Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1625/2023 от 28.08.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2023 года                          г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Волобуевой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Мецлер Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1625/2023 по административному иску МИФНС России №23 по Самарской области к Рыбас Никите Сергеевичу о взыскании задолженности по налогам,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец МИФНС России № 23 по Самарской области обратился в суд с иском к Рыбас Никите Сергеевичу о взыскании задолженности в сумме 23584,95 рублей, из которых :

-Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пеня за 2018 год в размере 1421,70 руб., пеня за 2019 год в размере 1088,55 руб., пеня за 2020 год в размере 515,77 руб.

-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): пеня за 2017 год в размере 840,66 руб., пеня за 2018 год в размере 6853,75 руб., пеня за 2019 год в размере 3686,14 руб., пеня за 2020 год в размере 1986,18 руб.

-Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: пеня за 2017 год в размере 296.06 руб., пеня за 2018год в размере 188.50руб., пеня за 2019 год в размере 106.88 руб.

-Транспортный налог с физических лиц: налог за 2020 год в размере 3689 руб., пеня за 2014 год в размере 1438,75 руб., пеня за 2017 год в размере 777,81 руб., пеня за 2018 год в размере 446,34 руб., пеня за 2019 год в размере 230,17 руб., пеня за 2020 год в размере 18,69 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что административный ответчик, является налогоплательщиком транспортного налога с физических лиц, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением в связи с наличием объектов налогообложения, а также плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Соответственно у налогоплательщика возникла обязанность по уплате налогов. В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Поскольку задолженность по страховым взносам за указанный период не оплачены, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 07.04.2022 г. мировой судья судебного участка № 49 Самарского судебного района г. Самары Самарской области вынес судебный приказ о взыскании с Рыбас Н.С. суммы неуплаченного налога. 12.07.2022 г. мировой судья судебного участка №49 Самарского судебного района г. Самары Самарской области вынес определение об отмене судебного приказа, поскольку от Рыбас Н.С. поступили письменные возражения, в которых он просил судебный приказ отменить. В связи с этим налоговый орган обратился в районный суд с настоящим административным исковым заявлением о взыскании с Рыбас Н.С. вышеуказанной задолженности.

Определением Самарского районного суда г.Самары от 29.05.2023 г. производство по административному делу №2а-337/2023 в части взыскания с Рыбас Никиты Сергеевича задолженности в сумме 591,44 руб., из которой: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: пеня за 2017 год в размере 296.06 руб., пеня за 2018год в размере 188.50руб., пеня за 2019 год в размере 106.88 руб., - прекращено в связи с отказом административного истца от заявленных требований.

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС по <адрес> не явился, извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что по состоянию на 11.09.2023г. задолженность не погашена, исковые требования поддерживают в полном объёме (вх.№ЭД-5802/2023 от 11.09.2023г.).

В судебное заседание административный ответчик ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд письменные возражения, в которых в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объёме. Представитель административного ответчика ФИО4 ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие и отсутствие административного истца в связи с невозможностью явиться в судебное заседание (вх.№ЭД-5862/2023 от 13.09.2023г.).

В судебное заседание представитель заинтересованного лица МИФНС по <адрес> не явился, извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие (вх.№ЭД-5861/2023 от 13.09.2023г.).

В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не заявлявших об отложении судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, адвокаты признаются плательщиками страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 этого же Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.

В соответствии с частью 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, страховые взносы исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено этой же статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ, в срок, установленный абзацем вторым этого же пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно части 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено этой же статьей и главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с постановлением КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П, определения КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ -о, пунктами 19, 20 постановления ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ пени начисляются по день фактической уплаты недоимки.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.

В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

В силу ч.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с ч.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

Судом установлено, согласно Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем и состоял на налоговом учете в Межрайонной ИФНС по <адрес>, дата снятия с учета как ИП-ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 3 ст. 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

В соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 430 НК РФ за неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

Фиксированные платежи начисляются авансами, без предоставления расчетов (деклараций), в соответствии со ст. 430 НК РФ.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вступившие в действие с 01.01.2017, Налоговый Кодекс Российской Федерации дополнен разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации», полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) с 01.01.2017 налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Переходными положениями, которые определены в Федеральном законе № 243-Ф3 и Федеральном законе № 250-ФЗ, между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов разграничены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, установленных Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Статьей 20 Федерального закона № 250-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.

Судом установлено, что Рыбас Н.С. состоит на налоговом учете и является налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество в связи с наличием объектов налогообложения, во вменяемый налоговый период:

-транспортное средство, <данные изъяты>, Налоговая база 119.00, Налоговая ставка 31.00, Количество месяцев владения в году 12/12,

-Квартира с кадастровым номером <адрес> Налоговая 2 145 765, Доля в праве 1/2, Налоговая ставка 0.30, Количество месяцев владения в году 12/12.

Из материалов дела следует, что ФИО1 было выставлено налоговое уведомление по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 3 689,00 руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 5 247,00 руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 5 402,00 руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 5 136,00 руб.

Статьей 70 указанного кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (ч. 4 ст. 57 НК РФ).

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В связи с тем, что налог в установленный срок уплачен не был, на основании ст. 75 НК РФ были начислены пени.

В связи с не поступлением оплаты, административным истцом в установленный законом срок в адрес административного ответчика направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющих индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах дела имеется подтверждение отправления налогового требования в адрес административного ответчика в соответствии со ст. 69 НК РФ и его получение адресатом.

В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные страховые взносы ответчиком в установленный срок уплачены не были, ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) МИФНС России по <адрес> в установленный шестимесячный срок обратилась к мировому судье судебного участка Самарского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Самарского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ а-898/2022.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с возражениями на судебный приказ, в связи с чем, судебный приказ 2а-898/2022.был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогам поступило в Самарский районный суд <адрес>.

Таким образом, шестимесячный срок для обращения в суд, установленный в ст. 48 НК РФ, налоговым органом соблюден, а доводы представителя административного истца, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление в данной части судом отклонятся, поскольку опровергаются материалами дела.

Относительно требований о взыскании транспортного налога с физических лиц: налог за 2020 год в размере 3689 руб., пеня за 2020 год в размере 18,69 руб. суд приходит к следующему.

По сведениям, полученным из органов ГИБДД, на ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован автобус ПАЗ <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ в автобусе <данные изъяты>, произошел пожар, повлекший повреждения транспортного средства, исключающие возможность его дальнейшей эксплуатации. Данный факт подтверждается справкой Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> ( л.д 220).

ДД.ММ.ГГГГ автобус <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>, был утилизирован, что подтверждается Свидетельством об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства.

В соответствии с положениями статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено названной статьей.

По смыслу указанных статей можно сделать вывод о том, что в качестве объекта налогообложения транспортного налога признаются объекты, соответствующие одновременно двум критериям: является транспортным средством, обладающим определенным физическим показателем; зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству РФ.

Вместе с тем, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в налоговом периоде (2020г.), за который начисляется транспортный налог, транспортного средства фактически не существовало.

Названные выше фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что транспортное средство, зарегистрированное на праве собственности за заявителем, в 2020 году физически не существовало, следовательно, отсутствовало одно из обязательных условий начисления транспортного налога.

Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ основанием прекращения права собственности на вещь является в том числе гибель (или уничтожение) этой вещи, влекущая полную и безвозвратную утрату такого имущества, то есть право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи.

Судом установлено, что согласно справке серии МСЭ-2013 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является инвалидом первой группы, дата очередного освидетельствования - бессрочно. Орган выдавший справку ФКУ «ГБУ МСЭ по <адрес>» Минтруду России бюро медико-социальной экспертизы , Смешанного профиля. Данная справка подтверждает, что административный ответчик является инвалидом I группы.

Доводы представителя административного ответчика о неправомерности начисления транспортного налога ввиду того, что от уплаты транспортного налога освобождаются инвалиды всех категорий суд не может признать состоятельными ввиду следующего.

По сведениям, полученным из органов Росреестра на Рыбас Никиту Сергеевича с 26.09.2014 по 21.10.2022- была зарегистрирована квартира по адресу: <адрес>.

По сведениям, полученным из органов ГИБДД на ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован автобус ПА33205 с Мощностью двигателя 110 л.с.

В информационном ресурсе налогового органа содержится информация, что ФИО1 имеет право на льготу по имущественным налогам как инвалид I группы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

В связи с тем, что налог на имущество физических лиц за 2016-2019 годы был исчислен без учета льготы, Инспекцией были сформированы уточненные расчеты по налогу за 2016-2019 годы. Сумма, ранее исчисленного налога по уточненным расчетам уменьшена на 5 974 руб.

Таким образом, суд приходит к выводу, что транспортный налог за 2014-2021 годы исчислен административным истцом правомерно, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 4 закона Самарской 32 -ГД «О - транспортном налоге на территории <адрес>» в отношении категории транспортного средства «автобус» льгота не предусмотрена.

Статьей 72 указанного Кодекса установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, пеней.

Законоположения, предусматривающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых реализовано налоговым органом.

Из обстоятельств дела следует, что в 2014 году Рыбас Н.С. принадлежали транспортные средства, налоговый орган в его адрес направляло налоговое уведомление, обязанность по уплате транспортного налога им не была исполнена, задолженность взыскана с него судебным приказом мирового судьи. Имеющееся у административного ответчика задолженность по транспортному налогу с физических лиц: пеня за 2014 год в размере 1438,75 руб. не может быть списана, так как согласно статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" безнадежной ко взысканию и подлежащей списанию являлась недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, однако начисленные административному ответчику пени не подпадают под указанную норму закона.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей во время возникновения спорных правоотношений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Между тем, срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным и нарушение налоговым органом данного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры о взыскания соответствующего платежа с налогоплательщика.

Федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, в пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, установил только сроки направления требования налогоплательщику, иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует.

Из разъяснений, данных Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 22 апреля 2014 года N 822-О следует, что нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

Таким образом, несоблюдение срока направления требования об уплате налога само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки и пеней в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

В соответствии с абзацем 3 пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно пункту 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц отнесены иные здания, строения, сооружения, помещения.

На основании пунктов 3 и 4 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Таким образом, судом установлено, что налоговый орган обратился с заявлением в суд о взыскании задолженности в установленные законом сроки, меры к принудительному взысканию задолженности по транспортному налогу в испрашиваемые налоговые периоды реализовано.

Заявленный административным истцом размер предъявляемых ко взысканию вышеуказанной задолженности и пени подтвержден документально, расчет судом проверен и признан правильным.

Оснований не доверять представленным налоговым органом расчету не имеется. Иной расчет административным ответчиком в опровержение расчета истца не представлен.

Административным ответчиком доказательств, опровергающих доводы административного истца, в том числе своевременной и в полном объеме уплаты вышеуказанных налогов за спорный период не представлено, как и не представлено доказательств исполнения обязательства по уплате налогов в указанный период.

Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу: пеня за 2014 год в размере 1438,75 руб., пеня за 2017 год в размере 777,81 руб., пеня за 2018 год в размере 446,34 руб., пеня за 2019 год в размере 230,17 руб.

Вместе с тем, разрешая заявленные МИФНС России № 23 по Самарской области требования о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пеня за 2018 год в размере 1421,70 руб., пеня за 2019 год в размере 1088,55 руб., пеня за 2020 год в размере 515,77 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): пеня за 2017 год в размере 840,66 руб., пеня за 2018 год в размере 6853,75 руб., пеня за 2019 год в размере 3686,14 руб., пеня за 2020 год в размере 1986,18 руб., суд приходит к следующему.

В подтверждение реализации налоговым органом мер к принудительному взысканию страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование в испрашиваемые периоды, представителем МИФНС России № 23 по Самарской области представлен ответ, согласно которого на недоимку по налогу на имущество физических лиц:

за 2017 г. -сведения об обращении к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в Межрайонной Инспекции ФНС России №23 по Самарской области отсутствуют,

за 2018 г.- сведения об обращении к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в Межрайонной Инспекции ФНС России №23 по Самарской области отсутствуют,

за 2019 г.- мировым судьей судебного участка № 49 Самарского судебного района г. Самары вынесен судебный приказ № 2а-1416/21.

Судом истребовались сведения из мирового суда судебного участка №49 Самарского судебного района г. Самары о предоставлении копий судебных приказов, вынесенных по заявлению налогового органа о взыскании задолженности с Рыбас Н.С. и определений об их отмене, в случае если таковые имелись.

Так, Определением мирового судьи судебного участка №49 Самарского судебного района г. Самары Самарской области Кашаровой Н.И. от 07.05.2021г. был отменен судебный приказ №2а-1416/2021 о взыскании с Рыбас Никиты Сергеевича в доход бюджета сумму задолженности на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года): налог в размере 45390,19 рублей, пени в размере 4967,39 рублей за 2017, 2020 год, сумму задолженности на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: налог в размере 10953,57 рубля, пени в размере 981,94 рубль за 2017, 2020 год, транспортный налог с физических лиц: налог в размере 3689 рублей, пени в размере 32,92 рубля за 2019 год, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог в размере 1713 рублей, пени в размере 15,29 рублей за 2019 год, а также в доход бюджета субъекта государственную пошлину в размере 1116,14 рублей.    

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

Однако по сведениями ГАС «Правосудие» Самарского районного суда г.Самары налоговый орган с требованиями о взыскании задолженности по страховым взносам в районный суд после отмены судебного приказа мирового судьи по состоянию на 29.05.2023г. не обращался.

Согласно ответа административного истца за вх.№ЭД-3222/2023 от 24.05.2023г. административному ответчику за период с 01.01.2017г. по 29.12.2020г., были начислены страховые взносы, обязанность по которым Рыбас не была исполнена по состоянию на 29.05.2023г.

Доказательств уплаты страховых взносов административным ответчиком не представлено.

Налоговая инспекция правомерно произвела расчет задолженности и пени с момента возникновения задолженности.

Между тем, на основании пункта 3 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме ( п. 5 ст. 75 НК РФ)

В постановлении от 17.12.1996 года № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "о федеральных органах налоговой полиции" По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Определением Конституционного суда Российской Федерации от 8 февраля 20007 года № 381-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 налогового кодекса российской федерации и части 4 статьи 200 арбитражного процессуального кодекса российской федерации» разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательство и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способе обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 года № 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации" положения Налогового кодекса Российской Федерации, необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременны приняты меры к принудительному взысканию сумма налогам.

Материалы административного дела не содержат доказательств, того что налоговым органом своевременно были приняты меры к принудительному взысканию страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: за 2017-2020 гг., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): за 2017-2020 гг.

Таким образом, по настоящему делу административным истцом заявлены ко взысканию пени при отсутствии требований о взыскании суммы налога и отсутствии доказательств реализации налоговым органом мер к принудительному взысканию страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование в испрашиваемые периоды, соответственно не может быть признано обоснованным взыскание пеней, начисленных на такие недоимки.

С учетом вышеизложенного, заявленный административный иск подлежит частичному удовлетворению, с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу с физических лиц: пеня за 2014 год в размере 1438,75 руб., пеня за 2017 год в размере 777,81 руб., пеня за 2018 год в размере 446,34 руб.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В связи с освобождением налоговой инспекции от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление МИФНС России №23 по Самарской области к Рыбас Никите Сергеевичу о взыскании задолженности по налогам, - удовлетворить частично.

Взыскать с Рыбас Никиты Сергеевича (ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. г. ФИО7Казахстан, ИНН , адрес регистрации: <адрес>) в доход государства задолженность по транспортному налогу с физических лиц: пеня за 2014 год в размере 1438,75 руб., пеня за 2017 год в размере 777,81 руб., пеня за 2018 год в размере 446,34 руб., а всего взыскать общую сумму 1367,90 рублей.

Взыскать с Рыбас Никиты Сергеевича (ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. г. ФИО7Казахстан, ИНН адрес регистрации: <адрес>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Е.А.Волобуева

Решение в окончательной форме изготовлено 13.09.2023г.

2а-1625/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Рыбас Н.С.
Другие
МИФНС № 18 по Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Волобуева Е.А.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
28.08.2023Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
28.08.2023Передача материалов судье
28.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2023Судебное заседание
13.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее