Гражданское дело № 2-11/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 25 февраля 2016 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Яковенко Т.И.
при секретаре Кононовой Ю.Е.,
с участием представителя истца - старшего помощника Енисейского межрайонного прокурора Насибулиной В.Р., представителя ответчика МУП «Городской коммунальный сервис» - Сотниковой Ю.А., представителя третьего лица администрации г. Енисейска – Евланова О.О., представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице Территориального отдела в г. Лесосибирске – Павловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению Енисейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию г. Енисейска «Городской коммунальный сервис» о признании незаконным бездействия, понуждении выполнения обязательных требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, и об охране водных объектов,
УСТАНОВИЛ:
Енисейский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию г. Енисейска «Городской коммунальный сервис» (далее – МУП «Горкомсервис»), в котором с учетом последних уточнений, просил признать незаконным бездействие ответчика, выраженное в неисполнении требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране водных объектов и обязать ответчика в срок до 1 июля 2016 года:
- разработать проект организации зон санитарной охраны водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала (согласно договору аренды № 01 с 15 от 21 октября 2014 г.) по адресам:
- водонапорная башня - <адрес>, водонапорная башня - <адрес>, водонапорная башня - <адрес>, скважина №1 (водоканал) - <адрес>, скважина №2протяженностью 150 м - <адрес>, скважина №3 (центральная котельная) протяженностью 160 м - <адрес>, скважина № 6 протяженностью 70 м - <адрес>, скважина №7протяженностью 100 м - <адрес>, скважина № 8 - <адрес>, скважина №9 площадью 75м3, протяженностью 200 м - <адрес>, скважина №70 площадью 75м3 протяженностью 150м - <адрес>, скважина №11 площадью 25 м3 - <адрес>, скважина №12 - г. <адрес>, скважина № 13 площадью 25м3 - <адрес>, скважина №15 площадью 15 м3 - <адрес> скважина №16 - <адрес> скважина №20 и, №21 - <адрес>, скважина (нежилое строение из дерева) - <адрес> скважина (нежилое строение из дерева) - <адрес> скважина - <адрес> скважина - <адрес>, скважина (нежилое строение из дерева) - <адрес>, скважина (нежилое строение из дерева) - <адрес>, скважина холодного водоснабжения - <адрес> (согласно договору аренды № 01 с 15 от 21 октября 2014 г.), с определением границ зоны и составляющих ее поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правилами и режимом хозяйственного использования территории трех поясов ЗСО;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО водозабора, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала по адресам: водонапорная башня - <адрес>, водонапорная башня - <адрес> водонапорная башня - <адрес>, скважина №1 (водоканал) - <адрес>, скважина №2протяженностью 150 м -<адрес>, скважина №3 (центральная котельная) протяженностью 160м - <адрес>, скважина №6 протяженностью 70м - <адрес> скважина №7протяженностью100 м - <адрес>, скважина №8 - <адрес>, скважина №9 площадью 75м3, протяженностью200 м - <адрес>, скважина №70 площадью 75м3, протяженностью 150м - <адрес>, скважина №11 площадью 25м3 - <адрес> скважина №12 - <адрес>, скважина №13 площадью 25м3 - <адрес>, скважина №15 площадью 15 м3 - <адрес> скважина № 16 г. - <адрес> скважина №20, №21 - <адрес>, скважина (нежилое строение из дерева) - <адрес> скважина (нежилое строение из дерева) - <адрес> скважина - <адрес> скважина - <адрес> скважина (нежилое строение из дерева) - <адрес> скважина (нежилое строение из дерева) - <адрес>, скважина холодного водоснабжения - <адрес>
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии выше указанных водных объектов - водозаборных скважин в конкретно указанных целях (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
- согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю;
- получить решение Министерства природных ресурсов Красноярского края на использование водного объекта – р. Енисей, для сброса сточных, в том числе дренажных вод;
- разработать проект НДС загрязняющих веществ в водный объект – р. Енисей;
- согласовать с управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю размещение пунктов контроля за качеством воды водных объектов, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, а также периодичность проведения исследований и предоставления данных;
- возложить обязанность на ответчика осуществлять контроль за составом сточных вод, качеством воды водного объекта (р. Енисей) по микробиологическим (возбудители кишечных инфекций, ТКБ, ОКБ, колифаги) и паразитологическим (жизнеспособные яйца гельминтов (аскарид, власоглав, токсокар, фасциол), онкосферы тениид, и жизнеспособные цисты патогенных простейших) показателям, путем отбора проб.
Требования мотивированы тем, что Енисейской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов, в ходе проведения которой в деятельности МУП «Горкомсервис» были выявлены нарушения действующего законодательства.
Так, источником водоснабжения в г. Енисейске являются подземные источники (артезианские скважины) в количестве 20 единиц, эксплуатация которых осуществляется ответчиком, согласно договору аренды № 01 с 15 от 21 октября 2014 г., заключенному между МУП «Очистные сооружения» г. Енисейска и МУП «Городской коммунальный сервис».
Ответчиком нарушаются санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В нарушение положений ст.11, ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требований п. п. 1.2., 1.4,1.5, 1.6, 1.13, 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предприятием МУП «Горкомсервис» не разработан (не представлен) проект организации зон санитарной охраны источников водоснабжения (ЗСО) - водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала по адресам, указанным в договоре аренды № 01 с 15 от 21 октября 2014 г., с определением границ зоны и составляющих ее поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правилами и режимом хозяйственного использования территории трех поясов ЗСО; не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО водозабора, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала по адресам (согласно договору аренды № 01 с 15 от 21 октября 2014 г.).
В нарушение требований ч.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водных объектов - водозаборных скважин (согласно договору аренды № 01 с 15 от 21 октября 2014 г.) в конкретно указанных целях (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) осуществляется МУП «Горкомсервис» в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Также предприятием МУП «Горкомсервис» программа производственного контроля качества питьевой воды не согласована с органами государственного санитарно-эпидемиологического контроля, что не соответствует требованиям ст.25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении», п.2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В ходе проверки установлено, что в структуру предприятия входят очистные сооружения канализации, расположенные по адресу <адрес> Сброс очищенных сточных вод осуществляется в р. Енисей.
Однако в нарушение ст.11 Водного кодекса РФ разрешение на использование водного объекта МУП «Горкомсервис» не получено; не разработан проект НДС загрязняющих веществ в водные объекты, что является нарушением требований п. 4 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.6.11 СанПиН 2.1.5. 980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения».
В нарушение требований п.7.1, 7.3 СанПиН 2.1.5. 980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения» размещение пунктов контроля, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, а также периодичность проведения исследований и предоставления данных ответчиком не согласованы с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы; контроль за составом сточных вод, качеством воды водного объекта (р. Енисей) по микробиологическим (возбудители кишечных инфекций, ТКБ, ОКБ, колифаги) и паразитологическим (жизнеспособные яйца гельминтов (аскарид, власоглав, токсокар, фасциол), онкосферы тениид, и жизнеспособные цисты патогенных простейших) показателям не осуществляется.
По факту выявленных нарушений вынесены два постановления об административных правонарушениях по результатам рассмотрения которых директор МУП «Горкомсервис» привлечен к административной ответственности по ст.6.5 и 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2000 и 500 рублей соответственно.
Ссылаясь на то, что нарушения, допущенные ответчиком, создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья и права на биологическую безопасность, на благоприятную среду обитания, прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц жителе г. Енисейска, а также потребителей услуги водоснабжения, предоставляемой ответчиком, обратился в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании представитель истца –Насибулина В.Р. настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований по изложенных в иске основаниям.
Представитель ответчика МУП «Горкомсервис» - Сотникова Ю.А. в судебном заседании исковые требования признала частично, в части требований о возложении обязанности на МУП «Горкомсервис» согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды с управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю; получить решение Министерства природных ресурсов Красноярского края на использование водного объекта – р. Енисей, для сброса сточных, в том числе дренажных вод; разработать проект НДС загрязняющих веществ в водный объект – р. Енисей; согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю размещение пунктов контроля за качеством воды водных объектов, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, а также периодичность проведения исследований и предоставления данных; осуществлять в дальнейшем контроль за составом сточных вод, качеством воды водного объекта (р. Енисей) по микробиологическим и паразитологическим показателям, путем отбора проб.
В остальной части требования не признала, ссылаясь на то, что указанные истцом объекты водоснабжения находятся у ответчика в аренде; при этом техническая документация на объекты водоснабжения арендатором МУП «Очистные сооружения» не передавались, таковая вообще отсутствует, в связи с чем предприятие не располагает сведениями о техническом состоянии объектов; требования о ЗСО объектов водоснабжения будет невозможно исполнить ввиду необходимости проведения комплекса мероприятий по переустройству, ремонту, планированию и строительству новых скважин, что ответчик самостоятельно не сможет выполнить; ответчиком в 2015 году была разработана программа производственного контроля качества холодной воды, однако до настоящего времени программа не согласована в Управлении Роспотребнадзора, поскольку была возвращена им в МУП «Горкомсервис» на доработку, в связи с чем полагала, что бездействие со стороны ответчика отсутствует.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице Территориального отдела в г. Лесосибирске – Павлова И.В. участвуя в ходе рассмотрения дела, исковые требования полагала подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации г. Енисейска – Евланов О.О., участвуя в ходе рассмотрения дела, исковые требования в части полагал необоснованными, ссылаясь на осуществление ответчиком действий, направленных на согласование программы производственного контроля качества холодной воды в Управлении Роспотребнадзора, на получение разрешения на водопользование, в том числе посредством заключения ответчиком договоров на разработку проекта НДС, проведение контроля состава сбрасываемых сточных вод.
Представители третьих лиц МУП «Очистные сооружения», администрации г. Енисейска, Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края просили каждый о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо - МКУ «Управление муниципальным имуществом города Енисейска», извещенное о рассмотрении дела своего представителя в суд не направило, возражений против рассмотрения дела в отсутствие такового, а также против удовлетворения иска не предоставило.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что источниками водоснабжения населения города Енисейска Красноярского края являются три водонапорные башни, расположенные в г. Енисейске по <адрес>, <адрес>, <адрес> и артезианские скважины в количестве 20 единиц, расположенные по адресам: скважина №1 (водоканал) - <адрес>, скважина №2протяженностью 150 м - <адрес>, скважина №3 (центральная котельная), протяженностью 160 м - <адрес>, скважина № 6 протяженностью 70 м - <адрес>, скважина №7протяженностью 100 м. - <адрес>, скважина № 8 - <адрес> скважина №9 площадью 75м3, протяженностью.200 м - <адрес>, скважина №70 площадью 75м3, протяженность150м - <адрес>, скважина №11 площадью 25м3 - <адрес>, скважина №12 - г. <адрес>, скважина № 13 площадью 25м3 - <адрес>, скважина №15 площадью 15 м3 - <адрес> скважина №16 - <адрес>, скважина №20 и, №21 - <адрес>, скважина (нежилое строение из дерева) - <адрес>, скважина - г<адрес>, скважина протяженностью 100 м - <адрес>, скважина - <адрес>, скважина - г<адрес>, скважина - <адрес> скважина холодного водоснабжения - <адрес>
Данные источники водоснабжения состоят в реестре муниципальной собственности г. Енисейска, что подтверждено представленными стороной ответчика соответствующими выписками из реестра муниципальной собственности, и эксплуатируются МУП «Горкомсервис» на основании заключённого ответчиком с МУП «Очистные сооружения» договора аренды № 01с15 от 21 октября 2014 года и акта приема-передачи объектов и оборудования от 01 января 2015 года.
Как следует из пояснений представителя администрации г. Енисейска, и не оспаривалось истцом, право муниципальной собственности на указанные объекты водоснабжения муниципальным образованием г. Енисейск в установленном порядке не зарегистрировано.
Также установлено, что на основании распоряжения администрации г. Енисейска от 01.11.2010 г. № 1262-р и в соответствии с договором о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию «Очистные сооружения» № 168 от 01.11.2010 г. Отделом по вопросам имущественных отношений администрации г. Енисейска, осуществлявшем полномочия по распоряжению муниципальным имуществом (функции которого в настоящее время выполняет МКУ «Управление муниципальным имуществом г. Енисейска») в хозяйственное ведение МУП «Очистные сооружения» г. Енисейска было передано по акту приема-передачи имущество, в том числе водозабор, водонапорные башни, водопроводы, водопроводные сети, скважины, а также очистные сооружения, канализационно-насосные станции, канализационный коллектор и др.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 декабря 2013 года МУП «Очистные сооружения» г. Енисейска признано банкротом, в отношении него введена процедура конкурсного управления, которая до настоящего времени не завершена; производственную деятельность данное предприятие с 2013 года не осуществляет.
В соответствии с положениями Устава МУП «Горкомсервис» предприятие является коммерческой организацией, осуществляет в установленном законодательством порядке виды деятельности, в том числе сбор, очистку, распределение воды, удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.
В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал факт осуществления предприятием на территории г. Енисейска в том числе и деятельности по бесперебойному водоснабжению и водоотведению потребителей, и получение за счет данной деятельности прибыли от предоставляемых потребителям услуг по водоснабжению и водоотведению.
Согласно п.2.3 договора аренды № 01с15 от 21.10.2014 г. арендатор обязан поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести все расходы, связанные с содержанием арендованного имущества, осуществлять капитальный ремонт переданного имущества, в случае необходимости его проведения для осуществления бесперебойной работы.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 приведенного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, в связи с чем, проект представляет собой комплекс мероприятий, подлежащих утверждению уполномоченным государственным органом.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02".
В силу пункта 1.3 СанПиН "Зоны охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", соблюдение санитарных правил является обязательным.
В соответствии с пунктами 1.4, - 1.6, 1.10, 1.15, 1.17 указанных Правил зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. ЗСО организуются в составе трех поясов, первый (строгого режима) из которых включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий всех трех поясов ЗСО.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).
Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, в том числе требований п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 об обязательной разработке зон санитарной охраны водопроводных скважин.
В силу ч. 3 ст. 39 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу п. 2 ст. 19 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
На основании ст. ст. 11 и 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствие с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении.
Для создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации.
Правилами регламентируются технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.
Как следует из пояснений представителя Управления Роспотребнадзора, и материалов дела, в ходе проведенной Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в 2015 году проверки, в деятельности МУП «Горкомсервис» при эксплуатации источников водоснабжения (артезианских скважин) выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, в результате которых создается угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Так, проверкой установлено неисполнение требований выше указанного законодательства в частности: предприятием не разработан проект организации ЗСО водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала по адресам, указанным в договоре аренды от 21.10.2014 года, с определением границ зоны и составляющих ее поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния на территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правилами и режимом хозяйственного использования территории трех поясов; не предоставлено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО указанных объектов; использование водных объектов – водозаборных скважин в конкретно указанных целях (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) осуществляется в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; предприятием не согласована с органом государственного санитарно-эпидемиологического контроля программа производственного контроля качества питьевой воды.
По результатам проверки по факту выше указанных нарушений постановлением заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю о№ 2380 от 28.05.2015 года директор МУП «Горкомсервис» привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению) в виде штрафа.
Постановлением главного санитарного врача по г. Лесосибирску, г. Енисейске, Енисейскому, Казачинскому, Пировскому и северо-Енисейскому району Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю № 4300 от 01.10.2015 г. за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, в том числе по факту выше изложенных нарушений, юридическое лицо МУП «Горкомсервис» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.5 КоАП РФ в виде штрафа.
Данные постановления не были обжалованы и вступили в законную силу, что не оспаривалось представителем ответчика.
Поскольку отсутствие проекта зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения нарушает права неопределенного круга лиц, заявленные требования о возложении на ответчика обязанности по разработке такого проекта, получению на него заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (в данном случае Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю), получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов - водозаборных скважин санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, согласовании программы производственного контроля качества питьевой воды, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал то обстоятельство, что указанная программа до настоящего времени в установленном порядке с Управлением Роспотребнадзора не согласована, поскольку в 2015 году была возвращена им в МУП «Горкомсервис» для устранения имеющихся недостатков и предоставления дополнительно документов.
Суд также исходит из того, что МУП «Горкомсервис» как юридическое лицо, распоряжающееся указанными в иске объектами водоснабжения на праве аренды, обязано принять меры по разработке проектов зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения, поскольку право аренды не только предоставляет его субъектам правомочия по временному владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества, которое служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.
По мнению суда, указанные объекты водоснабжения переданы и приняты ответчиком на основании договора аренды, на законных основаниях, данное право никем не оспорено; самоустранение от выполнения своих обязательств вследствие передачи ему спорного имущества, а также эксплуатация водонапорных башен, скважин МУП «Горкомсервис» без исполнительной и технической документации на используемые объекты водоснабжения не свидетельствует об освобождении ответчика от соответствующих обязанностей и ответственности.
Толкование вышеприведенных положений законодательства указывает, вопреки доводам ответчика, что обязанность устанавливать и соблюдать зоны санитарной охраны источников водоснабжения возлагается на лицо, осуществляющее их эксплуатацию. При этом выполнение или невыполнение предыдущим пользователем источников водоснабжения обязанности по установлению таких зон, обязанности действующей организации, осуществляющей эксплуатацию скважин в настоящее время, выполнять требование санитарно-эпидемиологического законодательства не исключает. Вопреки доводам ответчика, установление зон санитарной охраны источников водоснабжения, границ и режима зон охраны таких источников, не является актом, связанным с таким источником на весь период существования действия источника, а предполагает установление таких зон для каждого эксплуатирующего их лица. В силу ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию указанных систем. Установление зон санитарной охраны в силу прямого указания закона есть деятельность по обеспечению соответствия качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Оценивая исковые требования в остальной части, суд исходит из следующего.
В силу ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ сброс сточных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование.
Порядок получения решения установлен ст. ст. 22, 23 Водного кодекса РФ, п. 5 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 844, в соответствии с которыми предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование также для сброса сточных, в том числе дренажных вод.
Для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ в водные объекты, которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии п. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Как установлено в судебном заседании, в структуру предприятия МУП «Горкомсервис» входят также очистные сооружения канализации, расположенные по адресу г. Енисейск, ул. Рабоче - Крестьянская, 178. Обратившись в суд, прокурор указал, что сброс очищенных сточных вод осуществляется в р. Енисей, что не оспаривалось представителем ответчика.
Между тем, в нарушение положений ст. 11 Водного кодекса РФ разрешение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае Министерства природных ресурсов Красноярского края) на использование водного объекта МУП «Горкомсервис» не получено; предприятием МУП г. Енисейска «Городской коммунальный сервис» не разработан проект НДС загрязняющих веществ в водные объекты, что является нарушением требований п. 4 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.6.11 СанПиН 2.1.5. 980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения».
Согласно требований п.6.7 СанПиН 2.1.5. 980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения» сброс сточных и дренажных вод в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико - экономическом обосновании и по согласованию с органами государственной санитарно - эпидемиологической службы. В этом случае нормативные требования, предъявленные к составу и свойствам сточных вод, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно - бытового и рекреационного водопользования.
В соответствии с требованиями п.6.12 СанПиН 2.1.5. 980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения» водопользователи обязаны: проводить согласованные с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы или по предписаниям указанных органов и учреждений организационно - технические, санитарно - эпидемиологические или иные мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды водных объектов; обеспечивать проведение работ по обоснованию безопасности и безвредности для здоровья человека материалов, реагентов, технологических процессов и устройств, используемых при очистке сточных вод, в канализационных, гидротехнических сооружениях и других технических объектах, которые могут привести к загрязнению поверхностных вод; обеспечивать контроль состава сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов; своевременно, в установленном порядке, информировать органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.
Согласно требованиям настоящих санитарных правил должен осуществляться государственный санитарно - эпидемиологический надзор и производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водных объектов питьевого, хозяйственно - бытового и рекреационного водопользования (п.7.1.).
Производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водных объектов обеспечивается организациями и предприятиями, иными хозяйствующими субъектами, являющимися водопользователями, независимо от подчиненности и форм собственности, в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке (п.7.2).
Размещение пунктов контроля, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, а также периодичность проведения исследований и предоставления данных согласовываются с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы (п.7.3).
Поскольку ответчик является водопользователем, то обязан выполнять выше указанные требования закона. В нарушение требований п.7.3 СанПиН 2.1.5. 980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения» размещение пунктов контроля, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, а также периодичность проведения исследований и предоставления данных с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы ответчиком не согласовано.
В нарушение требований п.7.1 СанПиН 2.1.5. 980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения» контроль за составом сточных вод, качеством воды водного объекта (р. Енисей) по микробиологическим (возбудители кишечных инфекций, ТКБ, ОКБ, колифаги) и паразитологическим (жизнеспособные яйца гельминтов (аскарид, власоглав, токсокар, фасциол), онкосферы тениид, и жизнеспособные цисты патогенных простейших) показателям ответчиком также не осуществляется.
По факту выявленных нарушений постановлениями, вынесенными главным санитарным врачом по г. Лесосибирску, г. Енисейске, Енисейскому, Казачинскому, Пировскому и Северо-Енисейскому району Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю руководитель предприятия и само юридическое лицо МУП «Горкомсервис» 28.05.2015 и 01.10.2015 г. привлечены к административной ответственности по ст. 6.3 и 6.5 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые также не были обжалованы и вступили в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В судебном заседании представитель ответчика Сотникова Ю.А. признала исковые требования в части требований о возложении обязанности на МУП «Горкомсервис» согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю; получить решение Министерства природных ресурсов Красноярского края на использование водного объекта – р. Енисей, для сброса сточных, в том числе дренажных вод; разработать проект НДС загрязняющих веществ для сброса в водный объект – р. Енисей; согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю размещение пунктов контроля за качеством воды водных объектов, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, а также периодичность проведения исследований и предоставления данных; осуществлять в дальнейшем контроль за составом сточных вод, качеством воды водного объекта (р. Енисей) по микробиологическим (возбудители кишечных инфекций, ТКБ, ОКБ, колифаги) и паразитологическим (жизнеспособные яйца гельминтов (аскарид, власоглав, токсокар, фасциол), онкосферы тениид, и жизнеспособные цисты патогенных простейших) показателям, путем отбора проб.
Правовые последствия признания иска представителю ответчику разъяснены и понятны, о чем свидетельствует представленная им подписка, приобщенная к протоколу судебного заседания.
Признание иска представителем ответчика в данной части предполагает и признание им тех фактических обстоятельств, которые положены в основу иска и освобождает истца от доказывания этих обстоятельств по правилам части 2 статьи 68 ГПК Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд находит, что признание иска представителем ответчика закону не противоречит, прав и охраняемых законом интересов сторон и третьих лиц не нарушает, и принимается судом.
С учетом установленных обстоятельств суд считает, что требования истца, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства в данном случае является необходимым, направленным на обеспечение конституционного права граждан на охрану здоровья и права, биологическую безопасность, благоприятную среду обитания, в связи с этим, признает бездействие ответчика противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц и полагает необходимым возложить на ответчика обязанность устранить указанные прокурором нарушения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и охраны водных объектов.
В соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные судом действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Учитывая мнение истца, а также то обстоятельство, что выполнение указанных мероприятий требует значительного времени, в том числе проведения организационных мероприятий, финансовых затрат, следует установить ответчику разумный срок для исполнения решения суда – до 31 декабря 2016 года.
Согласноч.1 ст.103ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку прокурор в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском, государственная пошлина в размере "СУММА" (п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ) подлежит взысканию с ответчика в доход муниципального образования г. Енисейска.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Енисейского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального унитарного предприятия г. Енисейска «Городской коммунальный сервис», выраженное в неисполнении требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране водных объектов, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие г. Енисейска «Городской коммунальный сервис» в срок до 31 декабря 2016 года:
- разработать проект организации зон санитарной охраны водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала (согласно договору аренды № 01 с 15 от 21 октября 2014 г.), расположенных по адресам:
- водонапорная башня - <адрес>, водонапорная башня - <адрес>, водонапорная башня - <адрес>, скважина №1 (водоканал) - <адрес>, скважина №2протяженностью 150 м - <адрес>, скважина №3 (центральная котельная), протяженностью 160 м - <адрес>, скважина № 6 протяженностью 70 м - <адрес>, скважина №7протяженностью 100 м. - <адрес>, скважина № 8 - <адрес>, скважина №9 площадью 75м3, протяженностью.200 м - <адрес>, скважина №70 площадью 75м3, протяженность150м - <адрес>, скважина №11 площадью 25м3 - <адрес>, скважина №12 - <адрес>, скважина № 13 площадью 25м3 - <адрес>, скважина №15 площадью 15 м3 - <адрес>, скважина №16 - <адрес>, скважина №20 и, №21 - <адрес>, скважина (нежилое строение из дерева) - <адрес>, скважина- <адрес>, скважина - <адрес>, скважина - <адрес>, скважина - <адрес>, скважина - <адрес> скважина холодного водоснабжения - <адрес>, с определением границ зоны и составляющих ее поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правилами и режимом хозяйственного использования территории трех поясов ЗСО;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО водозабора, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала по адресам: водонапорная башня - <адрес>, водонапорная башня - <адрес> водонапорная башня - <адрес>, скважина №1 (водоканал) - <адрес>, скважина №2протяженностью 150 м -<адрес>, скважина №3 (центральная котельная) протяженностью 160м - <адрес>, скважина №6 протяженностью 70м - <адрес>, скважина №7протяженностью100 м - <адрес> скважина №8 - <адрес> скважина №9 площадью 75м3, протяженностью200 м - <адрес>, скважина №70 площадью 75м3, протяженностью 150м - <адрес>, скважина №11 площадью 25м3 - <адрес>, скважина №12 - <адрес>, скважина №13 площадью 25м3 - <адрес>, скважина №15 площадью 15 м3 - г. Енисейск ул. Доброва, 19, скважина № 16 г. - <адрес> скважина №20, №21 - <адрес> скважина (нежилое строение из дерева) - <адрес> скважина - <адрес> скважина - <адрес> скважина - <адрес> скважина - <адрес> скважина - <адрес> скважина холодного водоснабжения - <адрес>
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии выше указанных водных объектов - водозаборных скважин в конкретно указанных целях (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
- согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю;
- получить решение Министерства природных ресурсов Красноярского края на использование водного объекта – р. Енисей для сброса сточных, в том числе дренажных вод;
- разработать проект НДС загрязняющих веществ в водный объект – р. Енисей;
- согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю размещение пунктов контроля за качеством воды водных объектов, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, а также периодичность проведения исследований и предоставления данных;
- возложить обязанность на ответчика осуществлять контроль за составом сточных вод, качеством воды водного объекта (р. Енисей) по микробиологическим (возбудители кишечных инфекций, ТКБ, ОКБ, колифаги) и паразитологическим (жизнеспособные яйца гельминтов (аскарид, власоглав, токсокар, фасциол), онкосферы тениид, и жизнеспособные цисты патогенных простейших) показателям, путем отбора проб.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия г. Енисейска «Городской коммунальный сервис» в доход бюджета города Енисейска Красноярского края государственную пошлину в размере "СУММА".
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Т.И. Яковенко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ