Решение по делу № 33а-651/2020 от 20.01.2020

Судья Зеленская Т.Г.        Дело № 2а-874/2019

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 05 февраля 2020 года № 33а-651/2020

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Коничевой А.А.,

судей Сотникова И.А., Ширяевской Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Логиновой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 22 ноября 2019 года, которым административные исковые требования Жаравиной Л.А. удовлетворены.

    Признано незаконным и отменено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам (или) недопустимости размещениям объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от 16 августа 2019 года № 3-НС.

    На администрацию Великоустюгского муниципального района Вологодской области возложена обязанность согласовать и выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на основании уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 12 августа 2019 года и представленных документов.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., объяснения представителя административного ответчика Врабие М.А., представителей заинтересованных лиц Лобановой Т.В., Садинова Т.М., судебная коллегия

установила:

Жаравина Л.А. является собственником земельного участка площадью <адрес> кв.м с кадастровым номером №..., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Указанный участок образован Жаравиной Л.А. из двух принадлежащих ей земельных участков путем их перераспределения по решению от 21 июня 2019 года.

12 августа 2019 года Жаравина Л.А. направила в администрацию Великоустюгского муниципального района уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке.

16 августа 2019 года администрацией Великоустюгского муниципального района Жаравиной Л.А. выдано уведомление № 3-НС о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, так как земельный участок находится в зоне затопления паводковыми водами 1% обеспеченности; в отношении земельного участка установлены ограничения прав на земельный участок.

Оспаривая правомерность уведомления, Жаравина Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Считает, что отказ уполномоченного органа противоречит подпункту 5 пункта 2 статьи 8, статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 15 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», административному регламенту предоставления муниципальной услуги, Уставу администрации и нарушает её права и законные интересы.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе руководитель администрации Великоустюгского муниципального района Котов С.В. ставит вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал, что земельный участок истца находится в зоне особого использования территорий, где запрещается строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. Административным истцом не представлено доказательств наличия в д.Юдино защиты объектов капитального строительства от затопления.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации Великоустюгского муниципального района по доверенности Врабие М.А. апелляционную жалобу поддержала.

Представитель заинтересованного лица Правительства Вологодской области по доверенности Лобанова Т.В., представитель заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и окружающей среды Вологодской области по доверенности Садинов Т.М. апелляционную жалобу администрации Великоустюгского муниципального района поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему.

Из содержания положений статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

В силу пункта 1 части 2 указанной статьи могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, зоны затопления, подтопления.

Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, далее - ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий, по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.

Согласно части 5 статьи 67.1 ВК РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.

В соответствии со статьей 67.1 ВК РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод. В целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя:

1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов;

2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;

3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской.

Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В силу пункта 1 части 6 указанной статьи в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.    

В соответствии с положениями статьи 51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам (или) недопустимости размещениям объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от 16 августа 2019 года № 3-НС является незаконным, поскольку уполномоченными органами, а также самим собственником земельного участка принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод, проводятся мероприятия для обеспечения инженерной защиты населенных пунктов, в том числе д.Юдино Великоустюгского района, и объектов строительства от затопления, подтопления.

С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может по следующим причинам.

Из материалов дела следует, что д.Юдино находится в границах Великоустюгского муниципального района, располагается вблизи г.Великий Устюг. Оба населенных пункта находятся на берегах крупных рек Сухона и Северная Двина Двинско-Печорского бассейнового округа. Кратчайшее расстояние от Юдинского сельского поселения до реки Северная Двина составляет 1,32 км.

    Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно Генеральному плану сельского поселения Юдинское земельный участок, принадлежащий Жаравиной Л.А., расположен в зоне подверженной затоплению 1% паводком.

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил).

Согласно пункту 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости.

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).

Вопреки доводам административного истца, в кадастровой выписке о земельном участке от 16 августа 2019 года №... установлены ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 ЗК РФ и статьей 67.1 ВК РФ.

Соответствующие сведения о зонах затопления внесены в Единый государственный реестр недвижимости 5 и 6 июня 2019 года.

Удовлетворяя требования, суд первой инстанции указал, что исходя из буквального толкования части 5 статьи 67.1 ВК РФ, отсутствует безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления, обязанность проведения которых в силу части 7 указанной нормы возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществляющего строительство жилого дома. Само по себе отнесение земельного участка к зоне затопления, подтопления не препятствует осуществлению на нем индивидуального жилищного строительства.

При этом судом сделан вывод о проведении мероприятий по инженерной защите населенных пунктов, в том числе, д.Юдино.

Такой вывод основан на неправильной оценке представленных в материалы дела доказательств.

Из информации Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области следует, что превентивные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод р.Сухоны и р.Северной Двины, в том числе, дноуглубительные работы, ледорезные и взрывные работы, чернение льда минимизируют последствия весеннего паводка, но не предотвращают затопления населенных пунктов Великоустюгского муниципального района.

Из представленных муниципальных контрактов на выполнение путевых (дноуглубительных) работ следует, что работы по дноуглублению проводятся только на подходе к правому берегу р.Северная Двина. Правительством области за счет субвенций федерального бюджета проведены дноуглубительные работы на 4-6 км. р.Сухоны, что направлено на защиту г.Великий Устюг от затопления и не обеспечивает инженерную защиту других населенных пунктов Великоустюгского муниципального района. В настоящее время разработан комплекс противопаводковых инженерных сооружений в г.Великий Устюг, которые не обеспечивают противопаводковую защиту Юдинского сельского поселения, кроме того, работы по инженерной защите города от негативного воздействия вод не завершены.

Изложенное свидетельствует о том, что у органа местного самоуправления имелись законные основания для направления в адрес Жаравиной Л.А. уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку отсутствует инженерная защита д.Юдино от затопления, подтопления.    

Что касается представленной административным истцом выкопировки из схемы планировочной организации земельного участка, то указанные в ней мероприятия по защите от подтопления проектируемого дома (устройство отсыпки привозным грунтом участка на высоту 1 м, возведение фундамента и цоколя жилого дома из керамического кирпича, высота цоколя жилого дома более чем на 0,6 м выше уровня возможного подтопления паводковыми водами), не свидетельствуют об обеспечении инженерной защиты объекта строительства.

В соответствии с отчетом о подготовке предложений по определению границ затопления, подтопления на территории Великоустюгского района Вологодской области, за исключением г.п.Красавино, расчетные абсолютные отметки максимальных уровней 1% обеспеченностью для г.Великого Устюга составляют 59,011 метров Балтийской системы.

Предложения по определению границ зон затопления, на территории Великоустюгского района области, за исключением г.п.Красавино, утверждены приказом Двинско-Печорского бассейнового водного управления от 12 октября 2018 года № 64, поэтому строительство объектов капитального строительства на земельном участке Жаравиной Л.А. возможно только при обеспечении инженерной защиты на отметках не ниже уровня 59,011 метров Балтийской системы (9,671 м. над «0» графика).

Таким образом, Жаравиной Л.А. не представлено доказательств, свидетельствующих об обеспечении инженерной защиты планируемого объекта строительства. Более того, из анализа статьи 51.1 ГрК РФ и статьи 67.1 ВК РФ следует, что выдаче уведомления должна предшествовать не только разработка, но и осуществление специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, и неправильным применением норм материального права.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 22 ноября 2019 года отменить. Принять по делу новое решение, которым Жаравиной Л.А. отказать в удовлетворении заявленных требований.

Председательствующий:    

Судьи:    

33а-651/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Жаравина Лидия Афанасьевна
Ответчики
Администрация Великоустюгского муниципального района
Другие
Правительство Вологодской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области
Двинско-Печорское бассейновое водное управление
филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области
Департамент природных ресурсов и окружающей среды Вологодской области
Администрация сельского поселения Юдинское
Федеральное агентство водных ресурсов России
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
21.01.2020Передача дела судье
05.02.2020Судебное заседание
12.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2020Передано в экспедицию
05.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее