Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 28 » апреля 2021 года г.Нефтегорск.
Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием представителя административного истца Лукиной Д.В., при секретаре Емельяновой Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-89/2021 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области к Иванову Василию Анатольевичу о взыскании транспортного налога,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец просил взыскать с административного ответчика в доход государства как собственника ТС пени по транспортному налогу за 2015 год в сумме 617,47 рублей и за 2017 год в сумме 24,62 рублей (с учетом перерасчета). В обоснование требований указал, что ответчику направлялись налоговые уведомления об уплате налога, однако в установленный срок исполнены не были. Направлялись требования об уплате налога, которые также исполнены не были. Подавалось заявление о вынесении судебного приказа, который был отменен в связи с поступившими от должника возражениями. Однако до настоящего времени задолженность не погашена.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, пояснив, что за 2016 год ответчик уплатил транспортный налог в срок, за 2015 и 2017 годы с просрочкой, за 2017 год налог был пересчитан в сторону уменьшения за 3 месяца владения ТС. Представил данные из личного кабинета налогоплательщика, согласно которым за ответчиком числится задолженность по транспортному налогу в сумме 1386,75 рублей, в которую входят и взыскиваемые суммы пени, а также ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления в суд по причине неотражения налогоплательщика в списках для формирования заявлений о взыскании в соответствии со ст.48 НК РФ в информационном ресурсе АИС Налог-3 из-за некорректной работы программного продукта.
Административный ответчик возражал против удовлетворения иска, сославшись на отсутствие задолженности по транспортному налогу.
Выяснив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст.286 КАС РФ органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст.289 ч.6 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст.45 п.п.1, 2 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неуплата налогоплательщиком налога в установленный законом срок влечет образование недоимки, что в силу ст.69 НК РФ является основанием для направления ему требования об уплате налога, которое должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты налога. Требование об уплате налога может быть передано лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п.2 настоящей статьи. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Статьей 75 НК РФ предусмотрены пени за несвоевременную уплату налога.
На основании ст.48 п.2 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением об их взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения такого требования.
Если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, их сумма превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, их сумма не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения указанного 3-х летнего срока.
Согласно п.3 данной статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как разъяснено в п.20 Постановления Пленума ВС и ВАС РФ № 1/9 от 11.06.1999 года, при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица необходимо проверять, не истекли ли установленные п.3 ст.48 или п.1 ст.115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении КС РФ № 479-О-О от 22.03.2012 года, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.
На основании ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы ТС, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст.363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения ТС. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (в ред. Федерального закона № 320-ФЗ от 23.11.2015 года). Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Законом Самарской области № 86-ГД от 6.11.2002 года определены ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками, являющимися организациями, а также льготы по транспортному налогу, основания для их использования налогоплательщиками на территории Самарской области.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Иванов В.А. являлся собственником а/м <данные изъяты> г/н № в течение 2015 года и 3 месяцев 2017 года, а/м <данные изъяты> в течение 5 месяцев 2018 года. Ему направлялось налоговое уведомление № от 29.09.2016 года об уплате транспортного налога за 2015 год в сумме 28067 рублей, а впоследствии требование № от 6.02.2017 года об уплате недоимки по нему в указанной сумме и пени 617,47 рублей в срок до 3.04.2017 года; налоговое уведомление № от 11.09.2018 года об уплате транспортного налога за 2017 год в сумме 28067 рублей, а впоследствии требование № от 13.12.2018 года об уплате недоимки по нему в указанной сумме и пени 63,15 рублей в срок до 29.01.2019 года; налоговое уведомление № от 25.07.2019 года об уплате транспортного налога за 2018 год в сумме 653 рубля, а впоследствии требование № от 26.12.2019 года об уплате недоимки по нему в указанной сумме и пени 3,20 рублей в срок до 28.01.2020 года. При этом по представленным административным истцом данным КРСБ налогоплательщика транспортный налог за 2015 год был оплачен 14.02.2017 года без начисленных пеней, транспортный налог за 2017 год был уменьшен до 7017 рублей, который был оплачен 18.12.2018 года без начисленных пеней, которые также были уменьшены до 24,62 рублей.
Как усматривается из материалов административного дела № 2а-2290/2020 по заявлению МИФНС России № 8 по Самарской области от 28.10.2020 года 29.10.2020 года выносился судебный приказ о взыскании с Иванова В.А. задолженности по транспортному налогу за 2018 год в сумме 653 рубля и пени 645,29 рублей, который был отменен определением от 27.11.2020 года в связи с поступлением возражений от должника. Основанием для обращения в суд явилось неисполнение требований об уплате транспортного налога: за 2015 год № по состоянию на 6.02.2017 года (срок исполнения до 3.04.2017 года), за 2017 год № по состоянию на 13.12.2018 года (срок исполнения до 29.01.2019 года), за 2018 год № по состоянию на 26.12.2019 года (срок исполнения до 28.01.2020 года).
Таким образом, на момент вынесения последнего по времени требования налогового органа неоплаченная сумма налога не превышала 3000 рублей, в связи с чем с учетом того, что срок исполнения первого требования устанавливался до 3.04.2017 года, срок обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности по всем трем требованиям истек 3.10.2020 года. Между тем заявление о выдаче судебного приказа было подано 28.10.2020 года, т.е. с пропуском установленного ст.48 НК РФ срока. Несоблюдение данного срока является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку в силу закона принудительное взыскание налога за пределами установленных НК РФ сроков не может осуществляться.
Заявленное налоговым органом ходатайство о восстановлении этого срока не может быть удовлетворено, а изложенные в нем доводы признаны обоснованными и достаточными для его удовлетворения ввиду того, что требования об уплате налогов направлялись ответчику с перечислением существующей задолженности по всем налоговым платежам и взносам, в т.ч. пеням. Тем самым данное обстоятельство налоговому органу было известно, между тем не смотря на это право на своевременное обращение в суд реализовано не было.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области о взыскании с Иванова Василия Анатольевича недоимки по транспортному налогу (пени): за 2015 год в сумме 617,47 рублей и за 2017 год в сумме 24,62 рублей, на общую сумму 642,09 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.
Судья В.В.Лопутнев