63RS0007-01-2022-002134-92
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
13 июля 2022г. г.о.Самара
Волжский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Серовой С.Н.,
при секретаре Головинской М.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело №а-1865/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Агафонову С. В. о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Агафонову С.В., о взыскании обязательных платежей указав, что административный ответчик являлся плательщиком налогов, в связи с наличием объектов налогообложения. В установленный законом срок должник не исполнил обязанность по уплате начисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налогов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок должник указанные требования об уплате налога не исполнил, в связи с чем налоговый орган обратился в мировой суд с заявлениями о вынесении судебных приказов. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ №а-842/2019 о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и сборам. ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка № по <адрес> судебный приказ был отменен. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ №а-4464/2020 о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и сборам. ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка № по <адрес> судебный приказ был отменен. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд восстановить пропущенный срок и взыскать с Агафонова С.В. задолженность в сумме 554 721,26 руб., в том числе: транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 84 762,00 руб., пеня в размере 1 238,94 руб., транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 65 000 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 97 500 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 301 798 руб., пеня в размере 2 371,78 руб., земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 2 021 руб., пеня в размере 29,54 руб..
Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в административном иске содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Административный ответчик Агафонов С.В. и его представитель по доверенности и ордеру Щеглов К.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили возражение на административное исковое заявление, в котором просили в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4-6 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 п.1 ст.359 НК РФ), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 - как единица транспортного средства.
В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
По смыслу ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения транспортных средств на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Ставки налога установлены статьей 2 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 года N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области".
На основании ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
На основании ст. 393, 405 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
На основании ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Судом установлено, что, Агафонов С.В. ИНН: № являлся плательщиком налогов в рассматриваемых налоговых периодах в связи с наличием объектов налогообложения.
Из материалов дела следует, что у Агафонова С.В. в ДД.ММ.ГГГГ году в собственности находилось следующее недвижимое имущество:
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1474 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращения права отсутствует;
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1531 +/-14 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, согласно сведениям управления МВД России по <адрес> за период ДД.ММ.ГГГГ год в собственности у Агафонова С.В. находились следующие транспортные средства:
- <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, VIN: №;
- <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, VIN: №;
- <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, VIN: №;
- <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, VIN: №;
- <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, VIN: №;
- <данные изъяты> <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, VIN: №;
- <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, VIN: №;
- <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, VIN: №;
- <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, VIN: №.
Также административному ответчику принадлежали:
- Моторные лодки, №;
- Гидроциклы, №;
- Моторные лодки №.
За указанное имущество, налоговым органом был рассчитан и начислен к уплате налог, а затем в адрес Агафонова С.В. направлены налоговые уведомления:
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного и земельного налогов за ДД.ММ.ГГГГ год в общей сумме 86 783,00 руб.;
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налогов на ДД.ММ.ГГГГ год в общей сумме 260 000,00 руб.;
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного и земельного налогов за ДД.ММ.ГГГГ год в общей сумме 206 319,00 руб..
В установленный срок налоги оплачены не были, в связи с чем, административным истцом в адрес Агафонова С.В. были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями):
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога с физических лиц и земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за ДД.ММ.ГГГГ год в общей сумме недоимки 86 783,00 руб., пени в общей сумме 1 268,48 руб., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога с физических лиц и земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за ДД.ММ.ГГГГ год в общей сумме недоимки 466 319,00 руб., пени в общей сумме 2 382,10 руб., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Агафоновым С.В. в установленный в требованиях срок, уплата недоимки и пеней произведена не была, в связи с чем административный истец обратился к мировому судье с заявлениями о вынесении судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Волжского судебного района <адрес> был вынесен судебный приказ № по заявлению МИФНС России № по <адрес> о взыскании задолженности по земельному и транспортному налогу и пени за ДД.ММ.ГГГГ год с Агафонова С.В..
Определением мирового судьи судебного участка № Волжского судебного района <адрес> вышеуказанный судебный приказ был отменен, в связи с возражениями должника Агафонова С.В..
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Волжского судебного района <адрес> был вынесен судебный приказ № по заявлению МИФНС России № по <адрес> о взыскании задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 65 000 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 97 500 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 301 798,00 рублей, и пени в размере 2 371,78 рублей, а также земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 2021 рублей, пени в размере 10,32 рублей с Агафонова С.В..
Определением мирового судьи судебного участка № Волжского судебного района <адрес> вышеуказанный судебный приказ был отменен в связи с возражениями должника Агафонова С.В..
С административным исковым заявлением МИФНС России № по <адрес> обратилось в Волжский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ..
Проверяя соблюдение сроков, установленных законом для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, а также с обращением с административным исковым заявлением, суд приходит к следующему выводу.
На основании ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Как указано выше, срок исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку сумма недоимки и пени по данному требованию превысила 3 000 руб., налоговый орган вправе был обратиться в суд в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. + 6 месяцев).
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском 6-ти месячного срока.
Срок исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку сумма недоимки и пени по данному требованию превысила 3 000 руб., налоговый орган вправе был обратиться в суд в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. + 6 месяцев).
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах 6-ти месячного срока.
Согласно положениям абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ №а-4464/2020 был отменен ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно налоговый орган вправе был обратиться в суд в порядке искового производства до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ. + 6 месяцев).
Однако налоговый орган обратился в Волжский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует квитанция об отправке.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В силу абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.
Согласно ч. 5-8 ст. 219 КАС РФ, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ч. 5 ст.180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Исходя из представленных в материалы документов, суд приходит к выводу, что требование административного истца о восстановлении пропущенных сроков не полежит удовлетворению, поскольку доказательств, объективно препятствующих налоговому органу обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, а также с административным исковым заявлением в установленные законом сроки, в материалы дела не представлено.
Таким образом, основанием для пропуска срока подачи заявления о вынесении судебного приказа, а также административного искового заявления в суд послужило бездействие налогового органа, которое не может быть принято во внимание как уважительная причина пропуска срока для подачи заявления о вынесении судебного приказа, а также административного искового заявления в суд. Иных уважительных причин пропуска срока судом не установлено, доказательств, опровергающих выводы суда в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание, что административным истцом пропущен процессуальный срок для обращения за взысканием обязательных платежей в судебном порядке, доказательств уважительности пропуска срока не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании недоимки и пени.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Агафонову С. В. о восстановлении пропущенного срока и взыскании с Агафонова С. В. задолженности в сумме 554 721,26 руб., в том числе: транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 84 762,00 руб., пеня в размере 1 238,94 руб., транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 65 000 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 97 500 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 301 798 руб., пеня в размере 2 371,78 руб., земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 2 021 руб., пеня в размере 29,54 руб.. – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.Н. Серова
Мотивированное решение изготовлено 27.07.2022г.