Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-105/2018 ~ М-116/2018 от 31.10.2018

Дело № 3а-105/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2018 года город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,

при секретаре Флоря Д.В.,

с участием представителя административного истца Редникиной С.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Васильева Василия Викторовича к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,

                установил:

Васильев В.В. обратился в областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Орловской области) об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований указывалось, что Васильев В.В. является собственником двух нежилых зданий, расположенных в <адрес>, а также арендатором двух земельных участков, расположенных на территории <адрес>.

По мнению Васильева В.В., кадастровая стоимость указанных земельных участков и нежилых зданий значительно превышает их рыночную стоимость, установленную в соответствии с отчетами об оценке, составленными индивидуальным предпринимателем ФИО5 (далее по тексту - ИП ФИО5).

По изложенным основаниям, Васильев В.В. просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных объектов, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 28 ноября 2017 г.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения производственных объектов, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 25 ноября 2017 г.; установить кадастровую стоимость склада, назначение: нежилое здание, кадастровый , общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...> руб., определенной по состоянию на 21 марта 2016 г., установить кадастровую стоимость склада, назначение: нежилое здание, кадастровый , общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...> руб., определенной по состоянию на 27 июня 2012 г., а также восстановить срок обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, имеющего кадастровый .

Административный истец, представители административных ответчиков Правительства Орловской области и Управления Росреестра по Орловской области, представители заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее по тексту- филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области), администрации Верховского района Орловской области, администрации Теляженского сельского поселения Верховского района Орловской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем, судом в соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца Редникиной С.С., поддержавшей заявленные требования, показания свидетеля ФИО5, подтвердившей выводы, изложенные в отчетах об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости , от 1 октября 2018 г., , от 14 октября 2018 г., исследовав отзыв на административное исковое заявление, представленный Правительством Орловской области, полагавшимся при разрешении спора на усмотрение суда, письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Исходя из положений статей 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе здания, строения, сооружения, помещения), являются плательщиками налога на имущество физических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Орловской области от 7 ноября 2016 г. № 2030-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Орловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Орловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 г.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 5 этой же статьи закреплено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункты 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу абзаца 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Статьей 24.19 названного Закона предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).

Исходя из положений пункта 1.2 Методических указаний, они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе, в случае образования нового земельного участка.

Пунктом 1.3 Методических указаний предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.

Согласно пункту 2.1.1 названных Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), а также в случае перевода земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения первой - шестой групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка.

Как видно из материалов административного дела, Васильев В.В. на праве аренды владеет земельным участком с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных объектов, а также земельным участком с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для размещения производственных объектов, что подтверждается договором аренды от <дата>, заключенным между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Верховского района Орловской области и Васильевым В.В. на срок <...> лет, предусматривающим расчет арендной платы с применением показателя кадастровой стоимости участков (т. 1 л.д.11-18).

Материалами дела подтверждается, что Васильев В.В. является собственником склада с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., а также склада с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., назначение: нежилые здания, адрес объектов: <адрес>

Право собственности на указанные нежилые здания возникло у административного истца на основании вступивших в законную силу решений Верховского районного суда Орловской области от 4 октября 2017 г., и было зарегистрировано в установленном порядке соответственно <дата> и <дата> (т.1, л.д.23-28).

Согласно кадастровым справкам, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , определенная по состоянию на 28 ноября 2017 г., составляет <...> коп., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , определенная по состоянию на 25 ноября 2017 г., составляет <...> коп., кадастровая стоимость здания с кадастровым номером , определенная по состоянию на 21 марта 2016 г., составляет <...> коп., кадастровая стоимость здания с кадастровым номером , определенная по состоянию на 27 июня 2012 г., составляет <...>. ( т.1 л.д.29,30,31,32).

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Исходя из правовой позиции, приведенной в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», срок обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен, если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером , принадлежащего административному истцу с <дата>, определена по состоянию на 27 июня 2012 г., тогда как с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости Васильев В.В. обратился в суд <дата>

Вместе с тем, судом установлено, что на день разрешения спора в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, в связи с чем, заявление Васильева В.В. о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости здания с кадастровым номером подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Обращаясь в суд, Васильев В.В. в подтверждение своих доводов представил отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости , от 1 октября 2018 г., , от 14 октября 2018 г., составленные ИП ФИО5, являющейся членом Ассоциации саморегулируемой организации оценщиков «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», имеющей квалификационный аттестат в области оценочной деятельности.

Согласно выше указанным отчетам, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., по состоянию на 28 ноября 2017 г. определена в размере <...> руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м. по состоянию на 25 ноября 2017 г. определена в размере <...> руб.; рыночная стоимость здания с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., по состоянию на 21 марта 2016 г. определена в размере <...> руб.; рыночная стоимость здания с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., по состоянию на 27 июня 2012 г. определена в размере <...> руб.

При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил сравнительный подход с использованием метода сравнения продаж, изложив в отчетах подробное обоснование отказа от использования доходного и затратного подходов к оценке.

В ходе применения сравнительного подхода оценщиком был проведен анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, для обеспечения наибольшей сопоставимости объектов-аналогов и оцениваемого объекта применены корректировки на цену предложения и наличие коммуникаций при определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , корректировка на цену предложения и размер объекта (фактор масштаба) при определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , учтены категории земель и вид разрешенного использования земельных участков.

Информация об объектах-аналогах проанализирована и приведена в таблицах, содержащихся в отчетах.

Определение итоговой величины рыночной стоимости каждого из участков произведено путем обобщения скорректированных цен аналогов.

При определении рыночной стоимости зданий складов оценщик применил затратный и сравнительный подходы, изложив в отчетах подробное обоснование отказа от использования доходного подхода к оценке.

В ходе применения сравнительного подхода оценщиком был проведен анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов, для обеспечения наибольшей сопоставимости объектов-аналогов и оцениваемых объектов применены корректировки на цену и дату предложения, на местоположение и площадь объектов, на наличие инженерных коммуникаций, учтено назначение объектов недвижимости и их физическое состояние.

При применении затратного подхода оценщиком произведен расчет стоимости объекта как разница между восстановительной стоимостью и совокупным (накопленным) износом.

Информация об объектах-аналогах проанализирована и приведена в таблицах.

Определение итоговой величины рыночной стоимости зданий произведено путем согласования полученных результатов с присвоением удельного веса достоверности каждому из подходов.

Выводы, изложенные в названных отчетах, подтвердила в судебном заседании свидетель ФИО5

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость объектов недвижимости, приведенную в отчетах об оценке, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимости заявлены не были.

Суд, исследовав отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, сопоставив их содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, оценив показания свидетеля ФИО5, считает, что указанные выше отчеты и показания свидетеля отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывают сомнений в их достоверности.

При таких обстоятельствах, заявленные Васильевым В.В. требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

Поскольку датой обращения Васильева В.В. в суд с административным исковым заявлением является <дата>, то указанный день следует считать датой подачи им заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Васильева Василия Викторовича удовлетворить.

Восстановить Васильеву Василию Викторовичу процессуальный срок на подачу административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных объектов, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 28 ноября 2017 г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для размещения производственных объектов, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 25 ноября 2017 г.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: здание - склад, назначение: нежилое здание, кадастровый номер , общая площадь <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 21 марта 2016 г.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: здание - склад, назначение: нежилое здание, кадастровый номер , общая площадь <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 27 июня 2012 г.

Датой подачи заявления Васильева В.В. о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать <дата>

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 14 декабря 2018 г.

Председательствующий Н.А. Георгинова

Дело № 3а-105/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2018 года город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,

при секретаре Флоря Д.В.,

с участием представителя административного истца Редникиной С.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Васильева Василия Викторовича к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,

                установил:

Васильев В.В. обратился в областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Орловской области) об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований указывалось, что Васильев В.В. является собственником двух нежилых зданий, расположенных в <адрес>, а также арендатором двух земельных участков, расположенных на территории <адрес>.

По мнению Васильева В.В., кадастровая стоимость указанных земельных участков и нежилых зданий значительно превышает их рыночную стоимость, установленную в соответствии с отчетами об оценке, составленными индивидуальным предпринимателем ФИО5 (далее по тексту - ИП ФИО5).

По изложенным основаниям, Васильев В.В. просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных объектов, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 28 ноября 2017 г.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения производственных объектов, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 25 ноября 2017 г.; установить кадастровую стоимость склада, назначение: нежилое здание, кадастровый , общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...> руб., определенной по состоянию на 21 марта 2016 г., установить кадастровую стоимость склада, назначение: нежилое здание, кадастровый , общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...> руб., определенной по состоянию на 27 июня 2012 г., а также восстановить срок обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, имеющего кадастровый .

Административный истец, представители административных ответчиков Правительства Орловской области и Управления Росреестра по Орловской области, представители заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее по тексту- филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области), администрации Верховского района Орловской области, администрации Теляженского сельского поселения Верховского района Орловской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем, судом в соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца Редникиной С.С., поддержавшей заявленные требования, показания свидетеля ФИО5, подтвердившей выводы, изложенные в отчетах об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости , от 1 октября 2018 г., , от 14 октября 2018 г., исследовав отзыв на административное исковое заявление, представленный Правительством Орловской области, полагавшимся при разрешении спора на усмотрение суда, письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Исходя из положений статей 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе здания, строения, сооружения, помещения), являются плательщиками налога на имущество физических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Орловской области от 7 ноября 2016 г. № 2030-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Орловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Орловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 г.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 5 этой же статьи закреплено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункты 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу абзаца 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Статьей 24.19 названного Закона предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).

Исходя из положений пункта 1.2 Методических указаний, они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе, в случае образования нового земельного участка.

Пунктом 1.3 Методических указаний предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.

Согласно пункту 2.1.1 названных Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), а также в случае перевода земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения первой - шестой групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка.

Как видно из материалов административного дела, Васильев В.В. на праве аренды владеет земельным участком с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных объектов, а также земельным участком с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для размещения производственных объектов, что подтверждается договором аренды от <дата>, заключенным между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Верховского района Орловской области и Васильевым В.В. на срок <...> лет, предусматривающим расчет арендной платы с применением показателя кадастровой стоимости участков (т. 1 л.д.11-18).

Материалами дела подтверждается, что Васильев В.В. является собственником склада с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., а также склада с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., назначение: нежилые здания, адрес объектов: <адрес>

Право собственности на указанные нежилые здания возникло у административного истца на основании вступивших в законную силу решений Верховского районного суда Орловской области от 4 октября 2017 г., и было зарегистрировано в установленном порядке соответственно <дата> и <дата> (т.1, л.д.23-28).

Согласно кадастровым справкам, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , определенная по состоянию на 28 ноября 2017 г., составляет <...> коп., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , определенная по состоянию на 25 ноября 2017 г., составляет <...> коп., кадастровая стоимость здания с кадастровым номером , определенная по состоянию на 21 марта 2016 г., составляет <...> коп., кадастровая стоимость здания с кадастровым номером , определенная по состоянию на 27 июня 2012 г., составляет <...>. ( т.1 л.д.29,30,31,32).

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Исходя из правовой позиции, приведенной в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», срок обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен, если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером , принадлежащего административному истцу с <дата>, определена по состоянию на 27 июня 2012 г., тогда как с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости Васильев В.В. обратился в суд <дата>

Вместе с тем, судом установлено, что на день разрешения спора в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, в связи с чем, заявление Васильева В.В. о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости здания с кадастровым номером подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Обращаясь в суд, Васильев В.В. в подтверждение своих доводов представил отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости , от 1 октября 2018 г., , от 14 октября 2018 г., составленные ИП ФИО5, являющейся членом Ассоциации саморегулируемой организации оценщиков «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», имеющей квалификационный аттестат в области оценочной деятельности.

Согласно выше указанным отчетам, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., по состоянию на 28 ноября 2017 г. определена в размере <...> руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м. по состоянию на 25 ноября 2017 г. определена в размере <...> руб.; рыночная стоимость здания с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., по состоянию на 21 марта 2016 г. определена в размере <...> руб.; рыночная стоимость здания с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., по состоянию на 27 июня 2012 г. определена в размере <...> руб.

При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил сравнительный подход с использованием метода сравнения продаж, изложив в отчетах подробное обоснование отказа от использования доходного и затратного подходов к оценке.

В ходе применения сравнительного подхода оценщиком был проведен анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, для обеспечения наибольшей сопоставимости объектов-аналогов и оцениваемого объекта применены корректировки на цену предложения и наличие коммуникаций при определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , корректировка на цену предложения и размер объекта (фактор масштаба) при определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , учтены категории земель и вид разрешенного использования земельных участков.

Информация об объектах-аналогах проанализирована и приведена в таблицах, содержащихся в отчетах.

Определение итоговой величины рыночной стоимости каждого из участков произведено путем обобщения скорректированных цен аналогов.

При определении рыночной стоимости зданий складов оценщик применил затратный и сравнительный подходы, изложив в отчетах подробное обоснование отказа от использования доходного подхода к оценке.

В ходе применения сравнительного подхода оценщиком был проведен анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов, для обеспечения наибольшей сопоставимости объектов-аналогов и оцениваемых объектов применены корректировки на цену и дату предложения, на местоположение и площадь объектов, на наличие инженерных коммуникаций, учтено назначение объектов недвижимости и их физическое состояние.

При применении затратного подхода оценщиком произведен расчет стоимости объекта как разница между восстановительной стоимостью и совокупным (накопленным) износом.

Информация об объектах-аналогах проанализирована и приведена в таблицах.

Определение итоговой величины рыночной стоимости зданий произведено путем согласования полученных результатов с присвоением удельного веса достоверности каждому из подходов.

Выводы, изложенные в названных отчетах, подтвердила в судебном заседании свидетель ФИО5

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость объектов недвижимости, приведенную в отчетах об оценке, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимости заявлены не были.

Суд, исследовав отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, сопоставив их содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, оценив показания свидетеля ФИО5, считает, что указанные выше отчеты и показания свидетеля отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывают сомнений в их достоверности.

При таких обстоятельствах, заявленные Васильевым В.В. требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

Поскольку датой обращения Васильева В.В. в суд с административным исковым заявлением является <дата>, то указанный день следует считать датой подачи им заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Васильева Василия Викторовича удовлетворить.

Восстановить Васильеву Василию Викторовичу процессуальный срок на подачу административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для размещения производственных объектов, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 28 ноября 2017 г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для размещения производственных объектов, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 25 ноября 2017 г.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: здание - склад, назначение: нежилое здание, кадастровый номер , общая площадь <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 21 марта 2016 г.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: здание - склад, назначение: нежилое здание, кадастровый номер , общая площадь <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 27 июня 2012 г.

Датой подачи заявления Васильева В.В. о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать <дата>

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 14 декабря 2018 г.

Председательствующий Н.А. Георгинова

1версия для печати

3а-105/2018 ~ М-116/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильев Василий Викторович
Ответчики
Администрация сельского поселения Теляжье Верховского района Орловской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области
Администрация Верховского района Орловской области
Правительство Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
31.10.2018Регистрация административного искового заявления
01.11.2018Передача материалов судье
01.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
01.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.11.2018Предварительное судебное заседание
27.11.2018Предварительное судебное заседание
11.12.2018Судебное заседание
14.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее