РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2022 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Тришкина Е.Л.,
при секретаре Гольник Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1030/2022 по административному исковому заявлению Афанасьевой М. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконными решения о приостановлении государственной регистрации ограничения (обременения) – ипотеки,
УСТАНОВИЛ:
Афанасьева М.А., обратилась в Жигулевский городской суд Самарской области с указанным выше административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, требуя:
- признать незаконными решения Управления Росреестра по Самарской области № № от ДД.ММ.ГГГГ; № № от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации ограничения (обременения) – ипотеки в отношении объектов недвижимого имущества: квартиры с КН №, общей площадью 60,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>; нежилого помещения с КН №, общей площадью 45,1 кв.м., по адресу: <адрес>;
- обязать Управление Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию ограничения (обременения) – ипотеки в отношении объектов недвижимого имущества: квартиры с КН №, общей площадью 60,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>; нежилого помещения с КН №, общей площадью 45,1 кв.м., по адресу: <адрес>
В обоснование требований административный истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ Афанасьева М.А. и Канатьева М.Н. обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (через МФЦ) с заявлениями о государственной регистрации ипотеки на объекты недвижимости:
- жилое помещение - квартиру общей площадью 60,2 кв.м. (кадастровый номер №) расположенную по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение, назначение нежилое, общая площадь 45,1 кв.м., 1 этаж, номера на поэтажном плане позиции: 72,73,89 (кадастровый (или условный) №) расположенное по адресу: <адрес>.
К заявлению о государственной регистрации ипотеки на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены договоры займа, договоры залога, расписки, а также квитанции об оплате государственной пошлины.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком приняты решения о приостановлении государственной регистрации ипотеки в отношении указанного выше недвижимого имущества.
В решениях указано, что осуществление действий по государственной регистрации ипотеки приостанавливается в соответствии с п. 5,7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до ДД.ММ.ГГГГ.
В уведомлениях о приостановлении срока государственной регистрации № № и № от ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Б.В.С. указано, что в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости) особенности условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, а также особенности их изменения по требованию заемщика и особенности условий договора страхования, заключенного при предоставлении потребительского кредита (займа), обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, устанавливаются Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 353-ФЭ «О потребительском кредите (займе)».
Таким образом, статья 9.1 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» содержит отсылочную норму к Федеральному закону от 21 декабря 2013 года N 353-ФЭ «О потребительском кредите (займе)».
Федеральный закон от 21 декабря 2013 года N 353-ФЭ «О потребительском кредите (займе)» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора. Вместе с тем, исходя из статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЭ «О потребительском кредите (займе)», кредитором может выступать организация, осуществляющая профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов. Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокерам клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
Государственным регистратором Барабиной B.C. сделан вывод, что, исходя и буквального прочтения указанных норм, ей представляется, что государственная регистрация ипотеки, возникающая на основании договоров, заключаемых в обеспечении исполнения обязательств по договору займа, заимодавцем по которому выступает физическое лицо, не представляется возможным.
То есть в оспариваемом решении о приостановлении государственной регистрации ипотеки регистратором указывается на несоответствие закону договора займа денежных средств, в обеспечение которого заключен договор ипотеки.
Истец считает вышеуказанные доводы государственного регистратора ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Действующее гражданское законодательство определяет понятие договора займа, его существенные условия и стороны, а также порядок регистрации договора залога недвижимости, заключенного во исполнение обязательств должника по договору займа.
При этом законом не запрещено заключение договоров займа с обеспечением исполнения обязательств по нему посредством заключения договора залога недвижимого имущества между физическими лицами.
Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане свободны в заключении договора.
Договор займа заключен займодавцем Афанасьевой М.А. как физическим лицом.
Ссылка государственного регистратора на нормы Федерального закона от 21 декабря 2013 № 353-ФЭ «О потребительском кредите (займе)» для правовой оценки отношений, сложившихся между сторонами по договору займа, физическими лицами, не уместна.
Толкование положений ст.ст. 1 и 3 указанного Закона в совокупности не предполагают возможность выводы о том, что запрещено заключение договоров займа, а также в целях обеспечения исполнения обязательств – договора ипотеки между физическими лицами.
Федеральный закон от 21 декабря 2013 № 353-ФЭ «О потребительском кредите (займе)» не регулирует отношения между физическими лицами в связи с заключением мим договора займа и непосредственно не запрещает заключение таких сделок.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена государственный регистратор Жигулевского отдела Управления Росреестра по Самарской области Барабина В.С., в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Самарской области.
Административный истец Афанасьева М.А., ее представитель Пронин Н.Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились, до начала судебного заседания представитель Пронин Н.Г., предоставил заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие и в отсутствие административного истца.
Заинтересованное лицо Канатьева М.Н., извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, причин неявки суду не сообщила, об отложении не ходатайствовала.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее предоставил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал что административные исковые требования не признает, считает оспариваемые решения законными и обоснованными.
Административный ответчик государственный регистратор Жигулевского отдела Управления Росреестра по Самарской области Барабина В.С., представитель заинтересованного лица Управление Росреестра по Самарской области, извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причин неявки суду не сообщили.
Исследовав материалы дела, суд считает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу п.п. 9, 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возлагается обязанность доказывания следующих обстоятельств: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об ипотеке (залоге недвижимости)" договор об ипотеке заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, и подлежит государственной регистрации. Составления одного документа не требуется в случае изменения условий обязательства, обеспеченного ипотекой, в соответствии со статьей 6.1-1 Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" или в соответствии со статьями 6, 7 и 7.2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа".
Государственная регистрация договора об ипотеке (в случае, если федеральным законом установлено требование о государственной регистрации договора об ипотеке) является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об ипотеке (ст. 11 ФЗ «Об ипотеке»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года № 457, полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
С 01.01.2017 года вступил в законную силу Федеральный закон от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 указанного Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно на основании заявления лиц, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что Канатьевой М.Н., на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- квартира с КН №, площадью 60,2 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение, общей площадью 45,1 кв.м., номера на поэтажном плане поз. №, по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Афанасьевой М.А. (займодавец) и Канатьевой М.Н. (заемщик) заключен договор займа, обеспеченного залогом, согласно которому займодавец обязуется предоставить заемщику заем в размере 500 000 руб., на срок 1 год (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). П. 1.3 указанного договора предусмотрено, что залог предоставляется под залог принадлежащего заемщику недвижимого имущества: квартиры площадью 60,2 кв.м., КН №, по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Афанасьевой М.А. (залогодержатель) и Канатьевой М.Н. (залогодатель)заключен договор об ипотеке (залоге недвижимости), согласно которому залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, в случае неисполнения залогодателем этого обязательства (п.2 Договора) имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к залогодателю по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества. Залогодатель передает, а залогодержатель принимает в залог принадлежащее залогодателю на праве собственности недвижимое имущество: квартиру площадью 60,2 кв.м., КН №, по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Афанасьевой М.А. (займодавец) и Канатьевой М.Н. (заемщик) заключен договор займа, обеспеченного залогом, согласно которому займодавец обязуется предоставить заемщику заем в размере 300 000 руб., на срок 1 год (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). П. 1.3 указанного договора предусмотрено, что залог предоставляется под залог принадлежащего заемщику недвижимого имущества: нежилого помещения, назначение нежилое, общая площадь 45,1 кв.м., 1 этаж номера на поэтажном плане позиции: 72, 73, 89 (кадастровый (или условный) номер №) по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Афанасьевой М.А. (залогодержатель) и Канатьевой М.Н. (залогодатель)заключен договор об ипотеке (залоге недвижимости), согласно которому залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, в случае неисполнения залогодателем этого обязательства (п.2 Договора) имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к залогодателю по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества. Залогодатель передает, а залогодержатель принимает в залог принадлежащее залогодателю на праве собственности недвижимое имущество: нежилое помещение, назначение нежилое, общая площадь 45,1 кв.м., 1 этаж номера на поэтажном плане позиции: 72, 73, 89 (кадастровый (или условный) номер №) по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Канатьева М.Н., обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями:
- № № о государственной регистрации ограничения права и (или) (обременения) объекта недвижимости с КН №;
- № № о государственной регистрации ограничения права и (или) (обременения) объекта недвижимости с КН №.
Решениями от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация была приостановлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решениями от ДД.ММ.ГГГГ № № и № №, соответственно, в государственной регистрации ограничения права и (или) (обременения) объектов недвижимости с КН № и с КН № Канатьевой М.Н., было отказано
Основанием для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации ограничения права и (или) (обременения) объектов недвижимости с КН № и с КН № послужило наличие предоставленных на государственную регистрацию договоров займа обеспеченных залогом от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствующих по форме и содержанию требованиям Закона об ипотеки и Закона о потребительском кредите.
В силу ч. 1 ст.21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Согласно ст.9.1 Федерального закона от 16.07.1998 М102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке) особенности условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, а также особенности их изменения по требованию заемщика и особенности условий договора страхования, заключенного при предоставлении потребительского кредита (займа), обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, устанавливаются Федеральным законом от 21 декабря 2013 года Ю53-ФЭ "О потребительском кредите (займе) " (далее - Закон о потребительском кредите).
Таким образом, ст.9.1 Закона об ипотеке содержит отсылочную норму к Закону о потребительском кредите в случае заключения договора займа с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой.
Исходя из ст.3 Федерального закона от 21 декабря 2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», кредитором может выступать организация, осуществляющая профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов. Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
С 01.10.2019 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 02.08.2019 №271-ФЗ в ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Так, ст.6.1 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» предусматривает, что деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, может осуществляться кредитными организациями, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, учреждением, созданным по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы военнослужащих, единым институтом развития в жилищной сфере, а также организациями, осуществляющими деятельность по предоставлению ипотечных займов в соответствии с требованиями, установленными единым институтом развития в жилищной сфере, и включенными в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов.
С учетом изложенного, деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, может осуществляться ограниченным кругом лиц.
В указанном перечне, являющимся закрытым, отсутствуют как индивидуальные предприниматели, так и физические лица - займодавцы.
Исходя из буквального толкования указанных выше норм, положения законодательства об ограничении круга лиц, имеющих право предоставления гражданам займов, обеспеченных ипотекой, в рассматриваемой ситуации свидетельствует о прямом запрете на заключение между физическими лицами договоров займа, обеспеченных ипотекой, в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Системное толкование ст.9.1 "Об ипотеке (залоге недвижимости)" которым регулируются отношения по договору займа между физическими лицами, и положений Закона о потребительском кредите в их совокупности и взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что положения сг.6.1 Закона о потребительском кредите применяются ко всем кредитным договорам, договорам займа, заемщиком по которым является физическое лицо, получившее кредит в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Ст.4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Деятельность некредитных финансовых организаций регулируется в том числе Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Согласно п.11 ст. 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" микрофинансовые организации не вправе выдавать займы физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязательства заемщика по которым обеспечены залогом (за исключением случаев, когда учредителем (акционером, участником) микрофинансовой организации, предоставляющей заем, является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), в том числе жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу.
С учетом изложенного следует, что Афанасьева М.А., не имела права заключать договор займа (обеспеченного залогом), поскольку на момент его заключения не являлась юридическим лицом, не соответствовала требованиям Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", Закона о потребительском кредите (не имела разрешенный вид ОКВЭД - 64.92.1 - деятельность по предоставлению потребительского кредита, следовательно, в соответствии с Законом об ипотеке договор залога не может быть заключен в обеспечение договора займа.
Во всех случаях лицо, предоставляющее займы, должно быть зарегистрировано в установленном порядке, иметь место (места) оказания услуг (места приема заявлений о предоставлении потребительского кредита (займа), официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, быть внесено в соответствующий государственный реестр (для микрофинансовых организаций, ломбардов) или являться членом саморегулируемой организации (для кредитных потребительских кооперативов).
Кроме того, предметом одного из договора об ипотеке (залоге недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ (п.п.1.2.1, 1.2.2) является нежилое помещение площадью 45,1 кв.м., 1 этаж с КН №, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее залогодателю Канатьевой М.Н. на праве собственности, о чём в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации №.
Однако согласно выписке, из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, содержится запись об объекте недвижимости с КН №, имеющим иные характеристики: жилое помещение - квартира площадью 42,4 кв.м., на 4-ом этаже, расположенная по адресу: <адрес> (запись регистрации о праве собственности Канатьевой М.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Ввиду указанных разночтений в отношении объекта недвижимости невозможно определить предмет представленного на государственную регистрацию договора об ипотеке (залоге недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у регистрирующего органа имелись достаточные оснований для приостановления и последующего отказов в государственной регистрации ограничения права и (или) (обременения) объектов недвижимости с КН № и с КН №
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, оспариваемые решения являются законными, приняты административным ответчиком в соответствии со своими полномочиями, права административных истцов не нарушают.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», ст. 27, 56, 95 ЗК РФ, ст. 64, 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Афанасьевой М. А. в удовлетворении административных исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконными решений от ДД.ММ.ГГГГ № № и № № о приостановлении государственной регистрации прав ограничения и (или) (обременения) в отношении объектов недвижимости с кадастровым номером № и с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области Е.Л. Тришкин
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области Е.Л. Тришкин