Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-136/2021 (2-1241/2020;) ~ М-1221/2020 от 22.12.2020

Дело № 2-136/2021

УИД№10RS0017-01-2020-001773-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2021 года                          г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ратомской Е.В.,

при секретаре Лифановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калатуша Ю.Г. к Администрации Сортавальского муниципального района о защите жилищных прав,

установил:

Иск предъявлен по тем основаниям, что решением исполнительного комитета Сортавальского городского Совета народных депутатов Карельской АССР <Номер обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей, был передан на воспитание и обучение в государственное детское учреждение Министерства просвещения Карельской АССР. За Калатуша Ю.Г. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, в котором истец ранее проживал и был зарегистрирован совместно с матерью ФИО3 и братом ФИО4, <Дата обезличена> года рождения, до помещения под государственную опеку. В период с августа 1987 года по август 1993 года Калатуша Ю.Г. находился на полном государственном обеспечении в <Данные изъяты>, который с <Дата обезличена> ликвидирован. Жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, было предоставлено для проживания 3-им лицам, квартира приватизирована и перешла в собственность 3-их лиц с последующим отчуждением, в связи с чем истец не имел возможности проживать по указанному адресу. После выпуска из Детского дома Калатуша Ю.Г. проходил обучение в Профессиональном училище <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>) и проживал в общежитии, позднее призван в ряды Вооруженных Сил и по <Дата обезличена> проходил действительную срочную службу по призыву. В настоящее время истец не имеет регистрации на территории Республики Карелия. Ссылаясь на положения ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конституции РФ, ст.1 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.4 Закона РФ от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит признать его гражданином из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения; обязать ответчика включить истца в список граждан из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения; обязать Администрацию Сортавальского муниципального района предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, общей площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Сортавальского муниципального района Республики Карелия; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

В судебном заседании Калатуша Ю.Г. доводы иска поддержал по основаниям, указанным в нем. Пояснил, что в 2004 году обращался в суд с иском о защите своих жилищных прав, так как узнал, что жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, закрепленное за ним, было незаконно приватизировано третьими лицами. Решение по иску принято не было, так как в тот момент случилось несчастье в семье, а потом забыл и не стал заниматься решением данного вопроса. Уточнил, что при выпуске из детского дома в то время права выпускникам не разъяснялись. Считает, что несмотря на возраст, имеет право на предоставление жилого помещения. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Сортавальского муниципального района в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, представлен отзыв на иск. Полагают, что в нарушение ст.8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец не воспользовался своим правом на обеспечение жилым помещением без уважительных причин ни после окончания учебного заведения, ни после прохождения военной службы в возрасте до 23 лет, в связи с чем просят отказать в удовлетворении иска.

Заслушав участника процесса, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-3419/2004, суд приходит к следующему выводу.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

В силу п.3 ст.8 Закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 Закона.

В силу статьи 4 Федерального закона 29 февраля 2012 года №15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ЖК РФ (в редакции до 01 января 2013 года) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В целях реализации полномочий Республики Карелия по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Карелия принят Закон РК от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Из материалов дела следует, что Решением Исполнительного комитета Сортавальского городского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Калатуша Ю.Г., <Дата обезличена> года рождения, передан на воспитание и обучение в государственное детское учреждение <Данные изъяты> за ним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>. Истец был зарегистрирован по указанному адресу.

В период с <Дата обезличена> истец являлся воспитанником <Данные изъяты>

В <Дата обезличена> году Калатуша Ю.Г. окончил Профессиональное училище <Номер обезличен> <Адрес обезличен>. Согласно военному билету, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проходил действительную срочную военную службу в Вооруженных Силах.

Из ОМВД России по Сортавальскому району представлены сведения о том, что с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Калатуша Ю.Г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен>; с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> - по адресу: <Адрес обезличен>; с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> – по адресу: <Адрес обезличен>, с <Дата обезличена> снят с регистрационного учета по решению суда.

Согласно сведениям ЕГРН, право собственности на объекты недвижимости за Калатуша Ю.Г. не зарегистрированы.

По сведениям из ЕГРН, а также материалов гражданского дела № 2/3419-2004 следует, что истец был вселен в жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> на основании ордера от <Дата обезличена> как член семьи ФИО5. Впоследствии указанное жилое помещение было приватизировано ФИО14 <Дата обезличена>.

С 2003 года собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, являлись ФИО9 и ФИО10 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию; с <Дата обезличена> собственником жилого помещения на основании договора купли-продажи является ФИО11

01.04.2004 истец обращался в Администрацию г.Сортавала с письмом, в котором просил сообщить ему судьбу закрепленного за ним Решением Исполнительного комитета Сортавальского городского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от <Дата обезличена> жилого помещения, на что получил ответ от 06.05.2004 со ссылкой на утрату права на жилое помещение ввиду длительного периода после выпуска из Детского дома.

В октябре 2004 года истец обратился с иском в Сортавальский городской суд к АМСУ г. Сортавала с требованием о признании незаконным отказа Сортавальской городской администрации в предоставлении ему ранее закрепленного за ним жилого помещения. Определением от 07.12.2004 исковое заявление оставлено без рассмотрения в связи с неявкой истца.

На обращение Калатуша Ю. в 2020 году об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, Распоряжением Администрации Сортавальского муниципального района <Номер обезличен> от <Дата обезличена> отказано в связи с тем, что он не относится к категории лиц, обладавших правом на подачу заявления об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.

Как следует из положений "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

В ходе рассмотрения исковых требований Калатуша Ю.Г., достигшего возраста 41 года, установлено, что после достижения в <Дата обезличена> им возраста 18 лет и до настоящего времени в установленном порядке с заявлением в соответствующие органы для принятия его на учет нуждающегося в жилом помещении, как лица, оставшегося без попечения родителей, он не обращался, при этом, еще в 2004 году истцу было известно о нарушении своих жилищных прав, как лица, оставшегося без попечения родителей, передачей закрепленного за ним жилого помещения третьим лицам, тем не менее, за период с 2004 по 2020, то есть за 16 лет каких-либо действий со стороны истца, направленных на реализацию своего права на жилое помещение, не последовало, при этом доказательств уважительности причин длительного бездействия не представлено.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Калатуша Ю.Г. к Администрации Сортавальского муниципального района о защите жилищных прав – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                 Е.В. Ратомская

Мотивированное решение изготовлено 17.02.2021

2-136/2021 (2-1241/2020;) ~ М-1221/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Калатуша Юрий Григорьевич
Ответчики
АСМР
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Ратомская Елена Викторовна
Дело на сайте суда
sortavalsky--kar.sudrf.ru
22.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2020Передача материалов судье
23.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2021Судебное заседание
11.02.2021Судебное заседание
17.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2021Дело оформлено
13.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее