РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№2-1310/21
14 октября 2021 г. г. Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Абрамочкиной Г.В.,
при секретаре Волковой А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Железнодорожного района г. Орла в Цуканова Леонида Павловича к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах Цуканова Л.П. к Департаменту здравоохранения <адрес> об обязании обеспечить лекарственным препаратом.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Цуканова Л.П. в связи с ненадлежащим обеспечением его лекарственными препаратами за счет бюджетных средств.
В ходе проведенной проверки установлено, что Цуканов Л.П. состоит на диспансерном учете в сведения
Согласно заключению врача БУЗ ОО «Орловский онкологический диспансер» Цуканову Л.П. рекомендован прием лекарственного сведения в месяц по месту жительства.
Иное название лекарственного препарата сведения.
Согласно регистру на 2021 г. Цуканову Л.П. подлежит к выдаче сведения
В 2021 г. Цуканову Л.П. выдано 4 упаковки сведения, при этом рецепты от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени находятся на отсроченном исполнении.
В связи с необеспечением в полном объеме Цуканова Л.П. назначенным бесплатным лекарственным препаратом, истцом заявлены требования об обязании Департамента здравоохранения <адрес> своевременно и в полном объеме обеспечить Цуканова Л.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом сведения, в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, с немедленным обращением решения суда к исполнению.
В судебном заседании истец ст. помощник прокурора Железнодорожного района г. Орла Воробьева Ю.В. исковые требования поддержала по доводам искового заявления, требование о немедленном обращении решения суда к исполнению не поддержала, поскольку в настоящее время Цуканов Л.П. обеспечен лекарственным препаратом Золодекс.
Цуканов Л.П., извещенный судом надлежаще о дате и месте судебного заседания не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области, извещенный надлежаще о судебном заседании не явился, в адрес суда направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В представленных возражениях представитель ответчика указал, что право Цуканова Л.П. на обеспечение указанным лекарственным препаратом ответчиком не оспаривается. Департамент здравоохранения Орловской области действует в пределах выделенного финансирования. В настоящее время Цуканов Л.П. обеспечен лекарственным препаратом «Гозерелин» по всем выписанным рецептам.
Представитель третьего лица БУЗ ОО «Поликлиника № 1», извещенный надлежаще о судебном заседании не явился, о причинах неявки не сообщил. В предварительном судебном заседании представитель третьего лица БУЗ ОО «Поликлиника № 1» Кладова А.А. указала, что со стороны БУЗ ОО «Поликлиника № 1» нарушений прав Цуканова Л.П. не имелось, ему своевременно выписывались рецепты, заявки направлялись в Департамент здравоохранения Орловской области. При этом пояснила, что БУЗ ОО «Поликлиника № 1» обеспечением лекарственных препаратов не занимается.
Представитель третьего лица ГУП ОО «Орёлфармация», извещенный надлежаще о судебном заседании не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В адрес суда представил пояснения, из которых следует, что обеспечение льготными лекарственными препаратами Цуканова Л.П. осуществляется в соответствии заявками БУЗ ОО «Поликлиника №» на текущий период на основании предъявленных рецептов.
Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области, извещенный надлежаще о судебном заседании не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленных возражениях указал, что находит обоснованной и поддерживает позицию Департамента здравоохранения Орловской области.
Суд, выслушав старшего помощника прокурора, изучив письменные материалы гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу положений части 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав в силу части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений статьи 10 указанного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
Согласно ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты.Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Согласно Приложению №1 к Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021), лекарственный препарат «Гозерелина» является жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратом для медицинского применения.
Кроме того, на основании статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно статье 4.1 Федерального закона №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п.1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области»).
В соответствии с п. 5.7 указанного Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, которая в разделе V предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610, предусмотрена также обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2019 № 742 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее: Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства при оказании медицинской помощи, в ходе которой выявлены нарушения прав и законных интересов сведения
В соответствии с Федеральным законном № 178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной социальной помощи» Цуканову Л.П. предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг по бесплатному обеспечению необходимыми лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Цуканов Л.П. отнесен к числу лиц, имеющих право на льготное предоставление лекарственных препаратов, включен в федеральный регистр льготного лекарственного обеспечения.
Согласно заключению БУЗ «Орловский онкологический диспансер» Цуканову Л.П. в связи с имеющимся у него заболеванием рекомендовано наблюдение и симптоматическое лечение в поликлинике по месту жительства, а также применение сведения
БУЗ ОО «Поликлиника №» ДД.ММ.ГГГГ была направлена потребность в лекарственном препарате «Золадекс» 3,6 мг для пациента Цуканова Л.П. на 2021 год за счет средств федерального бюджета в количестве 12 упаковок.
Согласно регистру на 2021 г. Цуканову Л.П. подлежит к выдаче сведения).
Из сведений ГУП ОО «Орёлфармация» следует, что ДД.ММ.ГГГГ по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Цуканову Л.П. был выдан лекарственный препарат «сведения», при этом рецепты были предъявлены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, таким образом, лекарственный препарат Цуканов Л.П. своевременно не получал.
Установив изложенное, суд приходит к выводу доказанным факт ненадлежащего обеспечение Цуканова Л.П. требуемым ему лекарственным препаратом Департаментом здравоохранения <адрес>. В связи с изложенным, исковые требования прокурора об обязании Департамента здравоохранения области обеспечивать Цуканова Л.П. лекарственным препаратом Золодекс в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░