Дело №12-127/19
РЕШЕНИЕ
5 июня 2019 года город Ульяновск
Судья Железнодорожного районного суда г. Ульяновска Сычёва О.А.,
при секретаре Захаровой А.А.,
с участием прокурора Куликова В.Н.,
представителя председателя ТСЖ «Елочка» Ярунина Л.Ю. по доверенности Южаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска на постановление по делу об административном правонарушении №-жн заместителя директора Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области Яшновой Е.В. от 02 апреля 2019 года, в отношении
Ярунина Л.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, председателя товарищества собственников жилья «Ёлочка», расположенного по адресу: город Ульяновск, улица Варейкиса, дом 28, по которому:
производство по делу об административном правонарушении по ч.4 ст. 9.23 КоАП РФ прекращено за малозначительностью, ограничившись устным замечанием,
установил:
Постановлением заместителя директора Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области Яшновой Е.В. от 02 апреля 2019 года №-жн производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении председателя ТСЖ «Ёлочка» Ярунина Л.Ю. прекращено за малозначительностью, ограничившись устным замечанием.
В протесте прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска просит отменить постановление, полагая его незаконным и необоснованным, поскольку состав вменённого административного правонарушения является формальным, угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично правовых обязанностей в сфере обслуживания ТСЖ «Ёлочка» газового оборудования дома. Вменяемое правонарушение в сфере эксплуатации газового оборудования создает угрозу безопасности жизни и здоровью граждан в виду возможного наступления вредных последствий. Все меры председателем ТСЖ «Ёлочка» Яруниным Л.Ю. были предприняты после начала прокурорской проверки, что не может свидетельствовать о малозначительности деяния. Освобождение от ответственности председателя ТСЖ «Ёлочка» Ярунина Л.Ю. способствует формированию в правосознании граждан и должностных лиц безнаказанности и вседозволенности при совершении административных правонарушений.
В судебном заседании прокурор Куликов В.Н. доводы протеста полностью поддержал.
Представитель председателя ТСЖ «Елочка» Ярунина Л.Ю. по доверенности Южакова Н.А. в судебном заседании не согласилась с протестом, так как со стороны ТСЖ до марта 2019 года не был заключен договор о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования МКД по незнанию положений законодательства. Кроме того с таким предложением к нему никто не обращался, ранее на такое нарушение никто не указывал. Пострадавших нет. Ярунин Л.Ю. занимает должность председателя ТСЖ «Елочка» с 2016 года. Считает, что договор технического диагностирования внутридомового газового оборудования связан с договором обслуживания и ремонта ВГО, который надлежаще заключен, потому были все основания освободить Ярунина Л.Ю. от административной ответственности за малозначительностью. Дополнительно сообщила, что по договору от 01.03.2019 г. на выполнение работ по техническому диагностированию внутридомовых газопроводов в многоквартирных домах № между ТСЖ «Елочка» как заказчиком и ООО «ГазСервис» как исполнителем внесен авансовый платеж, проведение работ запланировано на 07.06.2019 г. по графику. Просила оставить постановление от 02.04.2019 г. без изменения, протест прокурора без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
От представителя заместителя директора Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области Яшновой Е.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учётом положений ст. 29.7 КоАП РФ судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.
Рассмотрев протест, проверив в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении в полном объеме, судья приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением №-жи заместителя Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 02 апреля 2019 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении председателя ТСЖ «Ёлочка» прекращено, за малозначительностью, ограничившись устным замечанием.
Ответственность по ч. 4 ст. 9.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за уклонение от замены оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в случаях, если такая замена является обязательной в соответствии с правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, либо уклонение от заключения договора о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным. Санкция указанной нормы предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила), вступившие в действие с 01 июня 2013 года.
Согласно п. 4 данных Правил безопасное использование и содержание внутридомового газового оборудования обеспечиваются, в том числе путем осуществления его технического обслуживания.
В силу пункту 2 Правил N 410 внутридомовым газовым оборудованием в многоквартирном доме считается - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа и иное оборудование, предусмотренное Правилами N 410.
Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования - это работы и услуги по поддержанию внутридомового газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям (п. 2 Правил № 410).
В соответствии пункта 5 Правил N 410 обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
В отношении оборудования, не указанного в абзаце первом настоящего пункта, заказчики, исполнители по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, поставщик газа, газораспределительная организация, органы государственного жилищного надзора и органы муниципального жилищного контроля вправе инициировать проведение работ по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (п. 8 Правил № 410).
Частью 1 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Во исполнение ч. 2.2. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 (далее - Правила N 170) обязательны для исполнения управляющими организациями, которые взяли на себя обязательства по содержанию жилищного фонда.
В соответствии Правилам № 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д.
Согласно пункту 2 Правил № 410 «техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования» - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.
Как следует из п. 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых общественных зданий, утвержденного приказом Госстроя России № 101 от 03 мая 2000 г. (МДС 42-1.2000), первичная диагностика внутреннего газопровода производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Установлено, что МКД по адресу: г. Ульяновск, ул. Варейкиса, д. 28 построен в 1975 г., что подтверждается инвентарным делом на дом.
Согласно пункту 3.1 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного Приказом Госстроя Российской Федерации от 03 мая 2000 г. № 101 диагностика внутренних газопроводов включает в себя комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, предназначенных для определения: реальных условий эксплуатации газопровода; технического состояния газопровода; остаточного ресурса (продление, сверх нормативного, срока безопасной эксплуатации газопровода) или обоснования необходимости замены (реконструкции) внутреннего газопровода.
Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования утверждены приказом Ростехнадзора от 17 декабря 2013 г. № 613. Согласно пункту 4 данных Правил техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования проводится в целях: определения фактического технического состояния внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей; поиска и определения неисправностей указанного оборудования; определения возможности дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Заказчиком по договору о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, приобретающие газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений (подпункт "а" пункта 7 Правил).
Как установлено в ходе проверки, дом № 28 по ул. Варейкиса г. Ульяновска эксплуатируется свыше 30 лет, в том числе внутридомовое газовое оборудование и внутриквартирное газовое оборудование. На момент проверки 05.02.2019 г. ТСЖ «Ёлочка» работы по техническому диагностированию указанного газового оборудования не выполнялись, какие-либо меры для их выполнения не предпринимались, договор со специализированной организацией не заключался. Соответствующий договор ТСЖ «Ёлочка» заключен 01 марта 2019 года.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей ч. 4 ст. 9.23 КоАП РФ, заключается в противоправном бездействии, выразившемся в уклонении от замены оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в случаях, если такая замена является обязательной в соответствии с правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, либо уклонение от заключения договора о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей ч. 4 ст. 9.23 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении ТСЖ в лице председателя к исполнению своих обязанностей.
Поскольку в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, то в современных российских правовых условиях подлежит применению принцип: «Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение», то есть презумпция знания закона.
В связи с вышеизложенным вывод о малозначительности совершенного председателем ТСЖ «Ёлочка» правонарушения только по мотиву не наступления общественно опасных последствий является преждевременным.
Вывод должностного лица, что вмененное правонарушение не содержит угрозу для личности, общества и государства нельзя признать законным, основанным на всестороннем и полном исследовании всех обстоятельств дела.
Довод о передаче дела по подведомственности в Арбитражный суд Ульяновской области не основан на законе. Из материалов дела видно, что опротестовано постановление в отношении председателя ТСЖ «Ёлочка» о привлечении к административной ответственности по статье ч. 4 ст. 9.23 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области защиты жилищных прав граждан. Данное правонарушение не связано с экономической деятельностью.
В силу положений ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 статьи 9.23 КоАП РФ, составляет один год.
В силу ст. 30.10 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ.
Учитывая, что сроки давности привлечения к административной ответственности по рассматриваемому деянию не истекли, обжалуемое постановление подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочным рассмотреть дело об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь 30.1 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление заместителя Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 02 апреля 2019 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.23 КоАП РФ, в отношении председателя ТСЖ «Ёлочка» Ярунина Л.Ю. отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в Департамент жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.А. Сычёва