Дело № 2-11582/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2015 года г.Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кратенко М.В.,
при секретаре Кузнечиковой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усольцева ФИО11 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ИФНС России по Советскому району г. Красноярска об оспаривании действий в части внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, перерасчете суммы земельного налога
У С Т А Н О В И Л:
Усольцев А.В. обратился с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата», ИФНС России по Советскому району г. Красноярска об оспаривании действий (решений) в части отказа во внесения исправлении в сведения кадастрового учета земельного участка, отказа в перерасчете земельного налога.
Исковые требования мотивировал тем, что является собственником земельного участка по адресу <адрес> кадастровый №, общей площадью 3306 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – в целях эксплуатации нежилого здания по тому же адресу.
За 2012г. истцу был начислен земельный налог в сумме 339 444,05 руб.
При исчислении земельного налога ИФНС России по Советскому району г. Красноярска были использованы сведения о кадастровой стоимости земельного участка: в 2011г. – 22 629 603,06 руб., при этом не были учтены данные отчета №100 от 10.04.2013г. ООО «Аудит-Стандарт», согласно которому рыночная стоимость земельного участка равна 3 000 000 руб.
24.09.2013г. Арбитражным судом Красноярского края вынесено решение по иску Усольцева А.В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка равной его рыночной стоимости. Исковые требования Усольцева А.В. удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости 3 000 000 руб., определенной в соответствии с отчетом от 10.04.2013г. ООО «Аудит-Стандарт» по состоянию на 01.01.2011г. Указанное решение вступило в законную силу.
13.02.2014г. Усольцев А.В. обратился в ИФНС Советского района г. Красноярка с заявлением, в котором просил произвести перерасчет земельного налога по вышеуказанному земельному участку с учетом измененных сведений о его кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Красноярского края. В удовлетворении указанного заявления налоговым органом было отказано.
24.04.2014г. ИФНС Советского района г. Красноярска сообщило Усольцеву А.В. о наличии недоимки по земельному налогу в сумме 339 444,05 руб., также начислена пеня в сумме 18 677,76 руб. за период с 01.01.2012г. по 31.12.2013г.
24.04.2014г. истец обратился с жалобой на действия (решения) ИФНС Советского района г. Красноярска в Управление ФНС России по Красноярскому краю.
Решением от 15.05.2014г. Управлением ФНС России по Красноярскому краю также отказало Усольцеву А.В. в перерасчете земельного налога.
Указанные действия налоговых органов в части отказа в перерасчете земельного налога истец считает незаконными, просит отменить решение Управления ФНС России по Красноярскому краю № от 15.05.2014г. Кроме того, истец просит обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» внести исправления в сведения о кадастровом учете земельного участка с номером №, путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости 3 000 000 руб.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Управление ФНС России по Красноярскому краю.
В судебное заседание истец Усольцев А.В., его представитель – Шимкина Е.В. не явились, о дате времени и месте извещались неоднократно, заказными письмами с уведомлением, о причинах неявки не сообщили.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» - Самозванцева П.В., (доверенность от 16.10.2015), с иском не согласилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что в силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган документов, то есть в хронологическом (календарном) порядке. Решение Арбитражного суда Красноярского края от 24.09.2013г. по делу № А33-10802/2013, которым установлена новая кадастровая стоимость земельного участка, вступило в законную силу 25.10.2013г. На основании заявления собственника земельного участка – Усольцева А.В. 22.11.2013г. в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с номером 24:50:040013:680 внесены изменения на основании вышеуказанного решения суда, в настоящее время актуальная стоимость земельного участка составляет 3 000 000 руб. До установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости действовала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011г. № 708-П, которое не оспорено и незаконным не признано. Также указала на то, что в решении Арбитражного суда Красноярского края отсутствует какое-либо указание о том, что сведения о новой кадастровой стоимости подлежат внесению в кадастр объектов недвижимости с какой-либо определенной даты. Следовательно, установленная решением арбитражного суда стоимость земельного участка подлежит внесению в кадастр с момента вступления решения суда в законную силу, что и было сделано органом кадастрового учета. С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 03.07.2014г. № 1555-О о том, что изменение кадастровой стоимости само по себе не свидетельствует о недостоверности прежних сведений кадастрового учета и не является основанием для перерасчета земельного налога за прошлое время, просила в иске отказать в полном объеме. Просила рассмотреть дело в отсутствие истца по существу, поскольку истец уклоняется от явки в судебное заседание.
Представитель ИФНС России по Советскому району г. Красноярска – Зайцева Е.В. (доверенность от 06.07.2015г.) с иском также не согласилась, пояснила, что земельный налог рассчитывается исходя из актуальных сведений о стоимости земельного участка по данным службы кадастрового учета по состоянию на начало налогового периода, то есть по состоянию на 01 января текущего года, в случае изменения в течение года кадастровой стоимости земельного участка перерасчет земельного налога не производится. В письменном отзыве указала, что при исчислении земельного налога Усольцеву А.В. за 2011-2012гг. налоговый орган руководствовался информационным ресурсом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата», согласно которому кадастровая стоимость земельного участка в 2011-2012г. составляла 22 626 603,06 руб. Изменения в кадастровой стоимости земельного участка, согласно которым она составляет 3 000 000 руб. внесены в информационный ресурс лишь с 01.01.2014г. Таким образом, основания для перерасчета земельного налога за 2011, 2012 и 2013гг. у налоговой инспекции отсутствовали. С учетом указанных доводов просила отказать в удовлетворении иска, рассмотреть дело по существу в отсутствие истца.
Представитель УФНС по Красноярскому краю - Чайковская Н.В. (доверенность от 20.10.2014г.) в судебном заседании с иском не согласилась, представила возражение, в котором указала, что определение независимым оценщиком рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011г. само по себе не влечет применение новой кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения с указанной даты. Сведения о первоначально установленной кадастровой стоимости земельного участка (решением Правительства Красноярского края) не были признаны недостоверными, а сама кадастровая оценка недействительной.
Принимая во внимание, что истец Усольцев А.В. неоднократно извещался о времени и месте судебного слушания, заказными письмами, представитель истца – телефонограммой, установленное ст. 35 ГПК РФ требование добросовестно осуществлять процессуальные права, с учетом ходатайства ответчиком о рассмотрении дела по существу, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истца.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей ответчиков, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ в ред. на дату возникновения спорных отношений).
Налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. п. 1, 3 ст. 391 НК РФ).
По общему правилу ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Федеральным законом от 04.10.2014 № 285-ФЗ в ст. 391 НК РФ внесены изменения, согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Указанные изменения ст. 391 НК РФ вступили в силу с 01.01.2015г., не подлежат применению при рассмотрении данного спора.
Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 "Правил проведения кадастровой оценки земель", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Положениями ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Вместе с тем, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.
В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 03.07.2014г. № 1555-О, ст. 66 ЗК РФ, действительно, предусмотрено преимущество, в том числе для целей налогообложения, в применении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель. Вместе с тем, само по себе такое регулирование не означает, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований и не связана с рыночной стоимостью земельных участков. Установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель. Так, из ч. 8 ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости образует иное основание пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, нежели недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при ее определении. Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости, предусмотренное ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а именно технических ошибок и кадастровых ошибок в сведениях осуществляется по иным основаниям, нежели наличие расхождений в стоимости объекта недвижимости, вызванное разными методами и условиями его оценки, притом что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости относятся к сведениям государственного кадастра недвижимости о таком объекте (п. 11 ч. 2 ст. 7).
Таким образом, при отсутствии в судебном акте выводов о недействительности (по причине недостоверности, наличии технической или кадастровой ошибки) ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка и дате, с которой установлена новая кадастровая стоимость земельного участка, действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на налоговые правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта. Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в указанном случае является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную судебным актом кадастровую стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой, и должна применяться в новом, измененном виде. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения суда в законную силу по соответствующему иску.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в порядке п. 3 ст. 66 ЗК РФ направлено на будущее время, ее новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Следовательно, вступление в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края от 24.09.2013г. по делу № А33-10802/2013 по иску Усольцева А.В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по иску об установлении кадастровой стоимости земельного участка не может являться основанием для перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды (2011, 2012, 2013гг.), исходя из той кадастровой стоимости, которая установлена судебным актом.
Судом установлено, что Усольцеву А.В. принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу <адрес>, № кадастровый №, общей площадью 3306 кв.м. Право собственности зарегистрировано на основании договора купли-продажи от 11.09.2007г.
В связи с наличием в собственности вышеуказанного земельного участка, ИФНС России по <адрес> истицу Усольцеву А.В. поступило налоговое уведомление об уплате налога, из расчета в 2011г. кадастровой стоимости земельного участка 22 629 603,06 руб.
Решением Арбитражного суда <адрес> от 24.09.2013г. по делу № А33-10802/2013, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования Усольцева А.В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об установлении кадастровой стоимости земельного участка, постановлено: «Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес>, № общей площадью 3306 кв.м., в размере равном его рыночной стоимости – 3 000 000 руб.». Указанное решение не обжаловалось, вступило в законную силу 25.10.2013г.
В феврале 2014г. истец Усольцев А.В. обратился с заявлением в ИФНС России по Советскому району г. Красноярка о перерасчете земельного налога по участку с кадастровым номером № с 01.01.2011г., приложив заверенную копию решения Арбитражного суда Красноярского края от 24.09.2013г., которым была установлена новая кадастровая стоимость земельного участка. Указанное заявление Усольцева А.В. оставлено без удовлетворения, перерасчет земельного налога не произведен.
Не согласившись с решением ИФНС Советского района г. Красноярска, Усольцев А.В. обжаловал его в вышестоящий орган.
Решением от 15.05.2014г. Управления ФНС России по Красноярскому краю жалоба Усольцева А.В. на бездействие ИФНС России по Советскому району г. Красноярска в части отказа произвести перерасчет земельного налога оставлена без удовлетворения.
С какими-либо заявлениями в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» истец Усольцев А.В. не обращался, доказательства обратного суду не представлены.
Из пояснений представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» следует, что решение Арбитражного суда Красноярского края исполнено, сведения о кадастровой стоимости земельной участка, принадлежащего Усольцеву А.В., в размере его рыночной стоимости равной 3 000 000 руб. внесены в земельный кадастр с 01.01.2014г., соответствующая информация об изменении кадастровой стоимости направлена в налоговый орган.
Возражая против удовлетворения исковых требований Усольцева А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере 3 000 000 руб. с определенной даты – 01.01.2012г., обязании внести сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2012г. и отменить решение УФНС по Красноярскому краю №№ от 15.05.2014г., ответчики указывают на отсутствие оснований для применения решения арбитражного суда с обратной силой, а также пересчета земельного налога за прошлое время. С указанными доводами ответчиков следует согласиться.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.09.2013г. по делу № А33-10802/2013 не установлена недействительность ранее утвержденной кадастровой стоимости земельного участка, не признано незаконным и не отменено постановление Правительства Красноярского края от 22.11.2011г. № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края», также не установлено наличие какой-либо технической или кадастровой ошибки в кадастровом паспорте земельного участка истца. В решении арбитражного суда отсутствует указание на дату, с которой сведения о новой (измененной) кадастровой стоимости земельного участка подлежат государственному кадастровому учету. В связи с чем, решение Арбитражного суда Красноярского края от 24.09.2013г. по делу № А33-10802/2013 подлежит исполнению по общим правилам – с момента вступления в законную силу, то есть с 25.10.2013г. и не распространяется на предыдущие налоговые периоды (2011-2013 годы).
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Усольцева А.В. к ИФНС России по Советскому району г. Красноярска, поскольку налоговым органом обоснованно, в соответствии с действующим законодательством о земельном налоге, принято решение об отказе Усольцеву А.В. в перерасчете земельного налога.
Суд также не находит оснований для удовлетворения исковых требований Усольцева А.В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере 3 000 000 руб. по состоянию на 01.01.2012г. Из представленного ответчиком отзыва следует, что решение арбитражного суда фактически исполнено, сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка внесены в кадастр с 01.01.2014г., соответствующая информация включена в информационный ресурс, используемый налоговым органом для расчета земельного налога. С какими-либо заявлениями о внесении исправлении в сведения о кадастровом учете земельного участка истец Усольцев А.В. к ответчику ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не обращался.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Усольцева ФИО12 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ИФНС России по Советскому району г. Красноярска об оспаривании действий в части внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, перерасчете суммы земельного налога - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий М.В. Кратенко
Мотивированное решение изготовлено 27.10.2015г.