Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
28 августа 2019 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Гавуры О.В.,
при секретаре - Нежмединовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Таранникова Андрея Александровича на постановление заместителя начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Шапошникова Вадима Андреевича от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении к административной ответственности заместителя директора по технической службе ООО «Севастопольский» Таранникова Андрея Александровича по ст.8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Шапошникова Вадима Андреевича от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении административного наказания, должностное лицо - заместитель директора по технической службе ООО «Севастопольский» Таранников Андрей Александрович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением, Таранников Андрей Александрович обратился с жалобой о признании незаконным и отмене указанного постановления, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба мотивирована тем, что отсутствуют основания для привлечения его к административной ответственности за то, что он, находясь в должности заместителя директора по технической службе ООО «Севастопольский» не согласовал с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству осуществление указанным обществом хозяйственной деятельности, связанной с водозабором и установкой рыбозащитных сооружений и устройств, в результате чего причинил ущерб водным биоресурсам в размере 151 149, 64 руб. Ссылается на то, что ООО «Севастопольский» осуществляет забор водных ресурсов на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 02.04.2018г. №-ДД.ММ.ГГГГ.003-Р-РМИО-С-2018-000100/00, выданного Главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя, выданного на основании Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями. При выдаче Решения о предоставлении объекта в пользование, согласно указанным правилам, согласование условий водопользования с Федеральным агентством по рыболовству в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения обеспечивает исполнительный орган или орган местного самоуправления. Водозаборные сооружения, с применением которых ООО «Севастопольский» осуществляет водозабор, оснащены специальными приспособлениями для предохранения от попадания в них рыбы. Следовательно, ущерб водным ресурсам не может быть причинен.
Заслушав возражения представителя Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, суд приходит к следующим выводам.
В отношении должностного лица ООО “Севастопольский” заместителя директора по технической службе Таранникова Андрея Александровича ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В ходе проведения административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ №, возбужденного по материалам проверки Прокуратуры Балаклавского района города Севастополя, в отношении ООО «Севастопольский», по факту исполнения законодательства об охране и добыче водных ресурсов, установлено, что на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.003- Р-РМИО-С-2018-00100/00 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Решение), принятого Главным Управлением Природных Ресурсов и Экологии Города Севастополя (Севприроднадзор), ООО «Севастопольский» для забора (изъятия) водных ресурсов для гидромелиорации земель предоставлено право забора (изъятия) водных ресурсов из части реки Черная с местом забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель в Балаклавском районе, города Севастополя, географические координаты водозабора: 44°34"30,3"СШ; 33°37"50,4" ВД.
ООО «Севастопольский», за ДД.ММ.ГГГГ совершило забор водных ресурсов из части реки Черная общим объемом 138,999 тыс. м3, со следующим распределением объемов забора воды: апрель - 16,399 тыс.м3; май - 41,089 тыс.м3; июнь - 81,511 тыс.м3, за 3 квартал 2018 г. общим объемом 128,131 тыс. м3 со следующим распределением объемов забора воды: июль - 39,425 тыс.м3; август - 42,213 тыс.м3; сентябрь - 46,493 тыс.м3, за 4 квартал 2018 г. общим объемом 0,0 тыс. м3 со следующим распределением объемов забора воды: октябрь - 0,00 тыс.м3; ноябрь - 0,00 тыс.м3; декабрь - 0,00 тыс.м3.
Согласование осуществления хозяйственной деятельности, связанной с водозабором из водного объекта рыбохозяйственного значения реки Черная с местом забора (изъятия) водных ресурсов в Балаклавском районе, города Севастополя с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (органом исполнительной власти в области рыболовства) ООО «Севастопольский», а также согласования по установке рыбозащитных сооружений и (или) устройств, не выдавалось.
Одним из обязательных условием использования водного объекта, согласно Решению о предоставлении водного объекта в пользование, является согласование осуществления хозяйственной деятельности по размещению рыбозащитных устройств (РЗУ) и (или) забору воды из водного объекта с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».
Хозяйственная деятельность ООО «Севастопольский», кроме выполнения функций по забору (изъятию) водных ресурсов для гидромелиорации земель, в том числе, подразумевают получение в своих интересах коммерческой финансовой выгоды, и является законной, логичной и приемлемой для деятельности самого лица, а также государства.
Ненадлежащее исполнение требований природоохранного законодательства, в части отсутствия разработанной оценки воздействия на окружающую природную среду и отсутствие согласования для законного осуществлении хозяйственной деятельности по изъятию (забору) водных ресурсов из водного объекта, ведет к потерям/возможным потерям в лице государства, как собственника водного объекта реки Черная и водных биологических ресурсов обитающих в данном водном объекте, которые также являющихся собственностью государства.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что, хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды»,
Согласно ч. 1 ст. 34 вышеуказанного Закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Частью 1 ст. 42 Водного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 74-ФЗ установлено, что при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны в силу ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 74-ФЗ, осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации,
Водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов в соответстви с ч. 2 ст. 61 Водного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.
На основании ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания», Указанная деятельность, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Положениями ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При размещении, проектировании и строительстве предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, мелиорации земель и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
В соответствии с п. 2 «Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются:
- оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;
-установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений;
-выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий).
исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций);
-определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия;
-проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов.
Согласно ст. 12 «Положения об охране рыбных запасов и регулировании рыболовства в водоемах СССР», утвержденного Постановлением Совмина СССР № от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрированного в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ №) Забор воды из рыбохозяйственных водоемов для нужд предприятий и для орошения может производиться только при условии установки по согласованию с органами рыбоохраны специальных приспособлений для предохранения рыбы от попадания в водозаборные сооружения».
Пунктом 18 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что при отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», п. 25 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного настоящим постановлением, Раздела 8 Проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать:
а) результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду;
б) перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающий:
- мероприятия, технические решения и сооружения, обеспечивающие рациональное использование и охрану водных объектов, а также сохранение водных биологических ресурсов (в том числе предотвращение попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения) и среды их обитания, в том числе условий их размножения, нагула, путей миграции (при необходимости);
- программу производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях.
В соответствии с разделом 9 СП 101.13330.2012, при проектировании гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения необходимо предусматривать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения.
Защитные меры следует предпринимать с целью предупреждения попадания, травмирования и гибели рыб и других водных биологических ресурсов, в том числе их личинок и молоди на водозаборах и отведения их в жизнеспособном состоянии в безопасное место водного объекта рыбохозяйственного значения путем оборудования непосредственно водозаборов рыбозащитными сооружениями.
Пункт 9.13 СП 101.13330.2012 устанавливает требования к обеспечению определенных параметров гидравлического режима в зоне действия рыбозащитного сооружения.
Указанными действиями ООО «Севастопольский» прямо нарушило правила охраны среды обитания объектов животного мира, выразившегося в осуществлении хозяйственной деятельности по изъятия (забору) водных ресурсов из реки Черная, без согласования с органом исполнительной власти в области рыболовства рыбозащитного сооружения (устройства).
Нарушение требований указанных выше федеральных законов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.33 КоАП Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление, судья проверяет законность и обоснованность постановления в полном объеме, в независимости от доводов жалобы.
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправное деяние; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие или бездействие, за совершение которого административным законодательством установлена ответственность.
Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемом судебном акте.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Таким образом, Таранников А.А. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемом постановлении, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 указанного Кодекса.
Порядок и срок привлечения Таранникова А.А. к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено Таранникову А.А. в пределах санкции статьи 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.
В соответствии со ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в частности выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для изменения или отмены постановления заместителя начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Шапошникова Вадима Андреевича от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении административного наказания,
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
р е ш и л :
Постановление заместителя начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Шапошникова Вадима Андреевича от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении административного наказания предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя директора по технической службе ООО «Севастопольский» Таранникова Андрея Александровича оставить без изменения, а жалобу Таранникова Андрея Александровича – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения, может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.В. Гавура