГРЮЛ. В нарушение закона Ч.Н. после избрания его на муниципальную должность не только не прекратил свое участие в управлении ООО «Водоканал», но и продолжил совмещать указанные виды деятельности. Таким образом, главой Киренского муниципального образования нарушен запрет, предусмотренный п. 2 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Прокурором Киренского района 07.09.2018 года внесено представление в Думу Киренского муниципального образования с требованиями об инициировании удаления главы муниципального образования в отставку. 03.10.2018 года инициатива депутатов (1/3 от общего состава) была оформлена в виде обращения и вместе с проектом решения внесена в представительный орган. Дума Киренского муниципального образования 01.11.2018 года рассмотрела данное обращение и приняла решение об отсутствии оснований для удаления главы Киренского муниципального образования в отставку. 19 февраля 2019 Губернатор области обратился с заявлением в Думу Киренского МО. 26 марта 2019 заявление Думой рассмотрено, решение об отставке Ч.Н. не принято. Представительный орган муниципального образования (ответчик), располагая информацией о несоблюдении ограничений, запретов, неисполнении обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» главой Киренского муниципального образования Ч.Н. не исполнил обязанность, предусмотренную ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции», об осуществлении противодействия коррупции в пределах своих полномочий. Своим бездействием ответчик фактически исключил возможность наступления ответственности главы Киренского муниципального образования Ч.Н., то есть высшего должностного лица муниципального образования, за несоблюдения ограничений, запретов, не исполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», по основаниям, предусмотренным ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как перед нанимателем - Думой Киренского муниципального образования, так и перед населением городского поселения, нарушив тем самым интересы Киренского муниципального образования, допустив факт осуществления полномочий в пределах городского поселения лицом, которым не урегулирован конфликт интересов. Рассматриваемые действия нарушают интересы неопределенного круга лиц, а именно право населения Киренского муниципального образования на осуществление местного самоуправления посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Решением Киренского районного суда Иркутской области от 4 июля 2019 года, удовлетворены требования административного искового заявления.

В апелляционных жалобах представитель административного ответчика Думы Киренского муниципального образования М.В., К.С., выражает несогласие с судебным решением, находит его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене и пересмотру с вынесением по делу нового решения, с удовлетворением требований административного истца.

В обоснование жалобы повторяют доводы возражений на административное исковое заявление и приводят свое толкование норм права регулирующих спорные правоотношения.

Дополнительно поясняют, что административный иск заявлен прокурором неосновательно, отклонение инициативы об удалении главы местного самоуправления в отставку не подлежит обжалованию в судебном порядке.

Указывают, что досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования возможно исключительно депутатами соответствующего представительного органа местного самоуправления, которые в количестве, не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, имеют право (но не обязанность) выразить главе муниципального образования недоверие и признать его подлежащим удалению в отставку.

Отмечают, что суд не имеет правовой возможности возложить обязанность на представительный орган местного самоуправления, в котором соответствующее решение принимается открытым голосованием большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании, принять какое-либо заранее определенное решение.

Просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В апелляционных жалобах глава Киренского муниципального образования Ч.Н. и его представитель У.Л., выражает несогласие с судебным решением, находит его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене и пересмотру с вынесением по делу нового решения, с удовлетворением требований административного истца.

В обоснование жалоб повторяют доводы возражений на административное исковое заявление и приводят свое толкование норм права регулирующих спорные правоотношения.

Поясняют, что процедура рассмотрения заявления Губернатора Иркутской области о принятии решения об удалении главы Киренского муниципального образования Ч.Н. в отставку Думой Киренского муниципального образования соблюдена и осуществлена в соответствии с нормами ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Устава Киренского муниципального образования и Регламента Думы Киренского муниципального образования.

Указывают, что то обстоятельство, что глава Киренского муниципального образования возглавляет администрацию Киренского городского поселения не свидетельствует, что он имеет статус лица, замещающего муниципальную должность. В перечне административных дел, регламентированных ч. 2 и 3 ст. 1 КАС РФ отсутствуют дела об увольнении должностных лиц, в том числе выбранных посредством прямого голосования, в связи с чем не подлежит рассмотрению и удовлетворению требование прокурора Киренского района о признании подлежащим увольнению (освобождении от должности) главы Киренского муниципального образования Ч.Н. в связи с утратой доверия, уволив его с должности главы Киренского муниципального образования.

Просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Назаров К.Г. просит решение суда оставить без изменения.

В возражениях на апелляционные жалобы представитель Губернатора Иркутской области Сыроватская А.А., просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представитель административного ответчика Думы Киренского муниципального образования К.С., доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Губернатора Иркутской области Сыроватская А.А., возражала по доводам апелляционной жалобы.

Прокурор отдела прокуратуры Иркутской области Вокина А.А., возражала по доводам апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из указанных положений закона следует, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения представительного органа местного самоуправления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, муниципального образования, в связи с чем доводы административных ответчиков об отсутствии у прокурора права на предъявление рассматриваемого иска основаны на неверном толковании законодательства.

Права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации, муниципального образования в данном случае выражаются в реализации принципа законности, соблюдении действующего законодательства, в том числе антикоррупционного, равенства всех перед законом, ответственности выборного должностного лица, добросовестного исполнения им своих служебных полномочий, защите конкуренции, предотвращении коррупции.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Ч.Н. является выборным должностным лицом органа местного самоуправления - главой Киренского муниципального образования Иркутской области. Решением Киренской ТИК от 23.09.2016 года Номер изъят он объявлен избранным главой Киренского муниципального образования.

Согласно ст. 26 Устава Киренского муниципального образования глава Киренского муниципального образования является высшим должностным лицом Киренского муниципального образования. Глава Киренского муниципального образования возглавляет администрацию городского поселения.

В период с момента избрания 23.09.2016г. до 22.11.2018г. Ч.Н. согласно записям ЕГРЮЛ являлся директором ООО «Водоканал».

В период с 06.03.2017г. по 22.06.2018г. между администрацией Киренского муниципального образования в лице главы администрации Киренского городского поселения Ч.Н. с одной стороны и ООО «Тепловодоканал», ООО УК «Энергия» с другой стороны заключено 22 контракта на выполнение различных работ.

Постановлениями Киренского МО Номер изъят от 20.10.2017г., Номер изъят от 01.12.2017г., Номер изъят от 19.12.2017г. установлены долгосрочные тарифы на питьевую воду для ООО «Тепловодоканал».

01 сентября 2017г. по концессионным соглашениям Номер изъят и Номер изъят администрацией Киренского муниципального образования в лице главы администрации Киренского городского поселения Ч.Н. ООО «Тепловодоканал» передана система коммунальной инфраструктуры, в том числе объекты водоснабжения и водоотведения, входящие в муниципальный имущественный комплекс - объекты коммунального назначения г. Киренска.

Доля в размере 100 % уставного капитала ООО «УК «Энергия», принадлежащая Ч.Н. на основании учредительного договора, по условиям брачного договора от 10.10.2016г. передана в собственность его супруги Ч.О. Соответствующая запись в ЕГРЮЛ относительно Ч.О. внесена 18.10.2016г.

Единственным учредителем ООО УК «Энергия» в период с 18.10.2016г. по настоящее время является супруга Ч.Н. - Ч.О. По договору от 28.09.2018г. Номер изъят право на долю в уставном капитале ООО УК «Энергия» в размере 100% Ч.О. передано в доверительное управление третьему лицу. Соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 06.12.2018г.

Единственным учредителем ООО «Тепловодоканал» в период с 13.06.2017г. по настоящее время является супруга Ч.Н. - Ч.О. По договору от 28.09.2018г. Номер изъят право на долю в уставном капитале ООО «Тепловодоканал» в размере 100% Ч.О. передано в доверительное управление третьему лицу. Соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 06.12.2018г.

При размещении заказов, заключении указанных договоров, установлении тарифов главой Киренского МО Ч.Н. мер по урегулированию конфликта интересов предпринято не было, письменные уведомления о конфликте интересов им не подготавливались, в журнале учета таких уведомлений не регистрировались, иные меры по предотвращению конфликта интересов не принимались.

Кроме того, при заполнении и подаче справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017г. Ч.Н. не указал действующий счет Номер изъят от 18.01.2010г. в (данные изъяты), на который в 2017г. поступили денежные средства в размере 2347120,48 руб., также не указал, что является участником коммерческой организации ООО «Водоканал», в справке на имя супруги Ч.О. не указал доход от вкладов в размере 87815,15 руб.

19 февраля 2019 года в Думу Киренского муниципального образования поступило заявление Губернатора Иркутской области Левченко С.Г. об удалении в отставку главы муниципального образования Ч.Н. на основании несоблюдения ограничений и запретов, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», установленных прокурорской проверкой фактов представления Ч.Н. недостоверных и неполных сведений о своих доходах и имуществе, а также доходах своей супруги; фактов невыполнения Ч.Н. обязанности сообщить о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению и урегулированию такого конфликта в связи с реализацией им функций муниципального управления в отношении ООО УК «Энергия», ООО «Тепловодоканал».

26 марта 2019 года на заседании Думы Киренского муниципального образования заявление Губернатора Иркутской области рассмотрено, принято решение о неудалении главы Киренского муниципального образования Ч.Н. в отставку.

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались, подтверждаются следующими доказательствами: протоколом № 28 очередного заседания Думы Киренского муниципального образования от 26.03.2019г., решением Киренской ТИК №30/188 от 03.09.2016 года, постановлением администрации Киренского муниципального образования № 609 от 20.10.2017г. «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для ООО «Тепловодоканал», постановлением администрации Киренского муниципального образования № 721 от 01.12.2017г. «О внесении изменений в постановление администрации Киренского городского поселения от 20 октября 2017 гола № 608», концессионным соглашением № 1 от 01.09.2017г., концессионным соглашением № 2 от 01.09.2017г., представлением об устранении нарушений законодательства от 07.09.2018г., выписками из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.04.2019г., заявлением Губернатора Иркутской области от 19.02.2019г., Уставом Киренского муниципального образования, решением № 227/3 от 24.06.2016г., Регламентом Думы Киренского муниципального образования, постановлением администрации Киренского городского поселения № 282 от 28.08.2015г., Порядком предотвращения и урегулирования конфликта интересов для лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Киренского городского поселения, копией брачного договора от 10.10.2016г., справками ПАО Сбербанк от 01.08.2018г., справкой о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на Ч.Н. с 01.01.2017г. по 31.12.2017г., справкой о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супругу Ч.О. с 01.01.2017г. по 31.12.2017г., муниципальным контрактом № 161217/ЗК от 19.12.2017г., муниципальным контрактом № Ф.2017.574172 от 26.12.2017г., муниципальным контрактом № Ф.2017.586671 от 28.12.2017г., муниципальным контрактом № 17121/ЗК от 29.12.2017г., муниципальным контрактом № 060518/ЗК от 01.06.2018г., муниципальным контрактом № Ф.2018.271186 от 21.06.2018г., муниципальным контрактом № Ф.2018.271152 от 22.06.2018г., контрактом № Ф.2017.64757 от 06.03.2017г., контрактом № Ф.2017.66841 от 13.03.2017г., контрактом № Ф.2017.66836 от 13.03.2017г., контрактом № Ф.2017.71448 от 23.03.2017г., муниципальным контрактом № Ф.2017.190590 от 02.06.2017г., муниципальным контрактом № Ф.2017.198080 от 06.06.2017г., муниципальным контрактом № Ф.2017.248973 от 05.07.2017г., муниципальным контрактом № 060717/ЗК от 03.08.2017г., муниципальным контрактом № 070717/ЗК от 03.08.2017г., муниципальным контрактом № 100917/ЗК от 02.10.2017г., муниципальным контрактом № 151117/ЗК от 24.11.2017г., муниципальным контрактом № 141117/ЗК от 24.11.2017г., муниципальным контрактом № Ф.2017.531382 от 07.12.2017г., муниципальным контрактом № Ф.2017.312132 от 02.08.2017г., муниципальным контрактом № Ф.2017.535675 от 11.12.2017г.

Судом первой инстанции верно указано, что при осуществлении главой Киренского муниципального образования Ч.Н. функций по муниципальному управлению в отношении ООО «Тепловодоканал», ООО «УК «Энергия» возник конфликт интересов, поскольку передача указанным коммерческим организациям в пользование и владение муниципального имущества, установление долгосрочных тарифов, заключение с ними муниципальных контрактов связано с извлечением ими прибыли. При этом единственным учредителем ООО «Тепловодоканал», ООО «УК «Энергия» является супруга главы Киренского муниципального образования Ч.Н. - Ч.О., что, безусловно, свидетельствует о личной заинтересованности Ч.О. в принятии администрацией Киренского муниципального образования положительных решений в отношении указанных юридических лиц.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим муниципальную должность, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (в том числе супругами).

Судебная коллегия соглашается с суждением суда первой инстанции о том, что в данном случае речь идет не о конкретной выгоде, полученной главой Киренского МО Ч.Н. при утверждении тарифов, передаче муниципального имущества, заключении муниципальных контрактов, а о возможности получения дохода его супругой, что охватывается понятием личная заинтересованность, предусмотренным ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции».

Несмотря на то, что возникший конфликт интересов влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение главой Киренского муниципального образования Ч.Н. должностных (служебных) обязанностей, никаких мер по предотвращению конфликта интересов им предпринято не было, что им и не отрицалось.

Вопреки доводам ответчиков Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов для лиц, замещающих муниципальные должности в администрации Киренского городского поселения, утвержденный постановлением главы Киренского муниципального образования № 282 от 28.08.2015г., распространяется на главу Киренского муниципального образования Ч.Н. как на лицо, замещающее муниципальную должность.

По мнению судебной коллегии суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки административного ответчика Ч.Н. и его представителя на протоколы рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протоколы подведения итогов электронного аукциона не опровергают выводы суда о том, что ООО «Тепловодоканал», ООО «УК «Энергия» являлись участниками закупок, заказчиком которых выступала администрация Киренского городского поселения. Учредителем ООО «Тепловодоканал», ООО «УК «Энергия» является Ч.О. - супруга руководителя заказчика Ч.Н. Таким образом, при исполнении главой Киренского МО Ч.Н. полномочий возник конфликт интересов, к урегулированию которого он в соответствии с действующим законодательством обязан был предпринять соответствующие меры.

Также в нарушение запрета на участие в управлении коммерческой организацией глава Киренского муниципального образования Ч.Н. в период исполнения своих полномочий по данным ЕГРЮЛ являлся директором ООО «Водоканал», то есть лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица. Юридическое лицо не ликвидировано, занимается, в том числе, взысканием дебиторской задолженности, то есть извлечением прибыли.

Кроме того, будучи лицом, обязанным представлять достоверные и полные сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, глава Киренского муниципального образования Ч.Н. в справке за 2017г. не указал действующий счет Номер изъят от 18.01.2010г. в (данные изъяты), на который в 2017г. поступили денежные средства в размере 2347120,48 руб., также не указал, что является участником коммерческой организации ООО «Водоканал», в справке на имя супруги Ч.О. не указал доход от вкладов в размере 87815,15 руб. Указанные нарушения в связи с их характером, объемом, значительностью укрытых сведений следует признать существенными.

Ссылки административного ответчика Ч.Н. и его представителя на то, что согласно заявлению, приказу об увольнении, протоколу общего собрания участников ООО «Водоканал» Ч.Н. 20.09.2016г. уволен с должности директора ООО «Водоканал» не опровергают выводы суда о том, что по данным ЕГРЮЛ он вплоть до 22.11.2018г. являлся директором ООО «Водоканал», то есть лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, которое согласно справке директора ООО «Водоканал» Ч.Т. от 16.05.2019г. занимается, в том числе, взысканием дебиторской задолженности.

Факт того, что в справке о доходах Ч.Н. за 2017г. не указан действующий счет Номер изъят от 18.01.2010г. в (данные изъяты), не указан доход супруги от вкладов в размере 87815,15 руб., подтверждается справками о доходах и справками (данные изъяты) за период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. на имя Ч.Н. и на имя Ч.О.

Доводы о том, что денежные средства на неуказанный в справке о доходах счет Ч.Н. поступали от ООО «УК «Энергия» для оплаты кредита, который он оформил в банке на свое имя для нужд ООО «УК «Энергия», не опровергают выводы о том, что счет в банке открыт на имя Ч.Н., денежные средства поступали в распоряжение Ч.Н., поэтому не освобождали его от обязанности указать в справке о доходах соответствующую информацию относительно данного счета.

Указанные нарушения законодательства о противодействии коррупции являются основанием для единственно возможной меры ответственности - досрочного прекращения полномочий в виде удаления в отставку. Последствие в виде досрочного прекращения полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, является безальтернативным.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что процедура привлечения главы Киренского муниципального образования Ч.Н. к такому виду ответственности была соблюдена - Губернатор Иркутской области как высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в порядке ст. 74.1. Федерального закона № 131-ФЗ обратился в Думу Киренского муниципального образования с заявлением об удалении главы муниципального образования в отставку. Факты нарушения законодательства о противодействии коррупции со стороны главы Киренского муниципального образования Ч.Н. подтверждаются соответствующими доказательствами. Депутаты Думы Киренского муниципального образования надлежащим образом выявленные нарушения закона не исследовали, требования законодательства о последствиях таких нарушений в полном объеме не учли, в результате чего приняли противоречащее требованиям закона решение о не удалении главы Киренского муниципального образования Ч.Н. в отставку.

Кроме того доводы ответчиков о том, что никакого решения Дума Киренского муниципального образования 26.03.2019 г. по вопросу об удалении главы МО не принимала, опровергаются протоколом заседания Думы Киренского муниципального образования от 26.03.2019 г., согласно которому 26.03.2019 г. Думой было рассмотрено заявление Губернатора Иркутской области Левченко С.Г. от 19.02.2019 г. Номер изъят об удалении главы Киренского МО Ч.Н. в отставку, проведено обсуждение, голосование, заявление Губернатора не удовлетворено, тем самым Думой принято решение о не удалении главы Киренского МО Ч.Н. в отставку.

Статьей 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Таким образом, вопреки доводам административных ответчиков суд вправе указать на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, установив срок исполнения решения.

Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции о том, что Ч.Н. при исполнении обязанностей выборного должностного лица органа местного самоуправления допущены нарушения антикоррупционного законодательства, влекущие в силу действующих положений закона ответственность в виде удаления в отставку, а также факт признания судом решения о не удалении главы Киренского муниципального образования в отставку незаконным, Дума Киренского муниципального образования обязана в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, который суд считает разумным и достаточным, принять решение по вопросу об удалении главы Киренского муниципального образования Ч.Н. в отставку.

Частью 9 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Из приведенных положений закона следует, что Дума Киренского муниципального образования обязана устранить допущенные нарушения закона указанным судом способом в установленный срок.

По мнению судебной коллегии рассматривая сформулированные прокурором требования о способе устранения допущенных Думой Киренского муниципального образования нарушений закона, суд обоснованно исходил из того, что все они фактически направлены на досрочное прекращение полномочий главы Киренского муниципального образования. При этом такое прекращение полномочий должно соответствовать предусмотренному именно для данного случая законом способу защиты права. Частью 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. Одним из таких случаев является удаление в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона. Согласно статье 74.1. Федерального закона № 131-ФЗ несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку, в связи с чем надлежащим способом защиты права в данном случае является обязание представительного органа муниципального образования принять решение об удалении главы муниципального образования в отставку.

Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к обоснованному выводу, что главой Киренского муниципального образования Ч.Н. в период исполнения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления допущены существенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, влекущие безальтернативное последствие в виде удаления в отставку. Решение Думы Киренского муниципального образования о неудалении главы муниципального образования в отставку противоречит требованиям закона. Дума Киренского муниципального образования обязана устранить допущенное нарушение, удалив главу муниципального образования в отставку за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Учитывая изложенное, а также исходя из того, что приведенные в апелляционных жалобах доводы не содержат выводов, ставящих под сомнение законность оспариваемого решения суда, оснований для его отмены не имеется, обжалуемое решение является законным и обоснованным, принято при верном установлении юридически значимых обстоятельств и правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционных жалоб фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении, с которой коллегия согласна.

Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Киренского районного суда Иркутской области от 4 июля 2019 года, по настоящему административному делу, оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий В.Г. Петухова

Судьи: Р.И. Харин

Л.В. Гусарова

33а-8047/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Киренского района
Ответчики
Дума Киренского муниципального образования
Другие
Куклин Сергей Анатольевич
Губернатор Иркутской области Левченко С.Г.
Мищенко Виктор Николаевич
Черных Николай Михайлович
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
03.09.2019Передача дела судье
01.10.2019Судебное заседание
04.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2019Передано в экспедицию
01.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее